Новые мошеннические схемы — это важно знать

18.07.2024

Группа ВТБ

0
Время прочтения: 5 минуты
Мошенники придумывают новые способы обмана, манипулируя на простых человеческих чувствах. Неожиданная возможность получить деньги или страх их потерять застают людей врасплох, вынуждая действовать по чужому желанию. Расскажем о новых схемах и дадим советы, чтобы в них не попасть.

Наиболее частые виды мошенничества

Обычно мошенники пытаются обмануть по телефону или в интернете.

«Вы можете увеличить пенсию за счет неучтенного стажа»

Злоумышленники звонят пожилым людям под видом работников Социального фонда России (СФР) или других госструктур, ответственных за льготы и выплаты. Они сообщают про случайно обнаруженный трудовой стаж, не учтенный в нынешней пенсии. Тут же предлагают его засчитать, а для этого приглашают на встречу в Многофункциональный центр или ближайшее отделение СФР. При этом называют настоящие адреса организаций, чтобы успокоить бдительность человека. Дальше для мнимой записи на прием мошенники просят данные паспорта, СНИЛС, ИНН и код из СМС. С этой информацией преступники получают доступ к учетной записи на портале Госуслуг. Там они могут оформить кредит или взять займ на имя жертвы.

«У нас есть для вас работа! Но надо пройти собеседование»

Мошенники находят потенциальную жертву на сайтах для поиска работы. По телефону они сообщают о подходящей вакансии, точно соответствующей ожиданиям кандидата. Чтобы заинтриговать и захватить все внимание, злоумышленники озвучивают хорошую зарплату, сильно выше остальных предложений на рынке, и предлагают созвониться по телефону, но обязательно с включенной трансляцией экрана соискателя. Свою просьбу преступники прикрывают необходимостью объяснить нюансы работы. Между делом под разными предлогами человека убеждают зайти в личный кабинет банка. Например, обманщики могут сказать, что это нужно для бухгалтерии, а дальше все зависит от их изобретательности.

«Обменяем старые деньги на новые»

Под надуманным предлогом мошенники пытаются установить на телефон жертвы специальное приложение, с помощью которого они получают удаленный доступ к учетным записям в банках и счетам. Например, злоумышленники могут сказать, что все напечатанные до текущего месяца 5-тысячные купюры уже не в ходу. Их надо срочно обменять на новые, иначе потом придется делать это по невыгодному курсу. Человеку предлагают установить приложение, в котором якобы перечислены признаки «устаревших» денег, но на самом деле там вирус. Обычно преступники копируют настоящие приложения, под видом которых подсовывают вредоносную программу.

«Продлите договор, чтобы ваш телефонный номер не заблокировали»

Новое изобретение злоумышленников касается сим-карт. Мошенники от лица службы поддержки сотового оператора предупреждают жертву о скорой блокировке ее телефонного номера, якобы договор оказания услуг подошел к концу. Тут же предлагают его продлить, причем бесплатно. Достаточно устного согласия абонента и кода из СМС. На просьбу пролонгировать договор через приложение или в офисе связи отвечают отговорками про временное отсутствие такой возможности. Дальше в этой схеме преступники получают контроль над номером и всеми связанными с ним доступами.

«Можем защитить ваши деньги от мошенников на «специальном» счете»

Мошенники сообщают ничего не подозревающему человеку, что его средства прямо сейчас пытаются украсть неизвестные, но их можно спасти, отправив на «специальный» счет в Центробанке. Потом, когда деньгам ничто не будет угрожать, Центробанк их вернет. Чтобы усыпить бдительность, жертву записывают на прием в Общественную приемную Банка России в Москве. Об этом ему приходит уведомление с короткого номера «300». Такой ход позволяет войти в доверие и убедить сделать перевод. При этом обманщики угрожают уголовной ответственностью за разглашение информации следствия, чтобы затянуть время, работающее в данном случае на них.

Банк ВТБ: зафиксирована новая схема мошенничества

В числе новых способов обмана мошенники прибегают к хищению денег через указанные при регистрации номера телефонов. По статистике, примерно 5% всех подобных краж приходится на такие случаи. Преступники получают доступ к старым номерам, которые больше не используются, но еще привязаны к личным кабинетам на маркетплейсах, в интернет-банках, в микрофинансовых организациях и на портале Госуслуг. За такими сим-картами идет настоящая охота.

