Как открыть ИП

31.10.2022

Группа ВТБ

0
Время прочтения: 5 минут

Кто может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя

Получить статус индивидуального предпринимателя (ИП) может практически любой совершеннолетний гражданин РФ. Из важных требований – отсутствие заболеваний, которые могли бы ограничивать дееспособность. Для некоторых видов деятельности важно, чтобы у гражданина, который регистрирует на себя ИП, не было судимости. Подтверждение потребуется, если предприниматель решит создавать бизнес в социальной сфере или ИП будет работать с несовершеннолетними.
Согласно Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" зарегистрировать ИП могут даже несовершеннолетние от 14 до 18 лет, но для этого нужно согласие законных представителей. С 16 лет зарегистрировать ИП и заниматься предпринимательской деятельностью получится после того, как суд или органы опеки признают гражданина дееспособным.
Получить статус ИП могут:
  • иностранные граждане, у которых есть российская прописка (включая временную);
  • лица без гражданства (апатриды);
  • женщины в декретном отпуске;
  • пенсионеры;
  • учредители ООО;
  • официально трудоустроенные гражданам, если они не работают на государственной службе.

Какие документы нужны для оформления ИП

Чтобы оформить ИП, потребуется собрать и подготовить несколько документов:
  • оригинал паспорта и копии всех его страниц;
  • заявление о регистрации физлица в качестве ИП (в соответствии с формой № Р21001);
  • квитанция об уплате госпошлины (при подаче онлайн, а также через «Мои документы» или нотариуса госпошлину платить не придется);
  • если зарегистрировать ИП желает иностранный гражданин, потребуется копия документа, который подтверждает его право временно или постоянно жить в России.
Если открывать ИП планирует физическое лицо в возрасте от 14 до 18 лет, налоговая может потребовать дополнительные документы, о чем сообщит заявителю.

Пошаговая инструкция для регистрации ИП

Чтобы открыть ИП, потребуется пройти несколько шагов — самостоятельно, с помощью специальных сервисов или банка.
Как открыть ИП самостоятельно и ничего не забыть — рассмотрим ниже.

1. Выберите способ регистрации

Чтобы открыть ИП, нужно определиться, как именно будет проходить регистрация:
  • онлайн через государственные сервисы;
  • через представителя;
  • через специальные организации и банки;
  • лично в ФНС.
Современные онлайн-сервисы позволяют зарегистрировать ИП с минимальными затратами сил и времени. Например, можно обратиться в ВТБ и открыть ИП за несколько кликов. Вам не придется собирать пакет документов и нести его в налоговую, вникать в бюрократические тонкости и даже оплачивать госпошлину. Оформление ИП из сложной процедуры превратилось в комфортный процесс, по результатам которого вы сможете открыть свой бизнес.
Преимущества открытия ИП через ВТБ:
  • минимум вашего участия — с онлайн-сервисом вы пройдете все этапы удаленно, он подскажет как заполнить документы, выполнит их проверку перед отправкой в ФНС;
  • быстро — на подготовку документов уйдет около 10 минут, сразу после ответа ФНС можно приступать к работе;
  • бесплатно — не придется оплачивать госпошлину в размере 800 рублей;
  • практично — вместе с ИП в банке откроют расчетный счет с бесплатным обслуживанием, бизнес-картой и пакетом платежей;
  • удобно — банк бесплатно выпустит квалифицированную электронную подпись (КЭП) для электронного документооборота и работы с цифровыми площадками;
  • просто — потребуется минимум документов (паспорт, СНИЛС, ИНН).
А еще сервис регистрации бизнеса ВТБ поможет выбрать систему налогообложения, которая будет наиболее выгодной для вашего бизнеса. Используйте все возможности дистанционного сервиса – это сэкономит время и деньги.

2. Определитесь с видами деятельности по ОКВЭД

Это классификатор, в котором каждому виду экономической деятельности присваивается числовой код. Когда будущий предприниматель подает заявление, он должен указать в нем все коды ОКВЭД, которые соответствуют его деятельности. Так он сообщает госорганам, чем именно будет заниматься.
Коды делятся на классы, подклассы, группы и виды. Иногда выбор оказывается непростым. Например, если бизнес будет организовывать досуг и развлечения для людей, он может отметить коды в разных разделах — один или несколько.
Можно самостоятельно выбрать неограниченное количество кодов, но один из них должен быть отмечен в качестве основного — это будет тот, от которого планируется получать большую часть прибыли.
После регистрации бизнеса список можно будет отредактировать — добавить новые коды и убрать неактуальные, это тоже делается путём подачи заявления в налоговую.
От выбора основного ОКВЭД зависят страховые взносы предприятия: чем рискованнее выбранная основная деятельность, тем больше нужно платить за сотрудников.
Обратите внимание: если ФНС заметит, что большая часть дохода поступает по другому виду деятельности, они могут установить индивидуальному предпринимателю самый высокий страховой тариф среди указанных им в заявлении. И в этом случае дополнительные коды, вписанные «на всякий случай», могут превратиться в лишние платежи.
Еще один важный нюанс: если ИП занимается деятельностью не по выбранным кодам и не уведомляет об этом налоговую (или уведомляет несвоевременно), это может обернуться штрафом до 5 тысяч рублей.

