Что такое экономический рост и какой он бывает

18.08.2025

Группа ВТБ

0
Время прочтения: 5 минут
Телефонные мошенники применяют разные хитрости и уловки, чтобы украсть деньги граждан. Одна из преступных схем связана со словом «да»: злоумышленники вынуждают человека сказать его в телефонном разговоре. Зачем это нужно мошенникам, — рассказываем в статье.

Правда ли, что нельзя говорить «да» в разговоре с незнакомцами

Многие пользователи сталкиваются со следующей ситуацией: им звонят с незнакомых номеров и предлагают пройти опрос. При этом вопросы сформулированы таким образом, что в большинстве случаев человек должен ответить «да». Например, «Вы пользуетесь интернетом?», «Вы ходите в магазины той или иной торговой сети?», «Вы хотите платить меньше за мобильную связь?» В интернете сформировалось мнение: мошенники вынуждают сказать слово «да», чтобы потом использовать запись голоса для входа в личный кабинет Госуслуг или в аккаунт банка.
Но это миф. Говорить «да» по телефону совершенно безопасно. Дело в том, что ни на одном крупном интернет-ресурсе не предусмотрено входа в учетную запись по слову «да». Для авторизации чаще всего нужно указать логин и пароль либо ввести одноразовый код из СМС.
Также не стоит бояться, что запись голоса используют в банке, где предусмотрен вход по биометрическим данным. Когда пользователь сдает биометрию, то его просят сказать вслух несколько цифровых комбинаций. Компьютерная программа с помощью специальных технологий разбирает звуки на мельчайшие детали. Учитывается тембр, интонация, громкость, другие особенности речи. Даже самые современные нейросети не смогут воспроизвести голос человека со 100%-ной точностью: система банка сразу распознает дипфейк.

Зачем мошенникам нужна запись голоса

Если компьютер обмануть не удастся, то обычных пользователей ввести в заблуждение достаточно просто. Мошенники взламывают аккаунты в соцсетях и мессенджерах, прослушивают голосовые сообщения или записывают речь во время телефонного разговора. Затем с помощью технологии искусственного интеллекта генерируют новую запись с просьбой перевести деньги на указанную карту или по номеру телефона.
Дальше дело техники: мошенники звонят друзьям, коллегам, родственникам пользователя и включают запись. Люди слышат голос знакомого человека: он просит о помощи. На слух распознать обман очень сложно. Даже если собеседники начнут задавать вопросы, то у преступников есть сгенерированные заготовки ответов. В большинстве случаев люди верят, что близкий человек попал в беду, и соглашаются перевести финансы по указанным реквизитам.

Какие еще есть способы телефонного мошенничества

Генерация речи с использованием записи голоса не единственная схема обмана. Расскажем, как еще телефонные мошенники похищают деньги у граждан.

Платные звонки

Гражданину звонят с незнакомого номера. Он отвечает, но успевает услышать только обрывок фразы: «Не берет трубку». Создается впечатление, что реальный человек не дождался ответа. Пользователь сразу перезванивает, не зная, что звонок платный. Пока идут гудки, с баланса автоматически списывают деньги. Пролонгация договора с оператором мобильной связи Гражданину звонят от лица мобильного оператора и говорят, что обслуживание сим-карты скоро будет приостановлено: истекает срок договора. Чтобы продлить договор по телефону, нужно назвать код из СМС. Если мошенник получит одноразовый пароль, то он сможет войти в личный кабинет на сайте оператора мобильной связи и подключить переадресацию звонков и сообщений. Впоследствии преступники будут сразу узнавать все секретные коды и одноразовые пароли двухфакторной аутентификации. Это позволит авторизоваться в аккаунтах на Госуслугах, сайтах государственных органов и банков.

Звонки от Госуслуг

Мошенник представляется специалистом по безопасности и говорит, что в аккаунте замечена подозрительная активность. Если немедленно не сменить пароль, то пользователь якобы потеряет доступ ко всем данным. Задача преступника — узнать логин и пароль от учетной записи, а также одноразовый код для авторизации. Попав в учетную запись, он по-настоящему меняет пароль и распоряжается данными гражданина. Реквизиты паспорта нужны, чтобы оформить кредиты в МФО. Информацию о семейном положении и детях мошенники могут использовать для шантажа.

Звонки из банка

Это одна из самых популярных схем обмана. Гражданину сообщают, что от его имени кто-то пытается оформить крупный кредит. Чтобы отменить транзакцию, нужно назвать код из СМС. Это код авторизации в аккаунте. Зная номер телефона и одноразовый пароль, преступник может зайти в личный кабинет банка и перевести все накопления на чужой счет. Если у пользователя нет крупной суммы в наличии, то мошенник оформляет кредит онлайн и выводит сумму на подставную карту.