Как действуют мошенники — по пунктам

Расскажем о процессе взлома аккаунтов.
  • Сначала преступники покупают номера, раньше принадлежавшие людям, но ушедшие в продажу из-за отсутствия активности. Все они были когда-то привязаны к разным цифровым сервисам, а некоторые до сих пор остаются актуальными.
  • С помощью сим-карт мошенники пробуют взломать учетную запись в личном аккаунте цифровых сервисов. На номер отправляют секретный код, дающий право доступа по вполне «законной» схеме.
  • Внутри личного кабинета мошенники могут сделать что угодно. Например, отправить деньги на свой счет. Даже если на счетах нет денег, на пользователя могут оформить кредит. Вся связь будет по старому номеру, к которому больше нет доступа.

Что делать, если на вас оформили кредит

Подготовили детальную схему на случай, если мошенники оформили кредит без вашего ведома.
  • Первым делом подайте заявление в полицию. В нем во всех подробностях опишите случившийся взлом личного кабинета. К этому относится время кредита, его сумма, под какой процент, на какой срок и у какого банка он взят. Укажите все без исключения важные детали, которые, на ваш взгляд, помогут выйти на след преступников.
  • Сообщите в банк или микрофинансовую организацию о взломе своего аккаунта. Объясните, что на вас оформили кредит, о котором вы ничего не знали — это сделали мошенники. Приготовьте справку из полиции. Это станет подтверждением, что дело запущено, преступников уже ищут, а вы ни при чем.
  • Попросите у банка документы о кредите: заявку на него, кредитный договор, график платежей и любые другие бумаги, относящиеся к неприятному случаю.
  • Подготовьте официальную претензию в банк. Опишите своими словами, как вы узнали о кредите и о том, что мошенникам удалось проникнуть в ваш личный кабинет. Приложите все выписки личных счетов. На них должно быть видно, что деньги на ваши личные счета не поступали.
  • Обратитесь в Центробанк с претензией, если ваш банк не сможет вовремя помочь. Возможно, с неожиданной проблемой придется разбираться в судебном порядке. Обязательно сохраняйте все документы, подтверждающие вашу непричастность к произошедшему.
Старайтесь регулярно проверять кредитную историю, чтобы вовремя узнать о неожиданно появившемся кредите. Эту процедуру проводят через бюро кредитных историй (БКИ). До двух раз в год услуга бесплатная. Если решите делать запросы чаще, придется заплатить небольшую комиссию за каждую новую проверку. Разные банки могут отправлять отчетность в разные базы, так что для лучшей достоверности проверять нужно комплексно — сразу по нескольким базам.

Согласно поправкам к закону «О национальной платежной системе», сейчас формируется специальная база подозрительных счетов, ранее замеченных в различных мошеннических схемах. Если такой счет окажется в качестве адресата для денег, то операцию мгновенно отклонят. Банк поймет, что с большой вероятностью под видом клиента действует мошенник, каким-то образом получивший доступ к личному кабинету. Настоящего владельца уведомят о подозрительной транзакции, чтобы он мог проверить данные и при случае успеть предпринять дополнительные меры защиты. Если о транзакции не уведомили владельца, а она оказалась мошеннической, то по новому закону, возвращать потерянные деньги обяжут банк.

Полезные правила безопасности

Список правил, которые помогут защититься от мошенников. Все они простые, но эффективные.
  • Не сообщайте никому пароли, секретные коды и проверочные фразы, которые приходят вам в SMS-сообщениях. Они предназначены только вам как владельцу без доступа к ним других людей. Тем более нельзя говорить CVV-код на обратной стороне карты — его запрещено спрашивать даже банковским работником. Эта информация предназначена только вам.
  • Когда вам звонят с неизвестных номеров, представляются сотрудниками государственных органов или работниками банков, не раздумывая кладите трубку. Официальные органы при необходимости всегда присылают официальное извещение. - Если у вас есть сомнения, свяжитесь с банком сами по горячей линии: объясните оператору свой вопрос о недавнем звонке.
  • Если меняете старую сим-карту, то не забудьте прописать новый номер телефона во всех аккаунтах. При этом старый номер нигде не должен остаться для связи даже в качестве запасного. Конечно, это может занять время, зато защитит от потенциальных проблем в будущем.
  • Запишите все важные пароли и другую полезную информацию в одном месте. Не забудьте поставить сложный пароль телефона на случай, если вы его где-нибудь потеряете.
Оформите карту для жизни прямо сейчас