3. Выберите систему налогообложения

ИП может выбрать общую систему налогообложения (ОСНО) или обратиться к спецрежимам — упрощенной системе (УСН). Всем регистрирующимся по умолчанию присваивается ОСНО, на спецрежимы можно переходить по заявлению.
Разница между режимами в том, что ИП на ОСНО платит 3-5 разных налогов, а на спецрежимах их обычно 1-2, но есть ограничение по годовой прибыли.
При работе на ПСН налогов нет, но необходимо покупать патент на определенный вид деятельности.
С 2022 года действует новый механизм — единый налоговый платеж (ЕНП). Пока это добровольная система, при которой ИП зачисляет на свой кошелек произвольную сумму в виде аванса, а ФНС распределяет этот платеж в счёт налогов, сборов и страховых взносов.

4. Заполните заявление

Чтобы открыть ИП, не нужны сложные уставные документы или наличие уставного капитала. Достаточно составить и отправить заявление по форме № Р21001. На сайте ФНС можно скачать актуальный шаблон.
Заполняют его вручную строго черными чернилами или на компьютере шрифтом Courier New в размере 18. Заранее подписывать заявление можно только в случае, если документы вы хотите подавать онлайн с КЭП. Если физлицо планирует лично отнести бумаги в ФНС, то заявление подписывается в присутствии инспектора. Когда бумаги подает доверенное лицо, подпись ставится в присутствии нотариуса. Важно строго точно переносить все данные из документов в заявление – ошибки при его заполнении могут стать причиной отказа в регистрации ИП. С помощью сервиса регистрации бизнеса ВТБ все этапы вы пройдете онлайн, быстро и бесплатно. Это исключает возможные проблемы с заполнением заявления и подготовкой документов.
Рекомендуем

Откройте ИП самостоятельно через сервис регистрации бизнеса

  • Откройте ИП бесплатно без визита в ФНС
  • Подготовим и отправим документы за вас
Как открыть ИП в 2023
Как открыть ИП в 2023

5. Оплатите государственную пошлину

Если заявление будет отправлено в любом электронном формате, например, через Госуслуги, ФНС, МФЦ или банк, то госпошлина не взимается. В остальных случаях нужно заплатить 800 рублей (актуально на 2022 год).
Бланк квитанции на оплату формируется на сайте ФНС. Также можно заполнить его вручную, если на руках есть все реквизиты регистрирующего органа.
Оплачивать госпошлину нужно на сайте ФНС или «Госуслуги», но можно сделать это в банке или через банкомат.

6. Соберите нужные документы и подайте их в налоговый орган

Регистрация доступна только по месту жительства физлица. Если в паспорте нет штампа о постоянной регистрации, то допускается подача по месту временного пребывания.
Подавать заявление можно через интернет или лично в налоговый орган.
Если планируете регистрироваться онлайн:
  • Через банк. ВТБ предлагает пройти регистрацию бизнеса дистанционно. Для этого не нужно приезжать в ФНС и платить госпошлину, через наш сервис вы быстро подготовите документы и направите их в ФНС. Вы не только пройдете регистрацию, но и получите после все нужное для старта: расчетный счет, бизнес-карту, КЭП для электронного документооборота.
  • Через ФНС или Госуслуги. Здесь потребуется квалифицированная электронная подпись, а сама схема немного сложнее: самостоятельно загружаете документы, выбираете коды и налоговый режим. Получить КЭП можно в удостоверяющих центрах, которые аккредитованы Минцифрой.
Есть возможность отправить все в бумажном виде:
  • Через МФЦ. Эту услугу оказывают не все Многофункциональные центры, поэтому о такой возможности лучше узнать заранее. Список документов тот же, оплата госпошлины потребуется, если центр не поддерживает электронный документооборот.
  • Напрямую в налоговую. Обращаться следует по месту жительства или пребывания лично, или через представителя. Документы те же.
  • По почте. Заказным письмом с объявленной ценностью и описью вложенного на адрес налоговой инспекции.

