Что такое индивидуальный лицевой счет

02.04.2025

Группа ВТБ

0

Время прочтения: 5 минут
Каждый гражданин может в любой момент проверить данные по пенсионным правам: узнать сумму накопленных пенсионных баллов и выяснить, в каком фонде формируется будущая пенсия. Для этого нужно получить выписку о состоянии индивидуального лицевого счета. Что это за документ, какие еще сведения в нем содержатся и как ИЛС влияет на пенсию, — рассказываем в статье.

Что такое ИЛС

Индивидуальный лицевой счет — это документ, где хранится информация о периодах трудовой деятельности гражданина, местах работы и сумме уплаченных работодателем страховых взносов. Сбором сведений занимается Социальный фонд России. До 2023 года вопрос находился в ведомстве ПФР, но после реорганизации ПФР и ФСС были объединены в единый федеральный фонд СФР.
Правила формирования индивидуального лицевого счета и его использования регламентированы законом № 27-ФЗ. В нормативном документе сказано, что ИЛС должен быть у каждого гражданина РФ (а также у иностранцев и лиц без гражданства), которые официально работают на территории Российской Федерации.
У гражданина есть право заказать выписку о состоянии индивидуального лицевого счета. Она нужна, чтобы:
  • предварительно рассчитать размер будущей пенсии,
  • проверить стаж и количество заработанных пенсионных баллов,
  • узнать, в каком фонде хранятся пенсионные накопления (до 1992 года пенсионными накоплениями занимался исключительно ПФР, но затем в стране появились негосударственные фонды, и теперь граждане могут сами выбирать, где размещать средства),
  • проконтролировать, перечисляет ли работодатель взносы в Социальный фонд,
  • проверить документ на предмет ошибок и исправить их при необходимости.
Индивидуальный лицевой счет формируется на основании данных, полученных от работодателей. Когда речь идет о периодах, не относящихся к трудовой деятельности, но входящих в страховой стаж, то информация попадает в СФР из разных государственных ведомств. К примеру, если гражданин встал на учет по безработице, то период получения пособия тоже войдет в страховой стаж. Сведения в СФР передаст центр занятости.

Как открыть индивидуальный лицевой счет

Для открытия ИЛС можно воспользоваться одним из следующих способов:
  • самостоятельно подать заявление в Социальный фонд через МФЦ или через работодателя,
  • устроиться на первую официальную работу и дождаться, когда работодатель сделает первое отчисление страховых взносов в бюджет (при отсутствии ИЛС Социальный фонд сам откроет лицевой счет),
  • обратиться за какой-либо государственной услугой. К примеру, вам нужно поменять паспорт из-за смены фамилии. Обратитесь в МФЦ. Если у вас нет ИЛС, то данные будут направлены в СФР, и ведомство откроет счет автоматически.
После обработки заявления и открытия ИЛС заявителю присваивается СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). До 2019 года СНИЛС представлял собой пластиковую ламинированную карточку, но сейчас вместо нее выдают обычный бумажный бланк. Вся информация хранится в электронном виде в единой федеральной базе данных. При необходимости номер СНИЛС можно узнать онлайн, через личный кабинет на сайте СФР.

Какие сведения содержатся в ИЛС

Выписка о состоянии ИЛС состоит из нескольких частей, в которых содержится следующая информация:
  • Ф. И. О. заявителя, дата рождения, номер страхового свидетельства (СНИЛС),
  • адрес прописки, ИНН, гражданство,
  • дата регистрации в системе,
  • периоды трудовой и прочей деятельности (сюда включают не только то время, в течение которого гражданин был официально трудоустроен, но и те периоды, которые учитываются в общем страховом стаже: служба в армии, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 года, уход за пожилым человеком в возрасте от 80 лет),
  • накопленный стаж, учитываемый для назначения пенсии (у тех, кто уже получает пенсию, стаж в ИЛС не отображается).
В индивидуальном лицевом счете есть данные обо всех организациях, в которых работал гражданин. Сведения разделены на блоки. Первый блок касается работы после 2015 года. Во втором блоке размещена информация о периоде до 2015 года. Дело в том, что в 2015 году в России начала действовать новая система формирования пенсии — по накопленным пенсионным баллам. Чем больше баллов в ИЛС, тем больше размер пособия от государства. Стаж и зарплата, которые были у гражданина до 2015 года, не сгорели: их тоже конвертировали в баллы по новым правилам. Просто информацию в выписке указывают отдельно, чтобы не возникло путаницы.
Из выписки также можно узнать, в каком фонде хранятся пенсионные накопления. У всех негосударственных пенсионных фондов такие же полномочия, что раньше были у ПФР. Кроме того, клиенты НПФ могут делать дополнительные добровольные взносы и тем самым увеличивать размер будущей пенсии. В ИЛС указано, сколько средств накоплено в данный момент. Если у заявителя есть право на получение материнского капитала, то сумма тоже отражается в документе. У граждан, которые уже получают пенсию, в выписке о состоянии ИЛС предусмотрен дополнительный блок. В нижней части документа указан размер ежемесячного пособия, а также дата, когда была назначена выплата.
Рекомендуем

