Может ли банк заблокировать карту

21.01.2025

Группа ВТБ

0
Время прочтения: 5 минут
Если вы пытаетесь расплатиться картой в магазине, но транзакция не проходит, этому может быть несколько причин: у карточки истек срок действия, на счете недостаточно средств или карта заблокирована. Разберемся, почему банк блокирует карточки, что делать в такой ситуации и как спасти деньги.

Есть ли у банка право блокировать карты

Да, у банка есть полномочия блокировать карточки клиентов. Дело в том, что банк обязан не только хранить деньги физических лиц и организаций, но и контролировать все финансовые операции, которые проходят по счетам.
Если служба безопасности заподозрила, что клиент нарушил закон, или есть вероятность, что карта попала в руки мошенников, то пользователю ограничивают доступ к деньгам на счете. Простыми словами, блокируют карту.

Причины блокировки

Расскажем подробнее о каждой ситуации, когда банк может заблокировать карту.
Окончание срока действия
На каждой банковской карте указан срок ее действия: месяц и год. Как только закончится срок, банк заблокирует карточку — она станет обычным кусочком пластика, с помощью которого уже нельзя провести ни одной финансовой операции. В мобильном приложении банк обычно заранее присылает уведомление, что карта скоро будет заблокирована. Здесь же можно сразу заказать новую карточку. К примеру, в ВТБ Онлайн оформление карты занимает всего несколько минут. Виртуальная карта сразу становится доступна к использованию. Оплачивайте покупки через мобильное приложение и получайте кешбэк. Обслуживание бесплатное.
Заявка клиента
Клиент может сам обратиться в банк, чтобы тот заблокировал карту. Такая необходимость возникает в случае кражи или утери карточки. Карту можно заблокировать несколькими способами: через мобильное приложение, по звонку на горячую линию или в офисе банка. Чем быстрее вы заблокируете дебетовую или кредитную карту, тем меньше риска, что посторонние успеют потратить деньги со счета. Сразу закажите перевыпуск и привяжите новую карточку к текущему счету.
Неправильно введенный ПИН-код
В каждом банке свои правила, сколько раз можно ввести неправильный ПИН-код в банкомате. Обычно карту блокируют после трех неудачных попыток. Но эта блокировка временная. Через несколько часов или на следующий день карточка автоматически разблокируется.
Нарушение договора с банком
Когда клиент оформляет карту, то стороны в обязательном порядке подписывают договор. Пользователю не обязательно ехать для этого в офис, у него в качестве подписи выступает одноразовый код из СМС, которым клиент подтверждает действие. В договоре указаны права и обязанности сторон. Так, гражданин обязуется держать в тайне конфиденциальные сведения (CVV-код, срок действия карты, одноразовые пароли из СМС). Если секретные данные будут скомпрометированы, то безопасность денег на счете оказывается под угрозой. Если банк узнает, что клиент передал персональные сведения посторонним, то он может заблокировать карточку. В случае с кредитными картами в договоре дополнительно прописывают ряд условий: какую сумму банк готов выдать клиенту под процент, на какой срок, каковы правила возврата долга. Некоторые пользователи нарушают договор: тратят заемные деньги, а платежи не вносят. Сначала служба мониторинга присылает предупреждения и напоминания, а затем может заблокировать карточку, чтобы не допустить очередного списания.
Нарушение закона № 115-ФЗ
В 2001 году в России начал действовать Федеральный закон № 115-ФЗ. Суть его в том, чтобы противодействовать легализации доходов, полученных преступным путем. Согласно закону, банки должны контролировать денежные операции клиентов (и юридических, и физических лиц). В первую очередь внимание обращают на те переводы, сумма которых превышает 1 млн рублей. Также подозрение могут вызвать транзакции, связанные с покупкой или продажей иностранной валюты в крупных объемах, открытием вкладов в пользу третьих лиц, скупкой драгоценных металлов.
Карточку могут заблокировать, если клиент:
  • регулярно получает на банковский счет крупные суммы и сразу их обналичивает,
  • не может документально подтвердить источник поступления средств,
  • периодически проводит операции, связанные с оборотом цифровой валюты,
  • получает деньги со счетов, которые ранее были замечены в подозрительных транзакциях.
При возникновении подозрений у службы безопасности есть право приостановить финансовую операцию и запросить подтверждающие документы.
Подозрительные финансовые операции
К подозрительным относятся не только те операции, которые связаны с действием закона № 115-ФЗ. Доступ к карте и счету могут получить мошенники и похитить средства клиента. Причем пользователи, сами того не осознавая, помогают преступникам и переводят деньги на указанные реквизиты. Если банк заметит подобные действия, то приостановит операции по счету и попытается связаться с владельцем платежного инструмента. Прежде всего внимание привлекают банковские операции, связанные с переводами на подозрительные счета. Дело в том, что у банков есть база данных с номерами счетов, которые когда-либо были задействованы в преступных схемах. Финансовые организации обязаны отслеживать переводы с участием таких счетов. Если банк пропустит подобную транзакцию, то будет должен компенсировать убытки клиента из собственных резервов.
Требование судебных приставов
Из-за неуплаты налогов или просрочек по кредиту у гражданина могут накопиться серьезные долги. Организация, которой клиент должен денег, подает на него в суд, и дело переходит к судебным приставам. Они проверяют, есть ли имущество, которое можно изъять в счет погашения долга. В первую очередь подают запросы в финансовые организации о наличии и состоянии счетов. Если в банке открыт счет, то приставы требуют арестовать этот счет. Соответственно, приостанавливаются все операции по карточке: ей больше нельзя расплатиться в магазине за покупки.
Рекомендуем

