Инвестиции
ИНВЕСТИРОВАТЬ С КОНСУЛЬТАНТОМРобот-советникAdvisoryAdvisory PRO
ДОВЕРИТЬ ПРОФЕССИОНАЛАМДоверительное управлениеФонды
ВТБ Мои Инвестиции
Открытие счета через Госуслуги
Подробнее
Онлайн-банк
Откройте счет для вашего бизнеса
Открыть счет

Что такое РКО

24.08.2022

Группа ВТБ

Компании и ИП для проведения безналичных платежей друг другу заключают с банком договор на расчетно-кассовое обслуживание (РКО). Оно необходимо, чтобы проводить операции по получению и переводу денежных средств контрагентам, в бюджет, сотрудникам. Для РКО организации и предприниматели выбирают наиболее подходящий пакет услуг в том или ином банке.

Что такое РКО

Что такое РКО
Осуществление расчетно-кассового обслуживания представляет собой набор банковских услуг для ведения бизнеса. РКО включает в себя открытие расчетного счета в банке и проведение по нему различных операций: внесения и снятия наличных, выполнения платежей, переводов и пр. Для осуществления РКО заключается договор между банком и компанией или ИП.
Сейчас в стандартный набор РКО для юрлиц и ИП банки включают целый набор услуг.
  1. Открытие и обслуживание расчетного счета. Под банковским обслуживанием подразумевается формирование и предоставление выписок владельцу. В них указываются все приходные и расходные операции за день.
  2. Формирование и отправка платежных поручений. Это могут быть расчеты с поставщиками и подрядчиками, бюджетные платежи, перевод денег сотрудникам на зарплатные карты, прочие расчеты.
  3. Кассовое обслуживание. Банк работает с наличностью: принимает и выдает деньги, оформляет чековые книжки, осуществляет инкассацию (для этого заключается отдельный договор).
  4. Выпуск карт. Клиент может заказать корпоративные карты для внесения и снятия наличных в банкоматах, расчетов с партнерами, оплаты представительских расходов и закупок для офиса, выплат командировочных и пр.
  5. Интернет-банк и мобильное приложение. Они обеспечивают круглосуточный доступ к управлению счетом.

Отличие РКО юридических лиц и ИП

Общее свойство счетов, открытых юридическим лицом и предпринимателем, — они предназначены не для личных нужд, а для коммерческой деятельности. В чем отличия при открытии счетов для юридического лица и ИП?
  • Для начала сотрудничества с банком ИП должен предоставить только паспорт (для граждан РФ). Для юрлиц пакет документов больше и включает в себя учредительные документы, подтверждение полномочий руководителя и пр.
  • Кредитные учреждения дают возможность ИП переводить деньги на личные счета без комиссий.
Различий между счетами предпринимателей и организаций нет, как правило, банки предлагают им одинаковый набор пакетов услуг. Нередко ИП, который имеет значительный годовой оборот и развитый бизнес, заказывает комплекс услуг наравне с компаниями.
Но если предприниматель решит изменить статус — закрыть ИП и зарегистрировать ООО, то и счет для нового ООО нужно будет открывать новый.

Как открыть РКО

Последовательность действий для заключения договора на расчетно-кассовое обслуживание в банке приведена ниже.
  1. Ознакомление с тарифами
  2. Подача заявки на открытие счета
  3. Оформление и подписание документов
Сложностей при составлении договора обычно не возникает, но банки с осторожностью относятся к ООО и другим юрлицам, у которых нет в штате бухгалтера и присутствуют иные признаки фирмы-однодневки. Бдительности от кредитного учреждения требует ЦБ РФ в соответствии со 115-ФЗ.