Регистрация на портале Госуслуги

  • Доступ ко всем услугам
  • Быстрая регистрация онлайн
Изображение
Изображение

Как получить выписку о состоянии индивидуального лицевого счета

Для этого предусмотрено несколько способов. Наиболее быстрый — заказать выписку через Госуслуги. Предлагаем пошаговую инструкцию:
  • Авторизуйтесь в личном кабинете на портале «Госуслуги» и введите запрос «Проверить свой лицевой счет».
  • Система присвоит заявлению номер. Запрос автоматически будет передан в СФР.
  • Сформированный документ пришлют в личный кабинет. Услугу оказывают в течение одного рабочего дня.
Готовую выписку можно посмотреть онлайн или скачать на устройство. Если нужна бумажная копия с печатью, то обратитесь в любой МФЦ с паспортом и номером заявления. Услуга бесплатная.
Кроме портала «Госуслуги», можно получить выписку лично, обратившись с паспортом и СНИЛС в отделение СФР. Также документ разрешено заказать по почте. Для этого отправьте заявление письмом в Социальный фонд и дождитесь ответа от ведомства. Обратите внимание: подпись на заявлении должна быть заверена нотариусом. Это нужно, чтобы сотрудники СФР убедились: запрос отправляет сам гражданин, а не посторонний человек от его имени.

Что делать, если в ИЛС допущена ошибка

Из-за технического сбоя или человеческого фактора в ИЛС может быть допущена ошибка: неправильно указано время работы в той или иной организации или не учтен период другого вида деятельности, который можно учесть при расчете будущей пенсии. Если вы обнаружили несоответствие, то подайте заявление на корректировку информации. Сделать это можно лично, обратившись в отделение СФР с паспортом, или по почте, отправив письмо в ведомство.
Подтверждающие документы нужны в следующих случаях:
  • Организации больше не существует. Понадобится копия трудовой книжки, где есть соответствующая запись, трудовой договор, ведомость о начислении зарплаты или другие документы, доказывающие, что вы работали в этой компании.
  • Ошибки по стажу или размеру зарплаты касаются периода до 2002 года. Придется получить документы с места работы или запросить справки в архиве, если компания уже прекратила деятельность.
  • Нужно подтвердить те периоды, которые не относятся к трудовой деятельности, но засчитываются в страховой стаж. К примеру, если вы получали пособие по безработице, то возьмите в центре занятости справку, и этот промежуток времени тоже добавят к страховому стажу.
Если ваш случай не относится к перечисленным, то подтверждающие документы можно не представлять. СФР сам подаст запросы в нужные организации и государственные ведомства. Правда, это часто приводит к задержкам. Поэтому если у вас на руках есть нужные справки и договоры, сразу приложите их к заявлению. СФР проверит информацию и сообщит о результатах в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления.
Работодатель не имеет права отказывать в предоставлении нужных сведений. Даже если вы уволились из компании много лет назад, то в любой момент можете запросить копию трудового договора или копию приказа о приеме на работу. Данные представляют в течение трех дней с момента получения заявления. Услуга бесплатная.
Бывает, что СФР отказывается вносить изменения в ИЛС. Ведомство обязано указать причину. Когда дело касается недостающих документов, то необходимо собрать нужные справки и выписки и повторно подать заявление. Если вы считаете, что отказ необоснован, то у вас есть право обжаловать решение. Подайте жалобу на сайте ведомства или обратитесь в МФЦ. Опишите суть претензии и дождитесь рассмотрения вопроса. Срок обработки запросов — 15 рабочих дней.

Подведем итоги

Индивидуальный лицевой счет — это документ, в котором содержится информация о будущей пенсии гражданина. Из выписки можно узнать количество пенсионных баллов, страховой стаж и название фонда, где хранятся пенсионные накопления. До 2023 года вопросами формирования пенсии в России занимался ПФР. Сейчас ПФР не работает, вместо него создано новое ведомство — СФР.

Регистрация на портале Госуслуги через ВТБ Онлайн

Удобно

Получите доступ ко всем услугам сервиса Госуслуги

Легко

Зарегистрируйтесь без визита в многофункциональный центр

Быстро

Регистрация занимает 30 секунд