Расчетный счет для самозанятых: нужен ли и как его открыть
21.02.2023
Группа ВТБ
0
Время прочтения: 4 минуты
В соответствии с 422-ФЗ оформить самозанятость и перейти на специальный налоговый режим НПД (налог на профессиональный доход) может как физическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Если до этого предприниматель работал на другом специальном налоговом режиме, то от него придется отказаться, по-другому перейти на самозанятость не получится.
В России статус самозанятых имеют около шести с половиной миллионов человек. В рамках нового налогового режима работают люди разных профессий: программисты, домашние кондитеры, мастера маникюра, репетиторы.
Они продают услуги и товары собственного производства за наличный и безналичный расчет, сотрудничают с физическими и юридическими лицами, а с выручки уплачивают налог на профессиональный доход, который рассчитывается по самой низкой ставке из существующих.
Волнующий вопрос: нужен ли для деятельности самозанятого расчетный счет и как его открыть?
Может ли самозанятый открыть расчетный счет в банке?
Для приема оплаты безналичным способом самозанятые используют свой счет физического лица. Чтобы у налоговой службы не возникло вопросов, доход нужно зарегистрировать в приложении. Можно использовать базовое «Мой налог» или специальное банковское, имеющее информационный обмен с ФНС, например, ВТБ.
Если фирма-клиент зарегистрирована как юридическое лицо, то ей будет удобнее перечислять оплату за товары или услуги на расчетный счет исполнителя. Особенно, если речь идет о крупных суммах. Некоторые компании не работают с самозанятыми, так как опасаются внимания со стороны налоговой службы и связанных с такими сделками проверок.
Если среди клиентов самозанятого много юридических лиц, работающих через безналичный расчет, то ему будет удобнее получить статус ИП. Это позволит открыть расчетный счет и принимать деньги на него.
Наличие расчетного счета не только упростит сотрудничество с клиентами, оформленными как юридические лица, но позволит разделить финансовые потоки – отделить личные деньги от средств, полученных от предпринимательской деятельности.
Также с расчетным счетом становятся доступными другие важные для бизнеса возможности. Например, после открытия счета можно подключить эквайринг и установить платежный терминал для приема оплаты банковскими картами. Это выведет бизнес на новый уровень и поможет зарабатывать больше.
Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя – обязательное условие для открытия расчетного счета, просто самозанятый без статуса ИП открыть расчетный счет не может.
ВТБ для самозанятых
Бизнес-сервисы со скидкой
Карта или расчетный счет с бесплатным обслуживанием
Если бизнес будет активно развиваться и годовой доход самозанятого превысит 2,4 млн рублей, то статус ИП позволит просто сменить налоговый режим с НПД на другой – и продолжить работать на более подходящем налоговом режиме.
Стать ИП и не платить госпошлину за регистрацию предлагает ВТБ – такая возможность есть в сервисе регистрации бизнеса. С его помощью вы сможете сформировать необходимый пакет документов в режиме онлайн и отправить его в налоговую службу.
Как самозанятому ИП открыть расчетный счет?
Для индивидуальных предпринимателей расчетный счет – это право, а не обязанность. У ИП со счетом нет ограничений, связанных с максимальной суммой сделки по одному договору.
Чтобы открыть расчетный счет, самозанятому ИП необходимо подготовить ряд стандартных документов:
Паспорт
Лист записи о постановке на учёт в ЕГРИП
ИНН
Лицензия, если вид деятельности требует ее получения.
Полный перечень документов для открытия счета может отличаться от банка к банку, поэтому лучше заранее уточнить его в той финансовой организации, с которой вы хотите работать.
Предприниматель должен понимать, что после открытия расчетного счета расходы возрастут: нужно внести взнос за открытие счета и каждый месяц платить за его обслуживание. Также может взиматься комиссия за внесение и снятие наличных, за платежи физическим и юридическим лицам. ВТБ предлагает открыть счет и получить до года бесплатного обслуживания с пакетом услуг «На старте».
Примерные расходы на открытие и обслуживание счета
Расходы на банковское обслуживание зависят от того, какой банк для бизнеса вы выберете. ВТБ предлагает выгодное решение тем, кто хочет попробовать преимущества расчетного счета, но не готов к большим тратам.
Самозанятые ИП могут бесплатно открыть расчетный счет и ничего не платить за его обслуживание в течение трех месяцев – без каких-либо скрытых условий. Нужно быть новым клиентом банка и выбрать пакет услуг «На старте», в который уже включен безлимитный перевод средств на счета и карты физического лица, платежи клиентам банка и даже выпуск бизнес-карты.
По истечению трех месяцев можно продолжить пользоваться счетом бесплатно до года – достаточно поддерживать оборот по нему в 10 тысяч рублей в месяц.
Поделиться:
Сравнение ИП и самозанятости
Регистрация
Налоговый режим
Обязательная отчетность
Организация работы
Самозанятый
ИП на НПД
ИП на УСН
Регистрация
0 ₽
Онлайн через приложение банка за 3 часа
0 ₽
Онлайн через интернет-банк или мобильное приложение банка за 3 часа
0 или 800 ₽
Лично (с госпошлиной 800₽) или онлайн (бесплатно) за 3 дня
Лимит годового дохода
2,4 млн ₽
2,4 млн ₽
150 млн ₽
Возможность совмещать с другими режимами
Нет
Нет
Да
Необходимость заключать договор
Нет
С ФЛ до 10 000 ₽ необязательно
Да
С ИП и ООО обязательно
Да
Да
Самозанятый
ИП на НПД
ИП на УСН
Налоговая ставка
4%
С доходов от физлиц
6%
С доходов от юрлиц
0%
Если доходов нет
4%
С доходов от физлиц
6%
С доходов от юрлиц
0%
Если доходов нет
6%
От всех поступлений
15%
От полученной разницы доходов и затрат
Налоговые вычеты
10 000 ₽
Единоразовый вычет при регистрации
10 000 ₽
Единоразовый вычет при регистрации
Ежегодно
Ежегодный вычет на сумму взносов на ОПС и ОМС
Возможность совмещать с другими режимами
Нет
Да
Да
Самозанятый
ИП на НПД
ИП на УСН
Выплаты в фонды ОПС и ОМС
Нет
Отсутствуют
Нет
Отсутствуют
Да
43 211 ₽ + 1% от доходов свыше 300 000 ₽/год
Предоставление деклараций, отчетности в ФНС
Нет
Не требуется
Нет
Не требуется
Да
Требуется
Возможность заключения договора с ФСС для получения больничного и пособий
Нет
Нужен статус ИП
Да
Да
Самозанятый
ИП на НПД
ИП на УСН
Штатные сотрудники
Нет
Нельзя нанимать
Нет
Нельзя нанимать
До 100 чел
Можно нанимать
Работа по найму
Да
Можно совмещать
Да
Можно совмещать
Да
Можно совмещать
Необходимость онлайн-кассы
Нет
Нет
Да
Если покупатели — физлица и деятельность не позволяет работать без кассы
Возможность подключить эквайринг
Нет
Да
Да
Возможность получения лицензии
Нет
Нужен статус ИП
Да
Да
*НПД — Налог на профессиональную деятельность.
**УСН – Упрощенная система налогообложения.
Зарегистрироваться и открыть счет для самозанятых
Оставьте номер телефона и мы проконсультируем вас в ближайшее время