Дебетовая карта от ВТБ

  • Кешбэк до 15% рублями в категориях
  • Кешбэк до 50% за покупки у партнеров
  • 0 ₽ доставка, обслуживание, переводы и платежи
Оформите дебетовую карту от ВТБ
Оформите дебетовую карту от ВТБ
Отзыв лицензии
Если у банка отзовут лицензию, то клиенты потеряют доступ к счетам и картам. Но это временное ограничение: Агентство по страхованию вкладов рассмотрит вопрос и решит, какая компания возьмет на себя выплату средств клиентам. Дело в том, что в России все счета застрахованы государством. Даже при отзыве лицензии можно не бояться, что деньги пропадут. Клиентам автоматически возвращают их накопления. Но есть лимит — 1,4 млн рублей. Если у вас на карточном счете хранится больше денег, то 1,4 млн рублей вы получите сразу, а оставшуюся сумму придется возвращать через суд.
Денежные операции за границей
Банки отслеживают геолокацию транзакций. Бывает, что клиент годами использует карту в одной и той же местности, а затем неожиданно по карточке проходит оплата в другой стране. Служба безопасности может заподозрить, что карточку украли. В некоторых случаях сотрудники банка звонят клиенту и просят подтвердить, что деньги тратит действительно он. Но могут заблокировать карту без предупреждения. Тогда придется связываться с банком и пытаться решить вопрос.

Что будет с деньгами при блокировке карты

В большинстве случаев банк блокирует только карту (забыли ПИН-код, потеряли карточку, закончился срок действия). Тогда у клиента остается доступ к деньгам на счете. Он может снять наличные через кассу в офисе банка или перевести средства на другую карту через банковское мобильное приложение. Распоряжайтесь деньгами на свое усмотрение: оплачивайте покупки, делайте денежные переводы — ограничений нет.
Но есть ситуации, когда банк не только блокирует карту, но и приостанавливает операции по счету. Речь идет об аресте счета судебными приставами или приостановке транзакций по требованию закона № 115-ФЗ. В первом случае клиент обязан погасить долги или подать заявление на банкротство. Тогда судебные приставы разрешат разблокировать счет, и карточка снова станет действительной.
Во втором случае нужно представить документы в банк и дождаться окончания проверки. Какие документы будут запрошены — решается в индивидуальном порядке. У ИП и организаций могут попросить налоговые декларации, договоры с контрагентами, бухгалтерскую отчетность. У физических лиц — копию трудового договора или ГПХ, договор с заказчиком. Документы передаются на рассмотрение в Росфинмониторинг. Если в течение пяти рабочих дней Росфинмониторинг не прислал никакого постановления, то счет обязаны разблокировать. Деньги снова станут доступны владельцу.

