Все про электронную подпись: от ЭЦП до КЭП

22.02.2023

Группа ВТБ

0
Время прочтения: 4 минуты
Как и любые другие технические средства, электронные подписи переживали несколько циклов развития. По мере усовершенствования технологии, менялись возможности ЭЦП и расширялся перечень задач, которые с их помощью можно было бы решить.
Идея создания цифрового аналога ручной подписи появилась еще в 70-х годах. Концепция электронной цифровой подписи (ЭЦП) принадлежит криптографам Уитфилду Диффи и Мартину Хеллману. На основе их предположений были разработаны криптографические алгоритмы.
В России бизнес использует цифровые подписи еще с 90-х годов, а впервые юридический статус они получили в 1995 году. Соответствующее изменение было внесено в Гражданский кодекс РФ, где появилось определение аналога собственноручной подписи – АСП.

ЭЦП в России

Одними из первых начали применять ЭЦП в своей работе финансовые организации, в числе которых и Банк России. Функционал электронной подписи тогда был ограничен, ее использовали для обеспечения безопасности при передаче внутренней банковской информации. Позже ЭЦП внедрили с этой же целью в системы информационного обмена между банком и клиентом, а также для документооборота ИП и юридических лиц.
Возникла потребность в расширении области применения ЭЦП и обновлении ее юридического статуса. Гражданский кодекс хотя и признавал ЭЦП аналогом подписи, поставленной вручную, но ограничивал ее использование корпоративными системами, или требовал обязательно подписывать двустороннее соглашение между сторонами. Осложнялось все отсутствием уполномоченного органа, ответственного за подтверждение подлинности подписей и разрешение спорных ситуаций, связанных с этим. Все это не позволяло вести полноценный электронный документооборот между разными субъектами.

Закон «Об электронной цифровой подписи»

В ответ на это в 2002 году был принят Федеральный закон №1 «Об электронной цифровой подписи», который определил порядок ее применения. В качестве гаранта, выдающего сертификаты подписей и ведущего их учет, были выбраны удостоверяющие центры (УЦ). В обязанности УЦ также входило введение стандартов для технических средств и информационных систем, работающих с сертификатами электронной подписи. Отсутствие стандартизации в представлении данных сертификатов было проблемой – сертификаты, выданные одним УЦ, не воспринимались однозначно другими центрами. Недоработка закона и отсутствие технических возможностей стали причиной, по которой внедрить в массы полноценный электронный документооборот, имеющий юридическую силу, не получилось. Таким образом, только после более поздних обновлений закона удалось реализовать желаемое.
В апреле 2011 года был принят Федеральный закон 63-ФЗ «Об электронной подписи». Разработка закона велась несколько лет, благодаря чему удалось учесть то, что вызывало неопределенность ранее. Был расширен перечень электронных подписей – выделились виды, работающие на разных технологиях.

Простая

Такая электронная подпись не имеет сертификата и формируется без использования криптографических ключей. Простая подпись генерируется в моменте – ее используют, например, чтобы подтвердить вход в личный кабинет государственного портала в интернете или для одобрения транзакции. При наличии соответствующего соглашения и соблюдении одного из условий, представленных в статье 9 63-ФЗ, даже адрес электронной почты отправителя может считаться простой электронной подписью.

Неквалифициованная

НЭП или неквалифицированная электронная подпись создается в специальной программе с использованием криптографических преобразований. НЭП содержит специальный сертификат с данными ключа подписи и владельца такого ключа, что позволяет определить автора и явно связана с содержанием документа, т.е. при изменении содержания подписанного документа, сама подпись становится недействительной.
Область применения НЭП ограничена, так как требуется, чтобы обе стороны, ее использующие, предварительно договорились об этом и заключили соглашение. Таким образом, НЭП имеет юридическую силу в рамках ведения электронного документооборота, только если существуют вручную подписанные обеими сторонами документы о ее признании.

Квалифицированная

Усиленная квалифицированная электронная подпись – УКЭП или КЭП – обладает всеми признаками неквалифицированной подписи, однако, сертификат такой подписи может быть выдан только удостоверяющим центром, аккредитованным государством. Такая подпись должна в обязательном порядке создаваться на сертифицированном программном обеспечении. Для хранения ключей в обязательном порядке необходимо использовать специальный защищенный ключевой носитель. Все эти ограничения позволили сделать использование КЭП юридически значимым процессом, не требующим заключения дополнительных соглашений. Область применения квалифицированных подписей включает ведение переписки с органами власти, документооборот между компаниями и другими субъектами права.
Рекомендуем

Квалифицированная электронная подпись (КЭП)

Это цифровой аналог собственноручной подписи индивидуального предпринимателя или руководителя юридического лица
Квалифицированная электронная подпись (КЭП)
Квалифицированная электронная подпись (КЭП)

Изменения в 63-ФЗ

Практически ежегодно выходят обновления 63-ФЗ, вносимые изменения призваны решить возможные спорные ситуации, связанные с применением КЭП, упростить и масштабировать ее использование в рамках бизнес-процессов, исключить прецеденты мошенничества.
Среди последних изменений – возможность выдачи КЭП юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям только в Удостоверяющем центре Федеральной налоговой службы России (ФНС) и у его доверенных лиц. Одним из таких доверенных лиц является Банк ВТБ, где вы можете бесплатно получить квалифицированный сертификат электронной подписи для ведения бизнеса, записанный на сертифицированный usb-токен.
С марта 2022 года, согласно 63-ФЗ, получить КЭП может индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица только при личном обращении в УЦ ФНС или к его доверенным лицам. В УЦ ФНС нельзя получить квалифицированную электронную подпись по доверенности на сотрудника, где будут зафиксированы данные владельца и компании, интересы которой он представляет. Подписи от коммерческих удостоверяющих центров, полученные по старым правилам, будут работать до окончания срока действия их сертификата или до конца августа 2023 года.
Статья обновлена 07.12.2023

Получить электронную подпись в ВТБ

  • Нет расчетного счета в ВТБ
  • Есть расчетный счет в ВТБ
1
Оставьте заявку на выдачу КЭП
Нужен только номер телефона
2
Поможем открыть расчетный счет для бизнеса
При открытии счета для бизнеса в банке ВТБ вы получаете КЭП бесплатно
3
Бесплатно выдадим КЭП за 20 минут
Будем ждать вас в одном из доступных офисов

Оставьте заявку прямо сейчас

Оставьте номер телефона и мы проконсультируем вас в ближайшее время
1
Оставьте заявку на получение КЭП
Нужен только номер телефона
2
Позвоним и проконсультируем
Ответим на все вопросы
3
Бесплатно выдадим КЭП за 20 минут
Будем ждать вас в одном из доступных офисов

Оставьте заявку прямо сейчас

Оставьте номер телефона и мы проконсультируем вас в ближайшее время
Выпустить электронную подпись в ВТБ