Как сменить прописку

28.04.2025

Группа ВТБ

0
Время прочтения: 5 минут
Прописка — это официальная регистрация гражданина по определенному адресу. Если нет прописки, то человек не сможет официально устроиться на работу, оформить ребенка в садик, встать на учет в поликлинике. При переезде в другое жилье может понадобиться смена прописки. Расскажем, как сменить место регистрации, куда обращаться и можно ли это сделать онлайн.

Виды прописки

Есть два вида прописки: временная и постоянная. Временная оформляется на конкретный срок (несколько недель, месяцев или лет, в зависимости от обстоятельств). Она необходима, когда гражданин планирует провести в новом населенном пункте более 90 дней. Отметку в паспорте не ставят, гражданину просто выдается бумажное свидетельство, где отмечено, по какому адресу он будет прописан в течение указанного времени. К примеру, когда студент уезжает учиться в другой город и устраивается жить в общежитие, то ему выдается временная регистрация на период учебы.
Постоянная прописка оформляется на неопределенный срок. В общегражданском паспорте ставится штамп. Гражданину не обязательно проживать по месту регистрации. Он может быть прописан в одном месте и при этом постоянно менять жилье (арендовать или покупать новое). Если человек выписался с предыдущего места жительства, то у него есть семь дней, чтобы получить прописку по новому адресу. Тех, кто нарушит сроки, ждет штраф: до 5 тыс. рублей в Москве и Санкт-Петербурге и до 3 тыс. рублей в других регионах.
Когда в семье рождается ребенок, то родители должны оформить ему прописку в течение 1 месяца и 7 дней с даты рождения. Малыша прописывают по тому же адресу, где зарегистрированы мать или отец. Согласие других жильцов не требуется.

Как изменить место регистрации

Сменить прописку можно офлайн или онлайн. В первом случае нужно лично обратиться в офис МВД или МФЦ, во втором — подать заявление через сайт «Госуслуги».
МФЦ или МВД
Обратитесь в любой офис МФЦ или отделение МВД, которое занимается вопросами миграции. Убедитесь, что выбранное отделение МВД обслуживает ваш район (по месту новой прописки). На прием нужно прийти всем, кто планирует прописаться по новому адресу. Исключение — дети до 14 лет. К примеру, если семья с несовершеннолетним ребенком в возрасте 10 лет купила квартиру в другом районе, то на подачу документов приходят только супруги: муж и жена. Документы ребенка тоже приносят с собой, но его личное присутствие не требуется.
Сдайте документы. Сотрудник МВД проверит их и назначит дату для повторного визита. В назначенный день снова посетите отделение МВД. В ваш паспорт поставят штамп о регистрации. Если прописываете детей в возрасте до 14 лет, то им выдадут отдельное бумажное свидетельство о месте регистрации. Детям в возрасте старше 14 лет штамп ставят в паспорте, как и родителям.
Обратите внимание: когда подаете заявление на регистрацию по новому адресу, то из прежнего жилья выписываться не нужно. Это произойдет автоматически, когда будет оформлена новая прописка.
Госуслуги
На сайте «Госуслуги» есть сервис «Регистрация и снятие с регистрации по месту жительства». Главное — наличие подтвержденной учетной записи. Заранее узнайте точный адрес и кадастровый номер жилья, где планируете зарегистрироваться. Приготовьте скан-копии своего паспорта. Если собственник — другой человек, то дополнительно потребуются данные паспортов всех собственников и их письменные согласия на прописку.
Предлагаем пошаговую инструкцию, как пользоваться услугой:
  1. Авторизуйтесь в личном кабинете, откройте вкладку «Регистрация по месту жительства».
  2. Заполните заявление. Укажите, что хотите сделать: оформить или аннулировать регистрацию.
  3. Выберите, кому нужна регистрация: вам, супругу или супруге, детям, недееспособному человеку.
  4. Укажите, кому принадлежит квартира или дом: вам, другому человеку либо жилье находится в соцнайме.
  5. Проверьте данные, прикрепите фото документов и отправьте заявление.
Услугу оказывают в течение шести рабочих дней. По истечении срока в личный кабинет придет уведомление: в нем будет указано, когда и куда обратиться, чтобы вам поставили в паспорт штамп о прописке.
Заявителю дается три дня, чтобы он принес документы в ведомство. Если нарушить срок, то обработка заявления приостанавливается. Но у гражданина еще есть 12 дней, чтобы завершить процедуру. Если через 15 календарных дней после получения приглашения гражданин не явился с документами, то заявление аннулируют и отправляют в архив. Чтобы получить прописку, придется оформлять все заново.
Рекомендуем

