Закладная на квартиру по ипотеке

22.07.2025

Группа ВТБ

0
Время прочтения: 5 минут
Для многих россиян ипотека остается единственной возможностью обзавестись собственным жильем. Но несмотря на популярность ипотечного кредитования, не все клиенты банков знакомы с нюансами оформления сделки. Много вопросов вызывает составление и регистрация закладной на квартиру или дом. Что это за документ и какие права он дает кредитору?

Что такое закладная на квартиру

Закладной называют именную ценную бумагу, которая подтверждает передачу квартиры или дома в залог (ипотеку) банку при оформлении кредита. Ее ценность обеспечивается стоимостью объекта недвижимости, такой документ дает право требовать исполнение условий договора. Если заемщик не справится с финансовыми обязательствами и не погасит кредит, банк может обратиться в суд, чтобы продать жилье и вернуть деньги.
Составление закладной не относится к обязательным условиям получения ипотеки. Но банки чаще всего оформляют этот документ вместе с кредитным договором. Ценная бумага помогает снизить риски кредитора. Зарегистрировав ее, кредитная организация обезопасит себя и упростит проведение операций с залоговой недвижимостью. В случае неуплаты банку не нужно будет собирать пакет документов для продажи квартиры, ему понадобится только закладная.
Банк вправе требовать оформить закладную на залоговое жилье в любой момент действия ипотечного договора, если это предусмотрено его условиями. До полного погашения кредита владельцем ценной бумаги становится кредитная организация. Но несмотря на это, недвижимость, приобретенная в ипотеку, остается в собственности у покупателя. Он может пользоваться ею по своему усмотрению, например, сделать ремонт. Если заемщик решит сдать квартиру в аренду, это необходимо будет согласовать с кредитором.

В каких случаях нужна закладная

Чаще всего оформление закладной не влияет на условия ипотечного договора. Хотя этот документ в первую очередь служит гарантом возврата кредита (займа) для кредитора, он важен и для заемщика. Ценная бумага становится свидетельством условий залога купленной в ипотеку недвижимости.
Документ составляют при получении кредита на покупку разных видов объектов: квартиры, загородного дома, дачи, земельного участка. Закладные могут использовать не только банки, но и другие организации, частные лица, которые дают деньги в долг и просят гарантировать его возврат с помощью залога имущества.
Залогодержатель имеет право:
  • переуступить права: кредитор продает другому кредитору закладную,
Если у закладной меняется владелец, для заемщика условия кредитного договора останутся прежними. Новый владелец ценной бумаги не может потребовать погасить долг по ипотеке раньше или увеличить размер платежей. При передаче прав по закладной для клиента могут изменяться только реквизиты, по которым он должен будет вносить ежемесячные взносы по ипотеке.

Возможные формы закладных

Существует два вида закладных:
  • Документарная: на бумажном носителе, подписывается собственноручно, направляется на регистрацию в Росреестр через МФЦ.
  • Электронная (бездокументарная): заверяется электронной подписью, направляется в Росреестр в рамках электронного взаимодействия.
В России электронные закладные используются наравне с бумажными с июля 2018 года. Их можно подписывать удаленно, что упрощает проведение сделок для всех сторон: клиентов, банков и Росреестра.
Заполнить электронную форму можно на сайте Росреестра или на Госуслугах. Банки обычно сами готовят закладную, клиенту остается только подписать ее. Чтобы подписать закладную, заемщику нужно получить усиленную квалифицированную электронную подпись. Электронные закладные хранятся в специализированных компаниях (депозитариях) до полного погашения кредита.

