Противодействие легализации преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Действующая в ВТБ система противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения построена в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и рекомендациями Банка России.

Заявления банка

Касательно мер, осуществляемых Банком ВТБ (ПАО) в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Настоящим выражаем Вам свое почтение и сообщаем, что во исполнение требований Федерального закона Российской Федерации от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ) и нормативных актов Банка России в целях осуществления внутреннего контроля в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в Банке ВТБ (ПАО) разработаны и утверждены «Консолидированная политика группы ВТБ по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма и обеспечению соблюдения режима международных санкций», «Концепция консолидированного управления в области внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в группе ВТБ», «Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в Банке ВТБ (ПАО)», «Инструкция о порядке подготовки и представления сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Внутренний контроль в целях противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ и ФРОМУ) осуществляется на основании вышеуказанных документов.

В Банке ВТБ (ПАО) назначен ответственный сотрудник - специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и ФРОМУ в Банке ВТБ (ПАО). В настоящее время эти обязанности возложены на Руководителя Департамента комплаенс контроля и финансового мониторинга.

Запросы о мерах, предпринимаемых Банком ВТБ (ПАО) в рамках ПОД/ФТ и ФРОМУ, просим направлять на электронный адрес:umbo.ommt@corp.vtb.ru.

Сообщаем, что Банк ВТБ (ПАО) не устанавливает и не поддерживает отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления.

Банк ВТБ (ПАО) не имеет счетов в банках, зарегистрированных в государствах (на территориях), о которых из международных источников могло бы быть известно, что они не соблюдают общепринятых стандартов противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

На Банк ВТБ (ПАО) в силу пункта 2 статьи 6.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ не распространяется обязанность располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений: Банк ВТБ (ПАО) является организацией, в которой Российская Федерация имеет более 50% акций в капитале, и эмитентом ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, который раскрывает информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Информация относительно структуры собственников Банка ВТБ (ПАО) размещена на официальном сайте Банка ВТБ (ПАО).

Дополнительно сообщаем, что Банк ВТБ (ПАО) зарегистрирован на портале Налоговой службы США в целях исполнения требований Закона США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act, FATCA) в качестве участвующего финансового института.

Банк ВТБ (ПАО) присвоен идентификатор FATCA (Global Intermediary Identification Number, GIIN) 3FZXN5.00000.LE.643.

Надеемся на дальнейшее развитие взаимовыгодного сотрудничества.

(Заявление группы российских банков)

В целях борьбы с проникновением криминальных капиталов в экономику государств и с финансированием террористической деятельности многие страны мира уже создали или находятся в процессе создания государственных механизмов противодействия отмыванию преступных доходов и объединяют свои усилия в этой области  под эгидой международных организаций

Российская Федерация также присоединилась к международной системе мер, направленных на борьбу с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма, и является активным членом Международной группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег  (ФАТФ) и группы <Эгмонт>. Российское законодательство по борьбе с отмыванием преступных доходов и финансированием терроризма учитывает основные рекомендации, разработанные международным сообществом.

Поскольку банковские продукты и услуги  используются в качестве одного из каналов для отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, и исходя из необходимости надлежащего выполнения требований российского законодательства,

СБЕРБАНК РОССИИ, 
БАНК ВТБ, 
ВНЕШЭКОНОМБАНК, 
АЛЬФАБАНК, 
БАНК ЗЕНИТ, 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ МОСКОВСКИЙ БАНК, 
РАЙФФАЙЗЕНБАНК (МОСКВА)

заявляют, что при осуществлении своей деятельности они будут опираться на следующие принципы:

  • недопущение использования банка в целях отмывания денег и финансирования терроризма;
  • идентификация всех клиентов банка;
  • применение процедуры <знай своего клиента> к каждому клиенту банка;
  • отказ от открытия счетов на предъявителя;
  • установление договорных отношений только с кредитно-финансовыми учреждениями, которые осуществляют меры по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма;
  • отказ от установления договорных отношений и совершения операций с участием банков, не имеющих физического присутствия по месту их регистрации;
  • своевременное информирование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного принимать меры по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ФСФМ) об операциях и сделках, сведения о которых подлежат представлению.

Принимая во внимание многосложность стоящих перед российским банковским сообществом задач по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанные выше банки в процессе реализации требований российского законодательства и международных организаций, в которые входит Российская Федерация, будут осуществлять такие совместные действия, как:

  • Обмен опытом организации внутреннего контроля в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  • Выработка единых подходов к реализации процедуры <Знай своего клиента> и оценке риска клиента.
  • Совместная разработка методологии выявления подозрительных операций, финансовых схем и типовых признаков отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
  • Проведение единой политики в отношении банков-респондентов.
  • Выработка единых стандартов подготовки персонала в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и организация совместных учебных семинаров, круглых столов и научно-практических конференций. 
  • Разработка и направление совместных предложений в Банк России, Федеральную службу по финансовым рынкам и Федеральную службу по финансовому мониторингу по вопросам совершенствования законодательной и нормативной базы в области противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и оказание им практической помощи в разработке проектов нормативных правовых актов в этой области.
  • Развитие взаимодействия между собой, исходя из принципа добровольности.   
  • Развитие сотрудничества с российскими и зарубежными банками, группами и объединениями, заинтересованными в укреплении и совершенствовании российской и международной системы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Настоящее Заявление открыто для присоединения к нему российских кредитных организаций, которые разделяют изложенные принципы и намерения.