• Политика в области устойчивого развития
  • Риски
  • Информационная безопасность
  • Видеоматериалы
Наблюдательный совет банка ВТБ утвердил новую редакцию Кодекса корпоративного управления, в которой закрепил инициативы по внедрению ESG-стандартов в деятельность ВТБ.
В Кодекс корпоративного управления внесены положения о приверженности банка принципам ESG и учете банком ESG-факторов в интегрированной системе управления рисками и проведении оценки их существенности. Прописана ключевая роль Набсовета в определении приоритетных направлений деятельности банка в области устойчивого развития, социальной и экологической ответственности; определена возможность избрания куратора по реализации ESG-направлений (инициатив) из членов Набсовета.
Кроме того, Наблюдательный совет расширил компетенции комитета Набсовета по стратегии и корпоративному управлению. Теперь в сферу его полномочий включены также стратегические цели деятельности и приоритеты в развитии банка в области устойчивого развития, социальной и экологической ответственности, а сам комитет переименован в комитет Набсовета банка по стратегии и устойчивому развитию.

 
Группа ВТБ внедряет управление ESG-рисками в деятельность по управлению рисками на всех трех линиях защиты. В соответствии со Стратегией управления рисками и капиталом группа ВТБ интегрирует ESG-риски в систему риск-менеджмента через оценку влияния ESG-факторов на риски группы ВТБ.
Факторы, связанные с окружающей средой (E-факторы), обществом (S-факторы) и корпоративным управлением (G-факторы), оказывают положительный или отрицательный эффект на финансовые показатели группы ВТБ. Каналами передачи ESG-факторов могут являться:
  • последствия процесса перехода к низкоуглеродной экономике: рост расходов клиентов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, изменение доходности категорий активов, досрочное выбытие устаревших активов, рост операционных издержек, связанный с новым регулированием, низкая лояльность клиентов и ограничение доступа к капиталу, а также падение привлекательности группы ВТБ как работодателя;
  • события, связанные со стихийными бедствиями, приводящие к утрате активов клиентов и обеспечения в виде залогов, а также к нарушению деятельности группы ВТБ в нормальных рабочих условиях;
  • реализация таких событий как повышение уровня океана, снижение доступности воды и плодородности почв, приводящих к росту операционных расходов.
Группа ВТБ устанавливает процедуры управления ESG-факторами в риск-стандартах, которые разрабатываются на консолидированном уровне и применяются участниками группы ВТБ. В них регламентированы процедуры идентификации, оценки рисков, контроля их объема и структуры, определены эффективные меры по оптимизации и снижению рисков. Кроме того, риск-стандарты содержат требования к составлению регулярной отчетности о рисках, выносимой на рассмотрение Правления (ежемесячно) и на Наблюдательный совет (ежеквартально) и включающей вопросы управления ESG-рисками.
Группа ВТБ определяет значимость финансовых рисков и нефинансовых рисков с учетом оценки влияния ESG-факторов. Это обеспечивает связь степени влияния ESG-факторов на финансовое положение группы ВТБ с применяемыми подходами к управлению данными рисками и капиталом.
Группа ВТБ устанавливает размер риска на ограничение финансирования проектов/ контрагентов, которые не соответствуют целям устойчивого развития и оценивает экономический капитал с учетом влияния ESG-факторов.
Для оценки степени влияния ESG-факторов группа ВТБ сегментирует корпоративный кредитный портфель, акцентируя внимание на Е-компоненте. На настоящий момент в Банке ВТБ разработан прототип ESG-анкеты и начат сбор данных для оценки ESG-рейтингов клиентов. В 2021 г. было проведено обучение процессу интеграции управления ESG-рисками в систему управлению рисками группы ВТБ, в котором приняли участие руководители риск-менеджмента Компаний группы ВТБ и руководители риск-подразделений Банка ВТБ (центров компетенции).
 
В условиях всеобщей цифровизации информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни людей, а значит, и бизнеса. Информационные технологии составляют основу современных продуктов и услуг, от их надежного и бесперебойного функционирования, а также от доверия клиентов к ним зависит прибыльность, успешность, а в некоторых ситуациях и жизнеспособность Банка.
Безопасность реализуемой технологии, как для Банка, так и для его клиента, является одним из важнейших факторов, определяющих целесообразность применения технологии при предоставлении тех или иных продуктов/услуг, а зачастую и запуска этих продуктов/услуг.
Решение о внедрении новых продуктов/услуг, принимается с учетом рисков информационной безопасности, поскольку их реализация может повлечь за собой финансовый ущерб, соразмеряемый с потенциальной прибылью соответствующего проекта, а репутационный ущерб может сказаться на экономической эффективности деятельности всего Банка.
В целях управления рисками информационной безопасности своей деятельности, Банк проводит политику выбора мер и средств защиты информации, адекватных и соразмерных цели и области их применения, в строгом соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, подходами и требованиями регулирующих и надзорных органов, договорными обязательствами, с учетом лучших мировых и российских практик в области защиты информации.
Каждые два года проводится аудит Банка на соответствие требованиям национального стандарта ГОСТ Р 57580.1-2017 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Базовый состав организационных и технических мер» в соответствии с методикой, определенной ГОСТ Р 57580.2 2018 «Безопасность финансовых (банковских) операций. Защита информации финансовых организаций. Методика оценки соответствия».
Для работников Банка разработаны и ежегодно обновляются интерактивные курсы по информационной безопасности, рискам и работе с конфиденциальными данными. Прохождение курсов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год.