Как оформить ИП в 2023 году

31.08.2023

Группа ВТБ

Время прочтения: 5 минут
Индивидуальный предприниматель – это статус, получив который можно официально вести бизнес. Для оформления ИП не обязательно быть гражданином РФ, это доступно в том числе и нерезидентам с ВНЖ или временным разрешением на проживание в стране.
Главное условие для регистрации ИП – дееспособность заявителя. При этом условии стать предпринимателем может даже несовершеннолетний. Для подростков старше 14 лет это доступно при согласии родителей или законных представителей. Также не мешает стать ИП декретный отпуск, статус пенсионера или работа по найму. Запрет на ведение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя есть у государственных служащих, адвокатов, судей – это закреплено в 79-ФЗ. Полный список ограничений для получения статуса ИП представлен в 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Что дает статус ИП

Индивидуальный предприниматель – это физическое лицо. Такой бизнес принадлежит одному человеку, то есть продать или переписать его на другого владельца не получится, необходимо только закрыть ИП. Уставной капитал ИП не нужен, в отличие от ООО, для регистрации которого требуется минимум 10 тысяч рублей. С пошаговой инструкцией для самостоятельной регистрации ООО можете ознакомиться здесь.
Если для выбранного вида деятельности необходима лицензия, то ИП может получить ее, обратившись в уполномоченную организацию. Это и отличает ИП от самозанятых, без данного статуса лицензируемыми видами бизнеса они заниматься не могут. Подробнее об отличиях ИП от самозанятости можно узнать здесь.
Индивидуальный предприниматель может также открыть расчетный счет (р/с). Это не обязательно, но позволит ему принимать и отправлять платежи безналичным способом, что значительно удобнее из-за существующего ограничения в 100 тысяч рублей на сделки по одному договору. Также р/с – это доступ к новым полезным возможностям. Например, ИП с расчетным счетом может выпустить бизнес-карту для быстрого доступа к средствам, подключить онлайн-кассу и эквайринг, получить кредит на развитие бизнеса, зарабатывать с помощью начисления процентов на неснижаемый остаток на счете.
Расчетный счет для ИП с бесплатным обслуживанием до года предлагает открыть ВТБ. Подробнее об открытии счета для ИП.

Откройте ИП самостоятельно через сервис регистрации бизнеса

  • Откройте ИП бесплатно без визита в ФНС
  • Подготовим и отправим документы за вас
Как оформить ИП в 2023 году
Как оформить ИП в 2023 году

Инструкция для самостоятельного оформления ИП

Зарегистрировать ИП – значит встать на учет Федеральной налоговой службы в качестве индивидуального предпринимателя. Поэтапно процесс выглядит так:
  1. Выбор способа регистрации
  2. Подготовка и заполнение документов
  3. Выбор кодов деятельности по классификатору ОКВЭД
  4. Выбор налогового режима
  5. Подача документов и получение ответа от ФНС.

1. Выбор способа регистрации

Действовать можно самостоятельно или через посредника. При самостоятельной регистрации документы приносят в налоговую инспекцию лично или отправляют через интернет. Дистанционная подача экономит время и деньги: если направляете электронные версии документов, то платить государственную пошлину в размере 800 ₽ не требуется. Отправка документов без визита в ФНС доступна на сайте налоговой, на портале Госуслуги, а также в бесплатном онлайн-сервисе ВТБ.

2. Подготовка и заполнение документов

Если вы регистрируете ИП через сервис ВТБ, то вам потребуется только паспорт, номера ИНН и СНИЛС. Остальные необходимые документы сервис сформирует автоматически, а именно:
  • заявление по форме Р21001;
  • заявление о переходе на УСН (если требуется).
Преимущество сервиса в том, что он автоматически выполнит проверку введенных данных. Частая причина отказа ФНС в регистрации ИП – ошибки в заявлении по форме Р21001. У налоговой службы много требований и они касаются не только достоверности предоставленной информации, но и формата ее подачи. Если вносить информацию вручную на бумаге или компьютере, необходимо соблюдать множество требований к следующим пунктам:
  • цвет чернил для бумажных документов;
  • кегль и шрифт для электронных документов;
  • правила написания номеров телефонов, дат и других чисел;
  • в одной клетке может находиться только один символ;
  • правила нумерации страниц и пр.

3. Выбор кодов деятельности по классификатору ОКВЭД

Для оформления ИП нужно указать коды ОКВЭД – они определяют виды деятельности предпринимателя. Важно выбрать коды, состоящие из четырех и более цифр, из актуального классификатора ОКВЭД-2. Некорректное указание ОКВЭД является одной из самых распространенных причин отказа в регистрации бизнеса со стороны ФНС.
Онлайн-сервис регистрации бизнеса ВТБ поможет сформировать пакет документов для открытия ИП. Их можно направить в ФНС дистанционно через сервис или скачать, чтобы распечатать и подать лично. Преимущества сервиса:
  • всего 10 минут на подготовку документов;
  • автоматическая проверка правильности заполнения;
  • подсказки при выборе ОКВЭД.

4. Выбор налогового режима

Уже при регистрации бизнеса нужно определить, из чего будет складываться облагаемая налогом база. Это определяет, сколько от полученного дохода будет платить ИП. Для этого нужно составить и подать соответствующее уведомление вместе с остальными документами. Если этого не сделать, ФНС автоматически установит для предпринимателя общую систему налогообложения (ОСНО). Это базовый режим, который не всегда оказывается выгодным малому бизнесу: ИП на ОСНО обязаны уплачивать и НДС, и НДФЛ.
Ориентироваться при указании налогового режима нужно на выбранное направление бизнеса – это ключевой фактор, определяющий подходящий принцип исчисления налогов. Кроме того, значение имеет необходимость найма штатных сотрудников и то, с какими компаниями будет работать ИП.
Больше всего ИП работает на упрощенной системе налогообложения (УСН). Заявление о переходе на УСН можно автоматически сформировать в онлайн-сервисе регистрации бизнеса ВТБ и отправить вместе с остальными документами в ФНС.

5. Подача документов и получение ответа от ФНС

Дистанционная подача документов в ФНС возможна в том случае, если они подписаны электронной подписью. Одно из преимуществ сервиса регистрации бизнеса ВТБ – бесплатный выпуск электронной подписи физического лица.
С сервисом ВТБ зарегистрировать бизнес очень просто:
  • не выходя из дома
  • без уплаты госпошлины.
Уведомление о результате регистрации бизнеса приходит в СМС на номер, указанный в документах. Обычно на это уходит до трех рабочих дней, в некоторых случаях процесс может растянуться до 14 дней. Уточнить, рассмотрено ли заявление на открытие ИП можно на сайте налоговой службы.
До 2017 года ИП получали бумажные оригиналы документов о постановке на учет в налоговой службе, но сейчас ФНС направляет их в электронном виде на e-mail.
Статья обновлена 31.08.2023

Оформить ИП в банке ВТБ

1
Зарегистрируйтесь в сервисе
Оставьте номер телефона и следуйте подсказкам
2
Получите подтверждение
Уведомление о регистрации бизнеса в ФНС придет на электронную почту
3
Начните вести бизнес
Откройте счет с пакетом услуг за 0 ₽, чтобы принимать и отправлять платежи

Подобрать тариф РКО для ИП

Оформить ИП самостоятельно через сервис ВТБ