Регистрация на портале Госуслуги

  • Доступ ко всем услугам
  • Быстрая регистрация онлайн
Изображение
Изображение

Какие требуются документы 

Для оформления постоянной или временной регистрации понадобятся следующие документы:
  • паспорта тех, кто планирует оформить регистрацию,
  • свидетельство о рождении (если нужно прописать ребенка до 14 лет),
  • документ о праве собственности на жилье (выписка из ЕГРН, договор социального найма),
  • когда речь идет о недееспособном гражданине, дополнительно потребуется акт об опеке и решение суда о признании человека недееспособным.
Если жилье, в котором вы хотите получить прописку, принадлежит не вам, то понадобится личное присутствие всех собственников старше 18 лет. Также они могут представить официальное согласие, заверенное нотариусом. Тогда приложите это согласие к списку документов. Собственникам не придется лично приходить в МВД или МФЦ.

Как прописать ребенка

Ребенок до 14 лет должен быть прописан там же, где и родители или опекуны. Если мать и отец зарегистрированы по разным адресам, то для прописки ребенка разрешено выбрать любое из двух мест. Неважно, кто собственник жилплощади, его согласие на прописку не потребуется.
Регистрация оформляется так же, как для взрослых: через МФЦ, МВД или Госуслуги. Но если у взрослых штамп ставится в паспорте, то у детей другая схема. Им выдается отдельное свидетельство, где указан адрес регистрации.
В будущем может потребоваться продажа квартиры или дома, где прописан ребенок. Если ребенок не входит в число собственников, то он просто выписывается из жилья вместе с родителями. Согласие органов опеки и попечительства не нужно. Когда часть квадратных метров принадлежит ребенку, то для заключения сделки придется получить разрешение от органов опеки (без этого документа продать жилье невозможно). Ведомство должно убедиться, что права несовершеннолетнего гражданина не ущемлены. Придется заранее оформить в его собственность другое жилье (не меньшей площади) и прописать по новому адресу.

Почему могут отказать в регистрации

При подаче заявления через Госуслуги причина отказа будет указана в уведомлении. Если обращались в ведомство лично, то позвоните в подразделение и по телефону узнайте, почему отказали в прописке.
Самые частые причины:
  • представлены не все документы,
  • заявление подано с ошибками,
  • заявитель не получил согласия от собственников,
  • квартира или дом, где заявитель планировал прописаться, подлежит сносу.
Те заявители, которые отправляли заявление онлайн, могут обжаловать отказ там же — через Госуслуги. Воспользуйтесь формой обратной связи, опишите суть обращения и отправьте запрос. Рассмотрение обращений занимает до 30 календарных дней. Но если проблема в ошибке, допущенной в заявлении, или отсутствии какого-то документа, то проще исправить недочет и обратиться в ведомство повторно.

Прописка посторонних: в чем опасность

Человека, прописанного в квартире или доме, нельзя выписать из жилья без его согласия. Единственный вариант — обратиться в суд и попытаться доказать, что гражданин никак не участвует в содержании жилплощади, не платит за коммунальные услуги или вообще там не проживает много лет. Обратите внимание: если прописанный человек по собственному желанию захочет выписаться с квадратных метров, то согласие собственника на это не требуется.
Каждый прописанный гражданин имеет право зарегистрировать на этой жилплощади своего ребенка. Собственника не обязательно даже ставить в известность.
Еще один подводный камень — увеличение коммунальных платежей. Многие показатели рассчитываются по количеству прописанных лиц, а не по площади квартиры или дома.

Подведем итоги

Прописка бывает двух видов: постоянная и временная. Для оформления регистрации предусмотрено несколько способов: через отделение МВД, офис МФЦ или онлайн на Госуслугах. Для оформления потребуется паспорт, документы о праве собственности на жилье, а также согласие всех владельцев. Дети до 14 лет не могут быть прописаны отдельно от родителей. За отсутствие постоянной регистрации можно получить штраф до 5 тыс. рублей.

Регистрация на портале Госуслуги через ВТБ Онлайн

Удобно

Получите доступ ко всем услугам сервиса Госуслуги

Легко

Зарегистрируйтесь без визита в многофункциональный центр

Быстро

Регистрация занимает 30 секунд