Какой банк выбрать

Разнообразие предложений кредитных организаций на расчетно-кассовое обслуживание клиентов заставляет задуматься, какой банк выбрать? Есть ряд критериев, на которые нужно обратить внимание.
  1. Срок существования кредитного учреждения. Банк, который только открылся и предлагает дешевые услуги, не всегда является лучшим вариантом.
  2. Надежность и рейтинг. Информация о наличии лицензии, размере активов, отчетность и другие данные размещены в открытом доступе на сайте банка.
  3. Если банк работает не только в пределах страны и выставляет акции на международном рынке, значит он соответствует требованиям ЦБ РФ и FCA (англ. Financial Conduct Authority — Управление по финансовому регулированию и надзору).
  4. Качество интернет-банкинга и мобильного приложения. Оценивать необходимо функциональность и доступность на разных устройствах. Это можно сделать и по отзывам, но лучше воспользоваться демоверсией и сделать выводы самостоятельно.
  5. Выгодные тарифы на РКО. Нужно внимательно проверить все предлагаемые в рекламе условия. Бывает, что выгодные тарифы доступны только отдельной категории клиентов, при выполнении особых условий.
  6. Спектр услуг. Оценивая возможность открыть расчетный счет, следует также понять, все ли необходимые бизнесу услуги предлагает банк: эквайринг, возможность выпустить электронную подпись и бесплатно записать ее на токен банка, подключение зарплатного проекта, банковская гарантия для участия в закупках и пр.
  7. Кредитная политика. Развивающемуся бизнесу требуются заемные средства. Условия, ставки и разнообразие кредитных продуктов должны учитываться при выборе банка.
  8. Бонусы для новых клиентов. Их обычно предоставляют крупные банки в виде скидок, бесплатных сервисов, бонусов партнеров.
  9. Помощь по 115-ФЗ. Отслеживание нелегальных схем перевода денег — функция банка. Если предлагается помощь в виде консультаций и специальных сервисов — это большой плюс при выборе.
  10. Время работы офиса и удобство его нахождения.
  11. Работа службы технической поддержки.
  12. Отзывы.
Если компания осуществляет расчеты с клиентами-физлицами немаловажным критерием является подключен ли банк к Системе быстрых платежей (СБП). Оно потребуется для приема платежей по QR-коду. При выборе нужно руководствоваться масштабами бизнеса и видом деятельности; нужен ли эквайринг, инкассация, прочие «топовые» услуги.

Как открыть расчетный счет

Что такое расчетно-кассовое обслуживание
Расчетно-кассовое обслуживание в банке для компании или ИП открывается по одинаковой схеме. Разница заключается в пакете документов, которые необходимо предоставить.

Для ИП

  • паспорт — для граждан РФ
  • документ, удостоверяющий личность, с переводом на русский и документ о праве на пребывание — для иностранных граждан
Дополнительно могут потребоваться лицензии, декларации с отметкой налоговой инспекции.

Для ООО

  • устав
  • паспорт руководителя
  • документ, подтверждающий полномочия руководителя
Дополнительно могут потребоваться документы на право осуществления отдельных видов деятельности.
Перед открытием счета следует уточнить полный перечень, так как банковское учреждение вправе самостоятельно его устанавливать. Удобнее всего это сделать, оставив заявку на сайте, менеджер позвонит и проконсультирует, какие понадобятся документы.

Варианты открытия расчетного счета

  • Лично в банке. Сделать это может лично ИП или руководитель юридического лица, либо иное лицо по доверенности. Для физического лица необходима нотариально заверенная доверенность, для ООО достаточно подписанной руководителем и скрепленной печатью.
  • На выездной встрече. В этом случае документы для открытия счета оформит менеджер, который приедет в заранее обговоренное место.
Перед открытием нужно уточнить, какой способ доступен в вашем городе, оставив заявку на сайте.

Порядок подключения к РКО

Открыть РКО
Открытие расчетного счета и подключение ИП и юридически лиц к РКО происходит по алгоритму:
  • заполнение заявки на сайте банка
  • получение консультации от сотрудника по тарифам и документам
  • предоставление документов (в офисе или на встрече с выездным менеджером)
  • проверка заявителя и переданных документов в сроки, установленные кредитным учреждением, за которой, если все в порядке, следует открытие счета
Договор предоставляется при личной встрече. После подписания документа клиент может пользоваться указанными в нем услугами через личный кабинет. Далее при необходимости подается заявка на подключение эквайринга, участие в зарплатном проекте, выпуск корпоративной карты, оформление кредита или депозита.
Сообщать об открытии счета в налоговую инспекцию, ПФР, ФСС обязан банк (52-ФЗ).

