Как получить электронную подпись для торгов
09.11.2023
Группа ВТБ
0
Время прочтения: 4 минуты
Федеральный закон 63-ФЗ определяет порядок использования электронных подписей в гражданско-правовых отношениях. Одна из причин, по которой индивидуальные предприниматели и юридические лица выпускают электронную подпись – участие в электронных торгах. Разберемся, как получить электронную подпись для торгов.
Что такое электронные торги
Один из способов реализовать товары и услуги – участие в электронных торгах. Правильно использовать понятие именно «электронные торги», так как проводятся они онлайн на специальных электронных торговых площадках (ЭТП). Но для удобства часто говорят и пишут просто «торги» и «тендер».
Процесс закупки выглядит так: покупатель выбирает подходящее предложение поставщика и заключает с ним контракт. Правила организации и проведения таких тендеров, а также права и обязанности всех участников закреплены на законодательном уровне.
Государство – один из крупнейших заказчиков товаров и услуг. Чтобы процесс был прозрачен, все его нюансы строго регламентированы, процедура называется госзакупками. Федеральные, региональные и муниципальные компании участвуют в закупках согласно 44-ФЗ. Закупки коммерческого бизнеса с долей государственного участия более 50% регулирует другой закон – 233-ФЗ.
Для участия в торгах в качестве поставщика ИП и юрлицу необходимо зарегистрироваться в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Там появляются актуальные тендеры и хранятся данные обо всех участниках. Получить доступ к ЕИС можно только при наличии электронной подписи (ЭП).
Что такое электронная подпись
Приравнять электронный документ к бумажному можно посредством электронной подписи. Она является аналогом обычной, той, которую предприниматель и руководитель юридического лица оставляет от руки.
Часто в контексте бизнес-тематики можно встретить оборот «электронная цифровая подпись» и сокращение «ЭЦП». ЭЦП — это ранее использовавшийся общий термин, который устарел. С 2011 года подписи называют не «электронными цифровыми», а просто «электронными».
Существует несколько видов ЭП, они различаются степенью защищенности и областью использования:
- простая (ПЭП);
- усиленная неквалифицированная (УНЭП/НЭП);
- усиленная квалифицированная (УКЭП/КЭП).
Какая электронная подпись нужна для торгов
В России действуют восемь отобранных электронных площадок, где размещают торги по госзакупкам. Все они принимают именно квалифицированную электронную подпись.
Только КЭП придает документам юридическую силу без дополнительных условий и соглашений между сторонами – это подтверждает 63-ФЗ. Квалифицированная электронная подпись используется для подтверждения авторства, гарантирует целостность электронного сообщения (при внесении изменений в документ, проверка подписи завершится ошибкой) и неотрекаемость (нельзя отказаться от авторства).
КЭП необходима на всех этапах взаимодействия с площадкой: для регистрации, подачи заявки на участие в тендере, для заключения сделки.
Кроме указанных ЭТП, есть и другие, где размещают тендеры коммерческих компаний и торги по продаже имущества должников – там требования к ЭП могут быть ниже.
Рекомендуем
Квалифицированная электронная подпись (КЭП)
Это цифровой аналог собственноручной подписи индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица
Кто может получить КЭП для торгов
Получить квалифицированный сертификат и использовать его для участия в тендерах может индивидуальный предприниматель, руководитель юридического лица и другой человек, обладающий правом действовать от имени организации без доверенности.
КЭП юридическим лицам и предпринимателям выдает Удостоверяющий центр ФНС России и его доверенные лица, в том числе банк ВТБ.
Можно ли участвовать в торгах без ЭП
В электронном формате проводят большую часть торгов, но некоторая часть все еще проходит на бумаге. Для участия в следующих закупках электронная подпись не нужна:
- у единственного поставщика;
- для закупки гуманитарной помощи и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- организованные по решению правительства;
- некоторые имущественные.
Что нужно для получения КЭП для торгов
Если вы обращаетесь за электронной подписью в налоговую службу, то необходимо приобрести подходящий носитель, заполнить заявление и подготовить документы. USB-токен долен иметь сертификат ФСБ и ФСТЭК России. в среднем такой USB-токен стоит 1800-3000 рублей. Заявление и документы можно подать лично и через сайт ФНС. Даже если отправляете все дистанционно, приехать в налоговую все равно придется – чтобы пройти личную идентификацию и получить КЭП.
Клиентам, открывшим расчетный счет, ВТБ бесплатно выдает КЭП на сертифицированном ФСБ носителе – USB-токене с модулем NFC. Чтобы получить КЭП, индивидуальному предпринимателю и руководителю юрлица достаточно оставить онлайн-заявку на сайте ВТБ, получить консультацию по телефону и один раз посетить офис банка. Ехать в ФНС не придется.
Статья обновлена: 22.11.2023