Инвестиции
ИНВЕСТИРОВАТЬ С КОНСУЛЬТАНТОМРобот-советникAdvisoryAdvisory PRO
ДОВЕРИТЬ ПРОФЕССИОНАЛАМДоверительное управлениеФонды
Инвестиционная платформа №1
10% годовых в облигациях российских компаний
Подробнее
Онлайн-банк
Откройте счет для вашего бизнеса
Открыть счет

Всё про электронную подпись: от ЭЦП до КЭП

22.02.2023

Группа ВТБ

Время прочтения: 4 минуты
Как и любые другие технические средства, электронные подписи переживали несколько циклов развития. По мере усовершенствования технологии, менялись возможности ЭЦП и расширялся перечень задач, которые с их помощью можно было бы решить.
Идея создания цифрового аналога ручной подписи появилась еще в 70-х годах. Концепция электронной цифровой подписи (ЭЦП) принадлежит криптографам Уитфилду Диффи и Мартину Хеллману. На основе их предположений были разработаны криптографические алгоритмы.
В России бизнес использует цифровые подписи еще с 90-х годов, а впервые юридический статус они получили в 1995 году. Соответствующее изменение было внесено в Гражданский кодекс РФ, где появилось определение аналога собственноручной подписи – АСП.

ЭЦП в России

Одними из первых начали применять ЭЦП в своей работе финансовые организации, в числе которых и Банк России. Функционал электронной подписи тогда был ограничен, ее использовали для обеспечения безопасности при передаче внутренней банковской информации. Позже ЭЦП внедрили с этой же целью в системы информационного обмена между банком и клиентом, а также для документооборота ИП и юридических лиц.
Возникла потребность в расширении области применения ЭЦП и обновлении ее юридического статуса. Гражданский кодекс хотя и признавал ЭЦП аналогом подписи, поставленной вручную, но ограничивал ее использование корпоративными системами, или требовал обязательно подписывать двустороннее соглашение между сторонами. Осложнялось все отсутствием уполномоченного органа, ответственного за подтверждение подлинности подписей и разрешение спорных ситуаций, связанных с этим. Все это не позволяло вести полноценный электронный документооборот между разными субъектами.

Закон «Об электронной цифровой подписи»

В ответ на это в 2002 году был принят Федеральный закон №1 «Об электронной цифровой подписи», который определил порядок ее применения. В качестве гаранта, выдающего сертификаты подписей и ведущего их учет, были выбраны удостоверяющие центры (УЦ). В обязанности УЦ также входило введение стандартов для технических средств и информационных систем, работающих с сертификатами электронной подписи. Отсутствие стандартизации в представлении данных сертификатов было проблемой – сертификаты, выданные одним УЦ, не воспринимались однозначно другими центрами. Недоработка закона и отсутствие технических возможностей стали причиной, по которой внедрить в массы полноценный электронный документооборот, имеющий юридическую силу, не получилось. Таким образом, только после более поздних обновлений закона удалось реализовать желаемое.
В апреле 2011 года был принят Федеральный закон 63-ФЗ «Об электронной подписи». Разработка закона велась несколько лет, благодаря чему удалось учесть то, что вызывало неопределенность ранее. Был расширен перечень электронных подписей – выделились виды, работающие на разных технологиях.

Простая

Такая электронная подпись не имеет сертификата и формируется без использования криптографических ключей. Простая подпись генерируется в моменте – ее используют, например, чтобы подтвердить вход в личный кабинет государственного портала в интернете или для одобрения транзакции. При наличии соответствующего соглашения и соблюдении одного из условий, представленных в статье 9 63-ФЗ, даже адрес электронной почты отправителя может считаться простой электронной подписью.

Неквалифициованная

НЭП или неквалифицированная электронная подпись создается в специальной программе с использованием криптографических преобразований. НЭП содержит специальный сертификат с данными ключа подписи и владельца такого ключа, что позволяет определить автора и явно связана с содержанием документа, т.е. при изменении содержания подписанного документа, сама подпись становится недействительной.
Область применения НЭП ограничена, так как требуется, чтобы обе стороны, ее использующие, предварительно договорились об этом и заключили соглашение. Таким образом, НЭП имеет юридическую силу в рамках ведения электронного документооборота, только если существуют вручную подписанные обеими сторонами документы о ее признании.

Квалифицированная

Усиленная квалифицированная электронная подпись – УКЭП или КЭП – обладает всеми признаками неквалифицированной подписи, однако, сертификат такой подписи может быть выдан только удостоверяющим центром, аккредитованным государством. Такая подпись должна в обязательном порядке создаваться на сертифицированном программном обеспечении. Для хранения ключей в обязательном порядке необходимо использовать специальный защищенный ключевой носитель. Все эти ограничения позволили сделать использование КЭП юридически значимым процессом, не требующим заключения дополнительных соглашений. Область применения квалифицированных подписей включает ведение переписки с органами власти, документооборот между компаниями и другими субъектами права.

Изменения в 63-ФЗ

Практически ежегодно выходят обновления 63-ФЗ, вносимые изменения призваны решить возможные спорные ситуации, связанные с применением КЭП, упростить и масштабировать ее использование в рамках бизнес-процессов, исключить прецеденты мошенничества.
Среди последних изменений – возможность выдачи КЭП юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только в Удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы России (ФНС) и у его доверенных лиц. Одним из таких доверенных лиц является Банк ВТБ, где вы можете бесплатно получить квалифицированный сертификат электронной подписи для ведения бизнеса, записанный на сертифицированный usb-токен.
С марта 2022 года, согласно 63-ФЗ, получить КЭП может индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица только при личном обращении в УЦ ФНС или к его доверенным лицам. В УЦ ФНС нельзя получить квалифицированную электронную подпись по доверенности на сотрудника, где будут зафиксированы данные владельца и компании, интересы которой он представляет. Подписи от коммерческих удостоверяющих центров, полученные по старым правилам, будут работать до окончания срока действия их сертификата или до конца августа 2023 года.

Получить электронную подпись в ВТБ

  • Нет расчетного счета в ВТБ
  • Есть расчетный счет в ВТБ
1
Оставьте заявку на выдачу КЭП
Нужен только номер телефона
1
Оставьте заявку на выдачу КЭП
Нужен только номер телефона
2
Поможем открыть расчетный счет для бизнеса
При открытии счета для бизнеса в банке ВТБ вы получаете КЭП бесплатно
2
Поможем открыть расчетный счет для бизнеса
При открытии счета для бизнеса в банке ВТБ вы получаете КЭП бесплатно
3
Бесплатно выдадим КЭП за 20 минут
Будем ждать вас в одном из доступных офисов
3
Бесплатно выдадим КЭП за 20 минут
Будем ждать вас в одном из доступных офисов

Оставьте заявку прямо сейчас

Оставьте номер телефона и мы проконсультируем вас в ближайшее время

Оставьте заявку

1
Оставьте заявку на получение КЭП
Нужен только номер телефона
1
Оставьте заявку на получение КЭП
Нужен только номер телефона
2
Позвоним и проконсультируем
Ответим на все вопросы
2
Позвоним и проконсультируем
Ответим на все вопросы
3
Бесплатно выдадим КЭП за 20 минут
Будем ждать вас в одном из доступных офисов
3
Бесплатно выдадим КЭП за 20 минут
Будем ждать вас в одном из доступных офисов

Оставьте заявку прямо сейчас

Оставьте номер телефона и мы проконсультируем вас в ближайшее время

Оставьте заявку

Выпустить электронную подпись в ВТБ