Управление рисками: система управления рисками банка

Риски — важная и неотъемлемая черта бизнес-модели группы ВТБ, поэтому управление рисками рассматривается в числе ключевых контрольно-управленческих функций.

К наиболее значимым рискам, принимаемым группой ВТБ, относятся:

  • кредитный риск,
  • риск ликвидности,
  • рыночный риск,
  • операционный риск,
  • риск концентрации в части следующих подвидов этого риска: риск кредитной концентрации на группы связанных заёмщиков; риск концентрации финансовых инструментов; риск концентрации источников ликвидности.1

Управление рисками на уровне Группы включает идентификацию, оценку и мониторинг рисков, контроль их объема и концентрации, выработку эффективных мер поддержания оптимального баланса между принимаемыми рисками и доходностью проводимых операций, а также раскрытие информации о рисках и процедурах управления рисками и капиталом в Банке ВТБ (ПАО) и группе ВТБ.

Принципы управления рисками в группе ВТБ:

  • анализ и управление финансовыми рисками Группы на консолидированной основе, охватывающей все российские и зарубежные дочерние банки, а также ключевые финансовые компании Группы;
  • разграничение уровней компетенции участников Группы, четкое определение обязанностей коллегиальных органов и должностных лиц при принятии решений;
  • независимость подразделений, осуществляющих оценку и контроль рисков, от бизнес-подразделений, инициирующих соответствующие операции;
  • использование современных методов и моделей оценки рисков с соблюдением приемлемого уровня модельного риска;
  • развернутая система отчетности на каждом уровне управления рисками.

Организационная структура Банка ВТБ (ПАО) (ГКО) и каждого его дочернего банка, как правило, предусматривает назначение специального представителя руководящего звена, отвечающего за комплексное управление рисками, и наличие профильных структурных подразделений по управлению рисками.

В дочерних небанковских компаниях, чья деятельность непосредственно связана с принятием финансовых рисков (в АО ВТБ Лизинг, ООО ВТБ Факторинг и др.), общие принципы организации риск-менеджмента в целом идентичны применяемых в банках Группы. В рамках единых принципов общегрупповой интеграции структура и процедуры управления рисками могут различаться между отдельными участниками Группы в зависимости от особенностей законодательства и регулирования в странах местонахождения компаний Группы (банков или небанковских организаций), характера и масштабов деятельности, а также специализации конкретных компаний.

Система управления рисками в Группе выстраивается в соответствии с глобальными бизнес-линиями (включая корпоративно-инвестиционный, средний и малый бизнес, а также розничный бизнес) и в разрезе видов риска, с учетом специфики рисков, присущих каждой бизнес-линии, и методов управления ими.

Организационная структура управления рисками в группе ВТБ включает:

  • координационные коллегиальные органы Группы;
  • коллегиальные органы Банка ВТБ как ГКО банковской группы;
  • центральный аппарат (главный риск-менеджер Группы и центры компетенции риск-функции Группы);
  • локальные органы управления, рабочие коллегиальные органы (комитеты), структурные подразделения / уполномоченные должностные лица участников Группы.

Функция консолидированного управления рисками на уровне группе ВТБ централизована и осуществляется Головной кредитной организацией Группы (далее — ГКО) — Банком ВТБ (ПАО). В структуре ГКО основными подразделениями, ответственными за управление рисками на уровне Группы, являются Департамент корпоративных кредитных рисков, Департамент интегрированного управления рисками, Департамент розничных кредитных рисков, Департамент андеррайтинга, Департамент залогов, Управление модельных рисков и валидации и Управление экспертизы и фрод-мониторинга, Финансовый департамент, Департамент комплаенс контроля и финансового мониторинга.

Департамент корпоративных кредитных рисков отвечает за обеспечение эффективного функционирования и развития системы управления корпоративными кредитными рисками, позволяющей минимизировать возможные потери, связанные с реализацией кредитного риска, отвечающей требованиям надзорных органов и лучшей банковской практике.

Департамент интегрированного управления рисками отвечает за обеспечение эффективного функционирования и развития систем управления рыночными, операционными рисками, риском ликвидности и системы консолидированного анализа и управления рисками в Группе, отвечающих требованиям национальных регуляторов и международных надзорных органов и позволяющих минимизировать возможные потери по проводимым операциям, а также за обеспечение эффективного развития риск-технологий и оптимизации процессов управления рисками.

Департамент розничных кредитных рисков отвечает за обеспечение эффективного функционирования и развития системы управления кредитными рисками, прочими рисками розничных продуктов (в том числе ипотечных кредитных продуктов), а также обеспечение контроля работы кредитных процедур в Группе, отвечающей требованиям национальных и международных надзорных органов и позволяющей минимизировать возможные потери по проводимым операциям.

Департамент залогов отвечает за организацию работы с залоговым обеспечением по сделкам клиентов, выявляет залоговые риски и предлагает способы их минимизации для повышения качества залогового обеспечения.

Департамент андеррайтинга отвечает за обеспечение в рамках своей компетенции эффективного функционирования и развития системы управления кредитными рисками, системы андеррайтинга в розничном кредитовании, кредитовании малого и среднего бизнеса, отвечает за развитие системы управления кредитными и операционными рисками в части принятия решения с применением экспертного мнения, а также процедур принятия решения Группы в экспертной зоне, в части управления лимитами по нестандартным сделкам.

Управление модельных рисков и валидации отвечает за обеспечение управления модельным риском и осуществляет анализ эффективности работы моделей (валидация) в Группе, отвечающие (если применимо) требованиям национальных регуляторов и международных надзорных органов.

Управление экспертизы и фрод-мониторинга отвечает за обеспечение эффективного функционирования и развития системы управления розничными кредитными рисками в рамках противодействия кредитному мошенничеству, отвечающей требованиям надзорных органов в части минимизации кредитных и репутационных рисков, а также развитие технологий и процессов экспертизы риска и фрод-мониторинга.

Финансовый департамент осуществляет функции в области централизованного управления ликвидностью Группы и казначейскими рисками (риск ликвидности, а также валютный и процентный риски). Департамент комплаенс контроля и финансового мониторинга осуществляет функциональную координацию системы управления регуляторным (комплаенс) риском Группы.

Центры риск-компетенции Группы, в качестве которых выступают ответственные подразделения ГКО, а также отдельных иных уполномоченных компаний Группы, отвечают за консолидированное управление рисками, а также за гармонизацию в рамках Группы нормативной базы / методологии риск-менеджмента в разрезе по отдельным видам рисков и направлениям деятельности.

Система консолидированного управления рисками в группе ВТБ включает также установление консолидированных лимитов (например, лимитов кредитного риска на общих контрагентов группы ВТБ, группы связанных заемщиков, на страны и отрасли экономики), оценку экономического капитала, риск-аппетит, стресс-тестирование и подготовку для представления органам управления консолидированной отчетности по рискам Группы.

Детальное описание системы управления рисками группы ВТБ и сведения об уровне и структуре принимаемых Группой рисков содержатся в публикуемых отчетах и материалах, которые можно найти на соответствующих страницах раздела «Акционерам и инвесторам» интернет-сайта группы ВТБ, в том числе в подразделе «Раскрытие информации для регулятивных целей».

1 Управление данными подвидами риска концентрации осуществляется в рамках систем управления, соответственно, кредитными рисками, рыночными рисками и риском ликвидности.