Какие банки предлагают наиболее выгодные условия для начинающих предпринимателей?

  • «ВТБ» — «На старте» с бесплатным обслуживанием до 12 месяцев
  • «Россельхозбанк» — «Базовый лайт»
  • «Открытие» — «Первый шаг»
  • «Точка» — «Ноль. ИП»
  • «Тинькофф» — «Простой»
  • «АльфаБанк» — «Ноль для старта»
  • «Промсвязьбанк» — «Бизнес старт»

Законные причины отказа в открытии счета

Есть ряд законных оснований для отказа в открытии расчетного счета для юридических и физических лиц, зарегистрированных как ИП. Перечислим их ниже.
  • Счет заявителя заблокирован в другом банке. Чтобы начать обслуживаться в выбранном банке, нужно снять блокировку с предыдущего счета.
  • Есть признаки незаконного обналичивания денег. Подозрительными выглядят: адрес массовой регистрации, указанный в документах заявителя, низкая налоговая нагрузка, проблемы с уплатой налогов и сдачей деклараций.
  • Много долгов и исков к компании, ИП. Для банков - это сигнал, что организация неблагонадежная.
  • Деятельность ведется во многих сферах, не связанных друг с другом. К примеру, подозрение вызовет бизнес, в котором сочетаются транспортные услуги и торговля детским питанием. Но конечно, необязательно, что такая компания использует преступные схемы. В доказательство можно предоставить данные из статистики с указанными ОКВЭДами, документы о наличии помещений и персонала, работающего на разных участках деятельности.
  • Документы представлены в ненадлежащем состоянии или неполном комплекте. Если предоставлен рваный паспорт, нечитаемый устав и прочие документы, кредитное учреждение вправе отказать в открытии счета и ведении РКО.
При отказе дается письменный ответ с указанием причин и нормативных актов. Но не всегда причины отказа бывают обоснованными.

Незаконные причины отказа

По статье 846 Гражданского кодекса РФ банк обязан открыть счет, если для отказа нет уважительных причин. Бывают ситуации, когда заявитель вызывает сомнения в благонадежности, но это не дает права нарушать законодательство. Компания или предприниматель вправе обратиться в суд. В каком случае это обосновано?
  1. Подозрительный юридический адрес. Если заявитель представит доказательства, что офис существует и расположен там, где указан в документах, то судебное решение будет в его пользу (№ Ф08-754/2016).
  2. Подозрение, что юрлицо является фирмой-однодневкой, оказалось недоказанным. Если компания ведет бизнес честно, без нарушения законодательства, то выиграет дело в суде.
  3. Если банк отказал в открытии из-за сомнения, что фирма действующая. Такая проблема может возникнуть, если у компании нет активов, и на протяжении нескольких лет не ведется деятельность. Это не является причиной законного отказа. Организация могла попасть в сложную ситуации и пытается возобновить работу.
  4. Если учредитель одновременно является директором и бухгалтером, это не означает, что нарушено законодательство. Причина может крыться в экономии средств на этапе становления фирмы. Бухгалтерские услуги руководитель вправе заказывать в аутсорсинговых компаниях, а руководство осуществлять сам, если является единственным учредителем или избран общим собранием.
Итак, расчетно-кассовое обслуживание необходимо компаниям и ИП для осуществления деятельности. Банк не вправе отказать в РКО, если компания соблюдает все требования законодательства.
Алгоритм заключения договора схож в большинстве кредитных учреждений, но имеет особенности в отношении состава пакета документов на открытие счета. Банки предлагают малому и среднему бизнесу пакеты услуг РКО, в ВТБ, например, их 5: «На старте», «Все по делу», «Самое важное», «Всё включено» и «Большие обороты». Клиент выбирает наиболее подходящий для себя, помощь в выборе окажет менеджер банка, если оставить заявку на сайте.

Тарифы РКО

Загрузка...

Откройте счет прямо сейчас

Оставьте заявку — мы позвоним вам в ближайшее время