Генерация речи с использованием записи голоса не единственная схема обмана. Расскажем, как еще телефонные мошенники похищают деньги у граждан.
Платные звонки
Гражданину звонят с незнакомого номера. Он отвечает, но успевает услышать только обрывок фразы: «Не берет трубку». Создается впечатление, что реальный человек не дождался ответа. Пользователь сразу перезванивает, не зная, что звонок платный. Пока идут гудки, с баланса автоматически списывают деньги.
Пролонгация договора с оператором мобильной связи
Гражданину звонят от лица мобильного оператора и говорят, что обслуживание сим-карты скоро будет приостановлено: истекает срок договора. Чтобы продлить договор по телефону, нужно назвать код из СМС. Если мошенник получит одноразовый пароль, то он сможет войти в личный кабинет на сайте оператора мобильной связи и подключить переадресацию звонков и сообщений. Впоследствии преступники будут сразу узнавать все секретные коды и одноразовые пароли двухфакторной аутентификации. Это позволит авторизоваться в аккаунтах на Госуслугах, сайтах государственных органов и банков.
Звонки от Госуслуг
Мошенник представляется специалистом по безопасности и говорит, что в аккаунте замечена подозрительная активность. Если немедленно не сменить пароль, то пользователь якобы потеряет доступ ко всем данным. Задача преступника — узнать логин и пароль от учетной записи, а также одноразовый код для авторизации. Попав в учетную запись, он по-настоящему меняет пароль и распоряжается данными гражданина. Реквизиты паспорта нужны, чтобы оформить кредиты в МФО. Информацию о семейном положении и детях мошенники могут использовать для шантажа.
Звонки из банка
Это одна из самых популярных схем обмана. Гражданину сообщают, что от его имени кто-то пытается оформить крупный кредит. Чтобы отменить транзакцию, нужно назвать код из СМС. Это код авторизации в аккаунте. Зная номер телефона и одноразовый пароль, преступник может зайти в личный кабинет банка и перевести все накопления на чужой счет. Если у пользователя нет крупной суммы в наличии, то мошенник оформляет кредит онлайн и выводит сумму на подставную карту.
Ошибочный перевод
На телефон приходит уведомление от банка с информацией о зачислении некой суммы на счет. Следом звонит неизвестный и говорит, что отправил перевод не туда, куда планировал. Он просит вернуть финансы. Только реквизиты указывает другие — не те, откуда пришел перевод. На первый взгляд, гражданин ничем не рискует: он просто возвращает чужие деньги. Однако в этот момент пользователь становится дроппером — посредником в преступной схеме. Его счет в банке использовали, чтобы запутать следы и переслать похищенные деньги на нужный счет. Таких посредников может быть несколько: чем их больше, тем сложнее вычислить настоящих преступников. Впоследствии это может обернуться разбирательством с полицией. Гражданину придется доказывать, что он не входит в группировку мошенников.
Перед тем как позвонить человеку, мошенники тщательно продумывают сценарий разговора, до мельчайших деталей. Преступники используют психологические приемы и методы социальной инженерии, чтобы вызвать у собеседника эмоции: страх, интерес, радость. Если получилось вызвать реакцию, значит, жертва попалась на крючок. Остается довести дело до конца и заставить действовать по инструкции мошенников. Граждане переводят крупные суммы на подставные счета, снимают наличные и передают курьерам. Под давлением люди способны взять крупный кредит в банке и даже продать имущество, чтобы быстро получить нужную сумму и отправить на указанные реквизиты.