Что нужно для регистрации юридического лица

14.12.2022

Группа ВТБ

0
Время прочтения — 4 минуты
Согласно Гражданскому кодексу РФ, юридическое лицо официально считается созданным с момента его регистрации в налоговой службе. Для ведения малого и среднего бизнеса предпочтительной организационной формой является ООО.

Пошаговая инструкция

Зарегистрировать юридическое лицо несложно. Современное законодательство и работа инспекционных органов ориентированы на уменьшение количества бюрократических процедур и расширение возможностей бизнеса. Основные четыре шага к открытию компании:
  • Формирование пакета документов
  • Выбор налогового органа
  • Подача документов для регистрации
  • Получение документов о пройденной регистрации.

Шаг №1. Формирование пакета документов

Список необходимых документов устанавливается в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - 129-ФЗ), статья 12. Список зависит от того, какое количество учредителей у будущего ООО. Если учредитель один, то нужно подготовить:
  • Заявление для регистрации, оно подается по форме Р11001
  • Письменное решение о создании предприятия
  • Устав (его необходимо составить заранее)
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.

Шаг №2. Выбор налогового органа

Налоговый орган выбирают по месту нахождения юридического лица. На сайте Федеральной налоговой службы можно указать адрес регистрации своего предприятия, после чего система выдаст, куда именно нужно обратиться.
Регистрация ООО осуществляется по месту постоянного пребывания действующих исполнительных органов (они же – руководители или учредители компании). Если таковые отсутствуют, тогда по месту пребывания лица, которое имеет право действовать от имени юридического лица без оформленной доверенности.
Закономерен вопрос, если нужна регистрация юридического лица, что нужно подготовить из документов, когда учредителей двое или больше? В этом случае к обозначенному выше списку добавляется протокол общего собрания учредителей и договор о создании коммерческой организации. Последний не подается в ФНС, однако его наличие является обязательным.

Шаг №3. Подача документов для регистрации

Сделать это можно несколькими способами:
  1. Лично
  2. Через нотариуса
  3. Дистанционно.
В первом случае предприниматель лично посещает налоговую службу с подготовленным пакетом бумажных документов, где сдает их ответственному лицу. Налоговая служба выдает расписку об их приеме.
Также можно воспользоваться услугами нотариуса для выполнения данной процедуры. Это обойдется дороже, но позволит сэкономить время для выполнения другой работы, что особенно актуально для бизнеса на старте.
Возможно использовать также онлайн-сервис «Государственная онлайн-регистрация бизнеса». Создан сервис сравнительно недавно, но его удобство уже успели оценить предприниматели. Всю нужную документацию для направления на проверку потребуется отсканировать или сразу получить в электронном формате, затем отправить ее через сайт сервиса в ФНС.
Для подачи документов можно использовать бесплатный онлайн-сервис регистрации бизнеса ВТБ. Сервис подготовит необходимый пакет документов, проведёт проверку всех документов на правильность заполнения и отправит все документы в ФНС. Вам не придется вписывать данные вручную и переживать, что где-то могла быть допущена ошибка. Регистрация ООО с одним учредителем с помощью сервиса ВТБ позволит сэкономить 4000 рублей на оплате пошлины. Весомая сумма, особенно на старте бизнеса.

Шаг №4. Получение документов о государственной регистрации

Лично посещать налоговую службу для получения документации не потребуется. В течение 3 рабочих дней после обращения в ФНС компания будет зарегистрирована, при условии отсутствия проблем с документами. После чего на указанный в заявлении электронный адрес ответственное лицо направляет следующий перечень документов:
  1. ЕГРЮЛ (лист записи)
  2. Устав с соответствующей отметкой
  3. Свидетельство о постановке компании на учет в налоговых органах.
Всю представленную документацию можно сохранить в цифровом формате, либо распечатать. Каждый вид документа имеет юридическую силу и может использоваться в случае необходимости.

Порядок регистрации юридического лица

Говоря о том, что нужно для регистрации юридического лица, многие официальные источники предоставляют неполную или неточную информацию. Из-за этого будущим предпринимателям сложно разобраться. Порядок действий следующий:
  1. Выбор названия компании
  2. Подбор юридического адреса
  3. Выбор кода ОКВЭД
  4. Определение суммы уставного капитала
  5. Оформление протокола собрания и договора между учредителями
  6. Подготовка устава
  7. Заполнение формы заявления для регистрации
  8. Уплата госпошлины
  9. Уведомление о переходе на упрощенный режим налогообложения (если не планируется иной способ начисления налога)
  10. Проверка документов
  11. Подача документов в соответствующую инспекцию.
С некоторыми действиями представленного порядка регистрации будет полезно ознакомиться подробнее.

Название компании

Чтобы зарегистрировать организацию, для нее нужно придумать название. При выборе наименования учитывают моменты:
  • Основное название должно быть на русском языке.
  • На иностранном языке допускается использование дополнительного названия.
  • Нужно следовать законодательству при выборе названия (129-ФЗ).
  • Выбирают те наименования, которые еще не были зарегистрированы, для проверки можно воспользоваться виртуальными сервисами.
К выбору названия подходят ответственно. Это имя бизнеса, и от его звучания зависит будущая маркетинговая политика, популярность и узнаваемость проектов и продукции.