Какая информация указана в закладной

Единой формы составления бумажной закладной не существует. Каждый банк самостоятельно определяет, как будет выглядеть такой документ. Однако его содержание не должно противоречить или отличаться от информации, указанной в ипотечном договоре. В ценной бумаге, согласно ст. 14 Федерального закона № 102-ФЗ, прописывают следующие сведения:
  • слово «закладная», включенное в название документа;
  • имя, полное наименование и местонахождение залогодателя и владельца закладной, паспорт, СНИЛС (для физлица), ИНН;
  • номер, дату заключения кредитного договора.
  • имя, паспорт, СНИЛС, ИНН должника по обеспеченному ипотекой обязательству, если должник не является залогодателем;
  • сумму, годовую ставку, срок и другие условия кредитования;
  • информацию о недвижимости: кадастровый номер, площадь объекта, рыночную и кадастровую стоимость и т. д.
  • наименование права, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю
  • указание на то, что имущество, являющееся предметом ипотеки, обременено правом пожизненного пользования, аренды, сервитутом, иным правом либо не обременено никаким из подлежащих государственной регистрации прав третьих лиц на момент государственной регистрации ипотеки;
  • сведения о государственной регистрации ипотеки (орган, дата, номер);
  • дату выдачи закладной залогодержателю и ее владельцу, если осуществлялись аннулирование закладной и составление новой закладной с указанием даты аннулирования предыдущей закладной.
Документ подписывают залогодатель и должник. Это правило действует и для электронной закладной. Однако для такого типа ценной бумаги установлена специальная форма — требования к ее заполнению изложены в приказе Росреестра от 17.06.2020 №П/0203.
Вне зависимости от формы ценной бумаги заемщику нужно проверить указанные в ней сведения, перед тем как поставить подпись. Информация должна быть достоверной, иначе должник может столкнуться с проблемами, если банк обратится в суд. В спорной ситуации суд учтет указанные в документе условия кредитования.

Где и как получить закладную на квартиру

Чаще всего составление такого документа производится в процессе заключения ипотечного договора. Заемщику нужно только подписать ценную бумагу. Если кредитор использует электронную форму, все необходимые действия можно произвести дистанционно.
После подписания документа должнику и залогодателю необходимо отправить его на регистрацию в Росреестр, там ему присвоят номер. Сторонам не нужно платить госпошлину, если необходимо зарегистрировать только закладную. Но если кредитор передает ее в ведомство с пакетом документов, например, вместе с договором купли-продажи, то уплату госпошлины потребуют.
Если договор по ипотеке заверен нотариально, можно зарегистрировать закладную через нотариуса. Тогда обращаться в МФЦ не придется. Нотариус сам отправит все необходимые документы в Росреестр. Для регистрации ценной бумаги в ведомстве понадобится несколько документов:
  • Закладная.
  • Договор купли-продажи квартиры, акт приема-передачи.
  • Паспорт заемщика и залогодателя.
  • Кредитный договор.
  • Отчет об оценке стоимости имущества.
Ведомство может запросить дополнительные документы, в зависимости от условий сделки. Забирать закладную после регистрации не нужно — Росреестр направит зарегистрированную бумагу в банк или в депозитарий. Она будет храниться в банке или депозитарии. Документ составляется в единственном экземпляре. Если ценную бумагу потеряют, залогодатель и должник обязаны составить дубликат и передать его на регистрацию в Росреестр.
Рекомендуем

Ипотека в банке ВТБ

  • Быстрое оформление
  • Льготные программы
  • Дистанционная сделка

Закладная после выплаты ипотеки

После погашения кредита кредитор, как правило, без участия клиента подаст документы о снятии обременения с жилья в Росреестр.
Чтобы проверить информацию об аннулировании залога, нужно заказать выписку из ЕГРН в МФЦ или на Госуслугах, в ней будет указано, что обременение с недвижимости снято.

Подведем итог

Закладная — именная ценная бумага, которая удостоверяет передачу недвижимости в залог (ипотеку) банку при оформлении ипотеки. Такой документ можно составить в бумажном или электронном виде, после подписания заемщиком и залогодателем его нужно зарегистрировать в Росреестре. Бумага будет храниться в депозитарии или у кредитора до погашения кредита.
Оформление закладной не относится к обязательным условиям получения ипотеки, однако чаще всего банки требуют подписания документа. Передача имущества в залог кредитору обеспечивает выплату долга по кредиту.
Банк может продать закладную. Однако условия кредитного договора смена владельца бумаги не изменит. Если клиент перестанет вносить платежи по ипотеке, кредитор может обратиться в суд за обращением взыскания на заложенное имущество.
После погашения кредита закладная аннулируется. Банк самостоятельно обратиться в Росреестр для погашения записи об ипотеке или передаст документ заемщику. После получения закладной заемщику нужно обратиться в МФЦ и дождаться обновления сведений в выписке из ЕГРН. Проверить, действительно ли залог был аннулирован, можно на Госуслугах или на сайте Росреестра.

Как оформить ипотеку

1
Подайте онлайн-заявку
Рассчитайте параметры ипотеки в калькуляторе, оформите заявку и получите одобрение за 2 минуты
2
Выберите объект недвижимости
Выберите объект недвижимости, предоставьте документы по нему и дождитесь одобрения
3
Подпишите документы
Подпишите документы дистанционно или в любом удобном для вас офисе банка