7. Получите подтверждение регистрации из ЕГРИП

Когда заявление рассмотрят, на e-mail или обычным письмом будет отправлено уведомление об успешной регистрации ИП.
В 2022 году свидетельство на руки не выдается, направляется только лист записи из Единого реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), подтверждающий новый статус физлица, а также уведомление о постановке на налоговый учет.

Сколько времени занимает регистрация

Заявление рассматривается как правило за 3 рабочих дня. Статус рассмотрения заявления можно уточнить на сайте ФНС или напрямую в налоговой инспекции по месту жительства.
Бумажные документы не выдают с апреля 2018 года — все бумаги для бизнеса существуют в электронном виде и отправляются на e-mail заявителя.
Владелец ИП получает на почту лист записи ЕГРИП и уведомление о том, что он был поставлен на налоговый учет. Если в заявлении указывали обычную почту, то придет бумажное письмо. Получить документы можно в том отделении, в котором вы подавали их на регистрацию.
Если бумажные копии все же необходимы, за ними нужно обращаться в налоговую инспекцию, сделать это можно самому или через законного представителя. Для их получения достаточно написать заявление на специальный дополнительный запрос.

Что делать после открытия ИП

После получения уведомления бизнес может начинать работать. Но для этого ИП потребуется пройти еще несколько шагов:
  • открыть расчетный счет (если документы на ИП подавать через ВТБ, расчетный счет к моменту завершения регистрации уже будет активен);
  • определить подходящую систему налогообложения (перейти на спецрежим, если еще не сделали этого);
  • зарегистрировать компанию во внебюджетных фондах и органах Росстата (если у ИП будут наемные сотрудники).
Главная регистрация для любого ИП — в ФНС. В Пенсионном фонде регистрироваться в качестве работодателя необязательно, это произойдет автоматически на основании данных налоговых органов.
Если бизнес будет работать с людьми по трудовым или гражданско-правовым договорам, то им необходимо встать на учет в Фонде социального страхования (ФСС). Для этого следует написать заявление и приложить к нему:
  • выписку из ЕГРИП;
  • копию паспорта работника;
  • договор с работником.
Все это передается в ФСС в течение 30 дней с момента начала договорных отношений с принятым сотрудником. Проверяющий орган поставит ИП на учет, присвоит ему регистрационный номер и выдаст уведомление о классе профессионального риска. Это используется для расчета и отправки взносов на травматизм.

Нужна ли печать ИП

Это необязательно для начала предпринимательской деятельности. ИП может работать без печати или оформить ее в любой момент, когда она понадобится.
Обычно печать требуется, когда нужно заключить договор с контрагентом или оформлять накладные.
Кроме того, не все, с кем будет взаимодействовать ИП, доверяют одной подписи владельца, иногда требуют печать на документах, чтобы удостовериться в правомочности сделки.
Также без нее не обойтись при приеме и увольнении сотрудников — соответствующая запись в трудовой книжке должна сопровождаться печатью.

Возможные причины отказа налоговой в регистрации ИП

Проверяющий орган руководствуется статьей 23 закона № 129-ФЗ. Поэтому у ФНС могут быть следующие поводы для отказа:
  • предоставлены не все документы либо они были отправлены не в ту организацию;
  • предыдущий статус ИП еще не утратил силу (если предприниматель до этого регистрировал и закрыл ИП, то должно пройти время);
  • человека лишили права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок по решению суда;
  • ранее ИП признали банкротом и еще не истек срок запрета на регистрацию нового;
  • есть решение суда о принудительном закрытии предыдущего ИП гражданина, и с момента принятия судом такого решения не истек год.
Также налоговая откажет, если человек недееспособен или есть сомнения в состоянии его здоровья.
Еще одна вероятная причина — ошибки при регистрации. Если предприниматель неверно заполнил заявление, выбрал неправильные или запрещенные коды деятельности, отправил все не в тот регистрирующий орган, ему могут отказать.
Гражданин может собрать и подать документы повторно, но сначала стоит узнать точно, по какой причине налоговая не дает за.регистрировать новое ИП.
Статья обновлена 18.09.2023

Открыть ИП в банке ВТБ

1
Зарегистрируйтесь в сервисе
Оставьте номер телефона и следуйте подсказкам
2
Получите подтверждение
Уведомление о регистрации бизнеса в ФНС придет на электронную почту
3
Начните вести бизнес
Откройте счет с пакетом услуг за 0 ₽, чтобы принимать и отправлять платежи

Тарифы РКО для ИП

Загрузка...

Открыть ИП самостоятельно через сервис ВТБ