В кредитной истории хранится информация обо всем, что связано с кредитным опытом:
в какие банки и МФО вы обращались за кредитом,
где вам одобрили заявку, а где отказали,
когда и какие кредиты вы оформляли,
своевременно ли вносили платежи,
выступали ли поручителем по кредитным договорам.
В определенных законом случаях в КИ вносят информацию о долгах за коммунальные услуги, налоги, штрафы ГИБДД. По поручителю КИ начинает формироваться, если основной заемщик допускает просрочку.
Информация хранится в кредитной истории в течение 7 лет. На ее основе формируется кредитный рейтинг заемщика.
Кредитные истории хранятся в бюро кредитных историй (БКИ). Каждый гражданин имеет право 2 раза в год бесплатно проверить свою кредитную историю и узнать: не было ли допущено просрочек по платежам, не оформлено ли посторонних кредитов и нет ли ошибок в досье. Расскажем, о каких ошибках может идти речь.
По вине заемщика
Всегда внимательно проверяйте, сколько денег нужно вносить на счет по графику погашения. Не всегда сумма ежемесячного платежа округлена до рублей. Бывает, заемщик даже не замечает, что несколько копеек остались неоплаченными. Но для отчетности это не мелочь. Если платеж внесен не полностью, это уже просрочка, и на нее начисляются пени.
То же касается дат в графике. Клиент может внести деньги на счет в последний день в 23:59. Казалось бы, заемщик успел вовремя. Однако банковский день заканчивается раньше: в 17:00, в 18:00, в 19:00 — в зависимости от внутренней политики компании. Все платежи, которые поступают позже, автоматически переносятся на следующий день. По факту оказывается, что клиент допустил просрочку. Это тоже отражается в кредитной истории.
По вине банка или МФО
Кредитная история формируется на основе данных, которые передают в БКИ банки и МФО. Некоторые процессы автоматизированы, некоторыми занимаются рядовые сотрудники. Ошибки могут случиться из-за сбоя в программе или человеческого фактора. Какие ошибки в КИ случаются по вине банков:
Информацию о погашении кредита не передали в БКИ. Когда заемщик подаст новую заявку на кредит, то банк увидит, что у клиента еще есть незакрытый кредит. Это - снижает шансы на одобрение заявки.
При передаче данных допущена опечатка. В отчете неправильно указана дата или сумма платежа? Надежность плательщика уже ставится под сомнение.
Информацию ошибочно продублировали. Если в досье вместо одного кредита будет отражено два одинаковых, это означает, что у заемщика повышенная кредитная нагрузка. Вероятность одобрения нового кредита снижается.
Клиента перепутали с однофамильцем. В базе данных встречается много людей с одинаковыми фамилиями и именами. Иногда случается, что сведения о ненадежном клиенте попадают в карточку ответственного плательщика.
Ошибки по вине банков случаются редко. Но лучше перестраховаться и хотя бы раз в год заказывать отчеты из БКИ для проверки.
По вине мошенников
Злоумышленники изобретают различные схемы, чтобы получить доступ к персональным данным, оформить кредиты и украсть деньги. Нередко секретную информацию выдают владельцы карт. К примеру, преступники звонят, представляются сотрудниками банка и сообщают, что зафиксирована подозрительная операция по счету и, чтобы сохранить деньги, нужно назвать номер карты, код CVV. Этих данных может быть достаточно, чтобы снять со счета все деньги, а если сообщить незнакомцу логин и пароль от «Госуслуг», то у него появится возможность оформить на клиента новые кредиты.
Еще одна распространенная схема выглядит так: гражданину сообщают, что его близкий родственник совершил преступление. Чтобы не допустить тюремного срока, нужно заплатить крупную сумму. Многие верят этой легенде и оформляют в банках кредиты, чтобы помочь «родственнику», а потом отдают полученные средства злоумышленнику.
Персональные сведения также могут попасть к преступникам в результате утечки информации. Провайдеры, сотовые операторы защищают свои базы данных, однако злоумышленникам иногда удается взломать системы, и тогда информация о клиентах оказывается в открытом доступе.