Юридический адрес

Сложность в том, что само понятие юридического адреса встречается практически во всех нормативных документах. Однако его определение отсутствует. В статье 54 ГК РФ сообщается, что в Едином государственном реестре обязательно должен указываться адрес регистрации предприятия. Принято, что именно он и является юридическим адресом. Таким образом, это место, где располагаются руководители и учредители предприятия, предоставляя услуги или производя товары для населения.
Подойдет как адрес офиса или другого коммерческого объекта, так и место проживания учредителя. Так как эти данные находятся в свободном доступе, многие предпочитают не использовать свой домашний адрес. Можно указывать местоположение арендованного помещения, при наличии подтверждающих документов. Большинство предпринимателей арендуют офисы и другие помещения для бизнес-деятельности, не приобретая их в собственность – это доступнее и позволяет быть мобильнее.
Юридический адрес можно также взять в аренду – сегодня это востребованная услуга. После заключения договора, вы сможете использовать адрес для регистрации бизнеса, а вся поступающая на него корреспонденция будет перенаправлена туда, куда вам удобно.
Возможные проблемы, связанные с таким способом получения адреса для компании – внимание со стороны налоговой службы и других проверяющих органов. ФНС отслеживает адреса массовой регистрации юридических лиц и признает такие компании подозрительными. Вопросы возникнут и при проверке, если по указанному при регистрации адресу компании не окажется. Внимание: для государства все письма и уведомления считаются доставленными после того, как они направляются по юридическому адресу. Поэтому если компания базируется в другом месте, нужно позаботиться об оперативной переадресации корреспонденции.
Еще один важный момент – если в документации указывается местоположение компании, и оно по каким-то причинам меняется, то изменения нужно внести оперативно. Процедура платная, но быстрая. Можно выполнить ее с помощью электронных сервисов. Если же в документации указывается только город предоставления услуг, то переписывать и менять ничего не потребуется.

Уставной капитал

В соответствии с действующим законодательством, чтобы начать бизнес в форме ООО, необходимо определить уставной капитал. Минимальная сумма составляет 10 000 рублей. Есть виды предпринимательской деятельности, для которых минимальная сумма увеличивается.
Уставный капитал вносят денежными средствами или имуществом. Капитал делится между участниками на доли (не обязательно равные). В зависимости от размера своей доли учредитель будет получать прибыль пропорционально своей доле. К примеру, один из учредителей внес в ООО на стадии регистрации и формирования 30% уставного капитала, второй – 70%. Именно в таком соотношении потом будет разделяться прибыль.
Важно: оплатить долю в уставном капитале необходимо в течение 4 месяцев с момента регистрации юридического лица.

Протокол собрания и устав компании

Протокол собрания требуется только в случае, если учредителей несколько. Если у компании один руководитель, то он самостоятельно принимает решения в процессе регистрации бизнеса.
Важно: нельзя оставлять образец устава в чистом виде. Предприниматель или группа учредителей обязательно должны его отредактировать в соответствии со спецификой своей компании.

Заполнение заявления для регистрации

Для регистрации предприятия потребуется использовать заявление по форме Р11001. Не рекомендуется скачивать бланк и заполнять его вручную. Наличие ошибок, неточностей, даже минимального неправильного оформления приведет к тому, что заявление не примут.
Если, вы выбрали подавать документы лично, то лучше действовать по инструкции:
  1. Скачать бланк с сайта ФНС
  2. Заполнить его на компьютере или другом устройстве
  3. Распечатать
  4. Отнести вместе со всем пакетом документов в инспекцию
  5. Подписать заявление на месте в присутствии инспектора.
Такой подход исключает наличие ошибок, неправильного оформления и возникновения других проблем.

Оплата государственной пошлины

Чтобы зарегистрировать юридическое лицо в форме ООО, необходимо уплатить государственную пошлину. Однако если подавать заявление и документы на регистрацию в электронном виде, а также подписывать их с использованием электронной цифровой подписи, то предприниматель освобождается от оплаты государственной пошлины. Это сделано для того, чтобы стимулировать бизнесменов переходить на электронный документооборот.

Документация

Подробный печень документов, которое нужны для регистрации юридического лица, был представлен ранее. Каждый образец обязательно должен быть заполнен в соответствии с актуальными требованиями законодательства. Для скачивания и изучения образцов рекомендуется пользоваться только официальными государственными источниками, в противном случае есть риск загрузить старый формат, который не примут для регистрации.

Заключение

Представленное руководство поможет открыть компанию и начать работать в соответствии с законодательством. ВТБ предлагает все необходимое для старта. Вы можете бесплатно воспользоваться сервисом регистрации бизнеса, а также открыть расчетный счет за 0 рублей с пакетом услуг.
Статья обновлена 11.12.2023

Открыть ООО или ИП в банке ВТБ

1
Заполните заявку
Всего 20 минут — и ваши документы будут готовы и отправлены в ФНС
2
Получите подтверждение
Придет уведомление о регистрации от ФНС
3
Начните вести бизнес
Откройте счет с пакетом услуг за 0 ₽

Открыть расчетный счет в банке

Оставьте заявку прямо сейчас

Оставьте номер телефона и мы проконсультируем вас в ближайшее время
Зарегистрируйте ИП или ООО онлайн в банке ВТБ