Что такое безналичный расчет
Статья обновлена 05.01.2025
Группа ВТБ
0
Индивидуальные предприниматели и юридические лица ежедневно сталкиваются с необходимостью оплачивать товары и услуги, аренду и логистику, принимать оплату от партнеров и клиентов, а также проводить другие расчеты. С появлением безналичных расчетов финансовые операции стали быстрее, проще и прозрачнее, сократились издержки. Разберемся подробнее, как бизнесу организовать безналичные расчеты с ИП и компаниями, оплачивать налоги и другие обязательные взносы.
Различия безналичных и наличных расчетов
В отличие от наличного расчета, когда одна сторона сделки передает наличные деньги второй стороне, в процессе безналичного расчета есть посредник — банк. Если у покупателя и продавца разные банки, то участвовать будут сразу два кредитно-финансовых учреждения. Продающая сторона выставляет счет, в ответ на это покупатель отправляет платежное поручение в свой банк, то есть поручает совершить перевод. Деньги переводятся со счета покупателя на счет продавца. Скорость зачисления денег на счет продавца зависит от того, в каком банке у него и у второй стороны открыт расчетный счет. Внутрибанковские переводы обычно занимают меньше времени. Также значение имеет длительность операционного дня. У некоторых банков платежи проходят в любое время суток, у других — в ограниченные часы.
Максимально быстро будет проведен перевод, если отправитель и получатель средств имеют счета в одном банке. Кроме того, это еще и выгодно. Клиенты ВТБ, например, могут осуществлять платежи внутри банка без комиссии.
Лимит на расчеты наличными
ЦБ РФ установил лимит для наличных расчетов между юридическими лицами и предпринимателями. Указанием 09.12.2019 № 5348-У введено ограничение для расчетов в рамках одного договора – сумма не должна превышать 100 тысяч рублей. На практике это вносит значительные ограничения – рассчитываться наличными бизнесу просто неудобно. В качестве примера можно представить обычную ситуацию: предприниматель снимает офис и заключает договор аренды. В рамках этого договора он передает арендодателю месячный платеж, например, 40 тысяч рублей наличными. Таким образом, уже к третьему месяцу аренды лимит на расчеты наличными будет исчерпан, то есть, придется переходить на безналичную оплату – через расчетный счет.
Иногда компании и предприниматели пытаются обойти это ограничение, перезаключая договор. Стоит понимать возможные риски – для налоговой службы это является нарушением.
ВТБ предлагает бесплатное открытие расчетного счета и 6 пакетов услуг с разным количеством включенных платежей – под потребности любого бизнеса. Открывая счет для бизнеса в ВТБ, вы получаете бесплатные и безлимитные платежи другим клиентам банка, а также в бюджет. Индивидуальные предприниматели могут без комиссии переводить средства со своего расчетного счета на свои личные счета и карты физлица.
Формы безналичных расчетов
Рекомендуем
Расчетный счет для вашего бизнеса
Cкидка 50% на 6 месяцев на пакеты услуг «Самое важное» и «Все включено»
для новых клиентов
для новых клиентов


Существует несколько форм безналичного расчета. Вот основные, указанные п. 1 ст. 862 ГК РФ:
- платежное требование или поручение,
- расчеты по аккредитиву,
- расчеты чеками,
- инкассо.
Также широкое применение нашли электронные платежи, платежи через СБП и расчеты с помощью банковских карт. Стороны сделки сами решают, какую форму расчета выбрать.
Преимущества безналичных платежей
Безналичные расчеты — это удобно и безопасно для всех участников сделки. Все операции проходят через банк и учитываются, что упрощает подготовку налоговой и финансовой отчетности и минимизируют риски, связанные с мошенничеством.
Хранение и транспортировка наличных денег всегда предполагает затраты на организацию этих процессов и обеспечение безопасности. В условиях, когда контрагенты находятся в разных регионах или даже странах, безналичный перевод средств является единственным возможным способом расчета.
Учет безналичных расчетов
Можно выделить три типа безналичных операций: списание, зачисление и возврат средств. Для любой операции обязательно нужно основание — специальный расчетный документ. Например, распоряжение плательщика, взыскателя или самого банка.
Есть три варианта движения безналичных средств по счету: зачисление, списание и возврат средств. Любое из этих движений нужно обосновать первичными документами. Основанием для перевода может служить платежное поручение плательщика или выписка банка. В более редких случаях это распоряжение получателя средств — например, инкассовое поручение.
Как бизнесу вести учет безналичных операций:
- учесть расходные операции и составить первичные документы,
- учесть приходные операции и получить данные о зачислениях у банка,
- соблюдать законодательство при оформлении расчетов.
Статья опубликована 31.07.2024