Ошибочный перевод

На телефон приходит уведомление от банка с информацией о зачислении некой суммы на счет. Следом звонит неизвестный и говорит, что отправил перевод не туда, куда планировал. Он просит вернуть финансы. Только реквизиты указывает другие — не те, откуда пришел перевод. На первый взгляд, гражданин ничем не рискует: он просто возвращает чужие деньги. Однако в этот момент пользователь становится дроппером — посредником в преступной схеме. Его счет в банке использовали, чтобы запутать следы и переслать похищенные деньги на нужный счет. Таких посредников может быть несколько: чем их больше, тем сложнее вычислить настоящих преступников. Впоследствии это может обернуться разбирательством с полицией. Гражданину придется доказывать, что он не входит в группировку мошенников.
Перед тем как позвонить человеку, мошенники тщательно продумывают сценарий разговора, до мельчайших деталей. Преступники используют психологические приемы и методы социальной инженерии, чтобы вызвать у собеседника эмоции: страх, интерес, радость. Если получилось вызвать реакцию, значит, жертва попалась на крючок. Остается довести дело до конца и заставить действовать по инструкции мошенников. Граждане переводят крупные суммы на подставные счета, снимают наличные и передают курьерам. Под давлением люди способны взять крупный кредит в банке и даже продать имущество, чтобы быстро получить нужную сумму и отправить на указанные реквизиты.
Рекомендуем

Дебетовая карта от ВТБ

  • Бесплатное обслуживание
  • Кешбэк до 25% рублями
  • Переводы без комиссии
Изображение
Изображение

Как мошенники узнают телефонные номера

Перечислим основные источники утечек данных:
  • сайты бесплатных объявлений и онлайн-сервисы по трудоустройству, где пользователи сами оставляют номера телефонов,
  • базы данных служб доставок, банков, крупных компаний (мошенники могут взломать систему или купить информацию у недобросовестного сотрудника),
  • соцсети и мессенджеры (если не скрыть номер, то он будет виден любому пользователю),
  • фишинговые сайты, фейковые страницы в интернете (пользователя просят пройти регистрацию и оставить номер).
Другую личную информацию мошенники могут узнать из соцсетей. На странице есть список друзей, фотографии, публикации с указанием имен близких людей, важных дат. Чем больше данных публикует пользователь, тем больше у мошенников инструментов для вымогательства, шантажа, угроз.

Как защитить себя от мошенников

Предлагаем чек-лист, как защитить себя от телефонных мошенников:
  • Подключите определитель номера. Большинство операторов мобильной связи предупреждают о спаме и подозрительных звонках.
  • Как только услышали, что с вами общается незнакомый человек, сразу кладите трубку: чем дольше разговариваете, тем больше у мошенников возможности записать голос с разными интонациями.
  • Придумайте кодовое слово или проверочный вопрос для коллег, близких и друзей. Например, если вас просят перевести деньги на карту, спросите у собеседника, как зовут вашего питомца или какая девичья фамилия у вашей мамы.
  • Никому не сообщайте секретные данные: логины, пароли, одноразовые коды из СМС.
  • Не переводите чужие финансы на посторонние счета. Если к вам обратились с подобной просьбой, сразу сообщите в банк и попросите отменить транзакцию. Тогда перевод уйдет туда, откуда пришел.

Подведем итоги

Ничего страшного не случится, если говорить по телефону слово «да». Но когда есть хоть малейшее подозрение, что с вами общается мошенник, лучше не терять время и сразу класть трубку. Во-первых, злоумышленник может записать звук голоса, с помощью нейросетей сгенерировать нужные фразы и позвонить от вашего имени родственникам или друзьям. Во-вторых, чем дольше разговаривать с мошенником, тем выше риск, что преступник обманом, шантажом или угрозами вынудит перевести ему деньги. Положите трубку и занесите номер в черный список. Если возникли сомнения, позвоните сами в ту компанию или тому человеку, от лица которых якобы звонил собеседник, и перепроверьте озвученную информацию.

Закажите карту для жизни прямо сейчас

1
Заполните простую
онлайн-заявку
Вам понадобится минута свободного времени
2
Выберите способ получения
Бесплатно доставим или заберите сами в отделении ВТБ
3
Активируйте карту
Совершайте покупки и получайте кешбэк

Воспользуйтесь СБП в банке ВТБ