Как правило, блокировка нужна, чтобы защитить деньги клиента. Если действия с картой покажутся подозрительными, сотрудники банка примут меры. Установить блокировку могут и по независящим от клиента причинам. Рассмотрим разные варианты.
Истек срок действия карты
Банальная причина блокировки — карта устарела. Обычно на лицевой стороне пишут, до какого месяца и года можно пользоваться пластиком. Если пропустить дату, банк ограничит использование платежного средства. При этом доступ ко всем счетам останется. Это значит, что вы сможете перевести деньги на другой счет или снять наличные в отделении.
Разблокировать карту с истекшим сроком нельзя, нужно выпускать новую. Чаще всего сотрудники делают перевыпуск автоматически — предупреждают по СМС о крайней дате и заранее приглашают в офис для замены. Если нет, можно самостоятельно перевыпустить карту или заказать новую. Для этого выберите в личном кабинете подходящий продукт, а затем укажите способ получения — с доставкой или лично.
На изготовление новой именной карты может уйти несколько дней. Чтобы не остаться без платежного средства, можно выпустить дополнительно виртуальную карту. Она будет существовать только в электронном виде в вашем личном кабинете. Ее можно использовать для онлайн-покупок или добавить в платежные приложения, чтобы расплачиваться в супермаркетах.
Трижды неверно введен ПИН-код
ПИН-код надежно защищает карту и деньги на ней, ведь его сообщают только владельцу. Если ПИН-код был неверно введен несколько раз, это может говорить о том, что пластик попал в руки посторонних. Это веский повод для автоматической блокировки.
Как правило, карта блокируется только на сутки. Этого времени достаточно, чтобы владелец подтвердил утерю и заблокировал карточку полностью или вспомнил нужные цифры, если сам спровоцировал блокировку по ошибке. Если снять блокировку нужно срочно, можно обратиться в отделение банка с паспортом. После восстановления пластика установите в мобильном приложении новый ПИН-код, который вам будет просто запомнить.
Некоторые банки полностью блокируют карту, на которой был неверно введен ПИН-код. В этом случае поможет только перевыпуск.
Банк обнаружил подозрительные операции
Если действия пользователя расценят как сомнительные, банк примет меры для защиты от потенциальной угрозы. Какие операции могут вызвать вопросы:
оплата покупок за границей впервые,
слишком большой денежный перевод,
несколько переводов одному лицу максимальными суммами,
интернет-покупки на ненадежных сайтах,
попытка оформить кредит,
многократное снятие наличных.
Нет точного списка действий, которые считаются подозрительными. Однако банк может отреагировать на любое нетипичное для конкретного клиента поведение.
Например, бухгалтеру поручили собрать с коллектива деньги на юбилей начальника. Сначала все переводят ей крупные суммы на счет. Потом она на эти деньги покупает букет, именную авторучку и дорогие часы. Все эти операции совершенно безобидные, но для банка порядок действий будет выглядеть странно. Согласно Федеральному закону № 115-ФЗ, банки реагируют на подобные ситуации, чтобы не допустить коррупции и отмывания денег.
Блокировка по инициативе владельца
Держатель карты может сам заблокировать ее в следующих ситуациях:
потеря или кража,
пластик застрял в банкомате,
пришло сообщение о подозрительной операции,
есть опасение, что реквизиты попали к посторонним.
Заблокировать карту можно в личном кабинете или по звонку в контакт-центр, а также в отделении банка. При необходимости блокировку можно отменить, например, если карта нашлась дома. Исключение — если был заказан перевыпуск, придется ждать, пока не изготовят новый пластик.
Другие ограничения
: Attention[Банк может заблокировать не всю карту, а отдельную операцию, например, если получатель перевода вызывает подозрения. В этом случае клиенту нужно связаться с сотрудниками банка и подтвердить корректность платежа. Специалисты снимут ограничения, и при повторном переводе деньги уйдут со счета, а работоспособность карты будет полностью восстановлена.]
Также карта может не срабатывать из-за блокировки счета, к которому она привязана. В этом случае владелец теряет доступ ко всем своим деньгам. Инициатором такой блокировки может выступать не только банк, но и налоговая или судебные приставы, например, если у клиента накопились долги или он замешан в уголовном деле. Выяснить причину блокировки можно в финансовой организации — сотрудники обязаны представить информацию.
Карта может просто перестать работать, если размагнитилась. Определить проблему визуально невозможно. Пластик продолжит работать в банкоматах, где считывается чип. А вот в терминалах старого образца, где нужно отсканировать магнитную полосу, операция не пройдет. Сейчас такие терминалы практически не используются, поэтому размагничивание не доставит неудобства. В крайнем случае карту можно перевыпустить.