Регистрация ипотеки в Росреестре

02.11.2024

Группа ВТБ

0
Время чтения ~ 5 минут
Объектом сделки по ипотеке выступает недвижимость — она остается в залоге у банка, пока задолженность не будет полностью погашена. Залог необходимо зарегистрировать в Росреестре. Это федеральный орган исполнительной власти, который ведет единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), регистрирует право на недвижимость, осуществляет земельный надзор и кадастровый учет. Расскажем, как правильно провести регистрацию.

Зачем нужна регистрация ипотеки

Регистрация ипотечной квартиры в Росреестре — это обязательная процедура, соответствующее требование закреплено Федеральными законами № 218-ФЗ и № 102-ФЗ. В документах указывают, что квартира находится у банка в обременении на основании ипотечного договора.
Обременение — это гарантия для банка, что заемщик исполнит свои обязательства и выплатит долг. Так как обременение ограничивает права собственника, он не сможет продать квартиру или совершить иную сделку без согласия банка. Банк получает закладную — документ, свидетельствующий о том, что объект находится в залоге. Росреестр выступает контролирующим органом.

Порядок регистрации ипотеки

В зависимости от типа ипотеки меняется порядок регистрации.

В силу закона

Возникает, когда клиент покупает квартиру с использованием денег банка. Обратиться за регистрацией может залогодатель (покупатель), залогодержатель (банк) или нотариус, который заверял сделку. Уплачивать госпошлину не нужно.

В силу договора

Возникает в случаях, когда клиент предоставляет в залог уже имеющуюся недвижимость. В этом случае обратиться в Росреестр должны одновременно обе стороны — и банк, и клиент. Необходимо уплатить госпошлину.
Точный порядок закреплен в ст. 20 Федерального закона № 102-ФЗ. Согласно требованиям закона:
  • ипотека подлежит обязательной регистрации,
  • подавать заявление должны залогодатель (клиент) и залогодержатель (банк) совместно,
  • стороны обязаны предоставить закладную (если она есть) и ипотечный договор либо договор о переуступке прав,
  • возникновение ипотеки начинается с момента государственной регистрации.
Чтобы зарегистрировать ипотечную сделку в Росреестре, необходимо подготовить документы и обратиться в один из регистрирующих органов. После нужно дождаться, когда всё проверят и обновят информацию в ЕГРН.

Где регистрируют ипотеку

Пройти процедуру можно лично или удаленно. Расскажем обо всех способах.

Напрямую в Росреестре

Подать документы можно на сайте ведомства, для этого нужно авторизоваться через «Госуслуги». Выберите нужную услугу, заполните анкету и приложите все документы. Если всё сделано верно, ипотеку зарегистрируют в установленном порядке. Собственнику останется получить правоустанавливающие документы.

В МФЦ «Мои документы»

В многофункциональных центрах доступен широкий список государственных услуг, в том числе регистрация ипотеки. Нужно будет лично обратиться в отделение по предварительной записи или по живой очереди. Сотрудники МФЦ сами передадут документы в Росреестр и проконтролируют, чтобы их вовремя вернули. По истечении оговоренного времени можно снова прийти в МФЦ, чтобы забрать новую выписку из ЕГРН с отметкой об обременении.
В ВТБ можно подобрать ипотеку с выгодными условиями. В том числе получить скидку к ставке за использование цифровых сервисов и оформить право собственности удаленно, без посещения Росреестра и МФЦ. При использовании цифровых сервисов все документы можно подписать дистанционно с помощью цифровой подписи.

Сколько времени происходит регистрация

В Росреестре должны проверить законность передачи права собственности и правомерность сделки с недвижимостью. Обычно сделки с квартирами проверяют за 5 рабочих дней, с участками и нежилой недвижимостью — до 15 рабочих дней.
После проведения всех необходимых проверок данные вносят в ЕГРН. Там хранятся сведения о самом объекте, а также о том, кто владеет объектом недвижимости и в пользу кого наложено обременение.
Рекомендуем

Ипотека в банке ВТБ

  • Быстрое оформление
  • Льготные программы
  • Дистанционная сделка
Ипотека в банке ВТБ
Ипотека в банке ВТБ

Что нужно для регистрации ипотеки

Расскажем подробно, что нужно подготовить перед подачей заявления в регистрирующие органы.

Уплатить госпошлину или оплатить регистрацию договора

Порядок и срок уплаты госпошлины зависит от способа подачи документов:
  • Если заявление оформляется в МФЦ или в Росреестре, необходимо уплатить пошлину заранее.
  • Если оформление дистанционное, можно уплатить пошлину после подачи заявления. Но лучше не затягивать, так как оплата должна пройти до начала процедуры регистрации. Передавать квитанцию никуда не нужно, данные поступят в систему автоматически.
Если не уплатить госпошлину за пять дней, Росреестр не примет заявку и подавать документы придется повторно. Есть категории граждан, которым не нужно уплачивать госпошлину:
  • малоимущие,
  • ветераны и инвалиды ВОВ,
  • пострадавшие в результате ЧС, получившие жилье в качестве соцподдержки,
  • москвичи, участвующие в реновации. 
Сколько стоит регистрация ипотечной недвижимости в силу договора:
  • для физических лиц — 1 000 рублей,
  • для юридических лиц — 4 000 рублей.
Если ипотека оформляется в силу закона, госпошлину не уплачивают. Вместо этого платят за регистрацию договора. Точную стоимость можно узнать в МФЦ.
Внести оплату можно любым удобным способом: через МФЦ, «Госуслуги», банкомат, в офисе банка или в мобильном приложении. Для оплаты понадобятся реквизиты. Посмотреть их можно на сайте Росреестра, указав правильный регион. Как правило, в течение дня платеж доходит до получателя.

Подготовить документы

Для подачи заявления на государственную регистрацию необходимы:
  • паспорт,
  • кредитный договор,
  • отчет об оценке квартиры,
  • квитанция об оплате госпошлины,
– закладная.
Некоторые банки не требуют оформления закладной, в этом случае можно исключить ее из списка документов.

Почему могут отказать в регистрации

Самая частая причина отказа — это неполный комплект документов или ошибки при их заполнении. Важно проверять комплектность и вычитывать всё перед отправкой, чтобы обнаружить и исправить случайные опечатки. Также заявители часто некорректно указывают регистрационное действие — например, прекращение ипотеки вместо оформления.
Еще одна частая ошибка встречается при уплате госпошлины. В квитанции могут оказаться некорректные реквизиты или несоответствующая сумма. Обратите внимание: при оформлении ипотеки в силу договора пошлина уплачивается пополам с банком, поэтому физическому лицу нужно внести только 500 рублей.

Как проверить регистрацию

Зная кадастровый (регистрационный) номер объекта недвижимости, на сайте Росреестра можно бесплатно получить основную информацию о квартире в режиме онлайн. В том числе сведения о наложенном обременении.
Укажите данные квартиры, введите проверочный код (капчу) и нажмите кнопку «Найти». Система покажет нужный объект, в документе будет отображена необходимая информация. Если регистрация проведена корректно, в строке «Ограничение прав и обременение объекта недвижимости» появится информация о залоге в пользу банка. Зарегистрированные пользователи «Госуслуг» также могут бесплатно уточнить информацию на портале, в разделе «Недвижимость, стройка» в пункте «Выписки из ЕГРН».
После прохождения регистрации покупатель должен получить выписку из ЕГРН. В ней будет указан новый собственник, а также появится отметка об обременении. Документ можно получить в МФЦ, в Росреестре или на «Госуслугах», он готовится три рабочих дня. Получение выписки платное, госпошлина составит 350 рублей для физических лиц и 700 рублей для организаций.

Посчитайте ипотеку в банке ВТБ и отправьте заявку с использованием Госуслуг.