Как разблокировать карту

Банки не сообщают предварительно, что планируется блокировка. Пользователь узнает о блокировке, только когда пытается провести денежную операцию, а попытка оказывается безуспешной. Способ разблокировки карты зависит от причины, по которой та была заблокирована:
  • Если был неправильно указан ПИН-код, то пользователю нужно подождать и на следующий день снова попробовать воспользоваться дебетовой или кредитной карточкой. Финансовые операции на небольшие суммы (до 2‒3 тыс. рублей) можно проводить без ПИН-кода. Секретная комбинация из четырех цифр нужна только для оплаты крупных покупок и для снятия наличных в банкомате.
  • Если у карты закончился срок действия, то разблокировать ее уже не получится. Нужно заказать перевыпуск через мобильное приложение и дождаться, пока новую карточку доставят в офис банка или прямо на дом.
В случае блокировки карты по требованию закона № 115-ФЗ нужно представить в банк документы, которые подтвердят: деньги, поступившие на счет, заработаны честным путем. Служба безопасности проведет проверку и, если все окажется в порядке, разблокирует карточку.
  • Когда карту заблокировали по требованию судебных приставов, то для ее разблокировки придется полностью погасить кредит, выплатить алименты или уплатить штрафы. Есть еще один вариант — подать на банкротство. Но если суд вынесет положительное решение и признает гражданина банкротом, то спишут только долги по кредитам, штрафам и налогам. Алименты и компенсация ущерба здоровью не аннулируются.
Срок разблокировки тоже зависит от того, по какой причине карточка была заблокирована. К примеру, клиент потерял карту и сразу заблокировал ее, позвонив на горячую линию банка. Но потом пропажа обнаружилась, и владелец решил ее разблокировать. Для этого нужно опять позвонить на горячую линию и назвать кодовое слово (это нужно для подтверждения личности). Карту разблокируют мгновенно. В случае с блокировкой из-за ареста счетов сроки другие. Пользователь должен погасить долг и дождаться, пока судебные приставы проверят данные и передадут в банк информацию, что карточку можно разблокировать. Процедура может занять несколько дней.

Подведем итоги

Банк не обязан сообщать о планирующейся блокировке дебетовой или кредитной карты. Поэтому клиент узнает о случившемся только в момент расчетов. Причины могут быть разными, но в каждой ситуации есть решение. Выясните, почему карточка заблокирована, и устраните проблему. Если счет арестовали за долги, то погасите кредит или уплатите штрафы. Если у карты закончился срок действия или ее заблокировали по вашему требованию, то закажите перевыпуск. В большинстве случаев ситуации с блокировкой карточки решаемы. Обратитесь в банк, и вам объяснят, что делать.

Как оформить карту

  • Клиент банка
  • Не клиент банка
1
Зайдите в ВТБ Онлайн
2
Нажмите «Открыть новый продукт»
Выберите «Дебетовые карты и счета» -> «Цифровая карта» ->«Оформить карту»
3
Готово!
Добавьте карту в Mir Pay для быстрой оплаты в одно касание
1
Заполните простую
онлайн-заявку
Вам понадобится минута свободного времени
2
Выберите способ получения
Бесплатно доставим специалистом банка или заберите сами в отделении ВТБ
3
Закажите карту близкому
В ВТБ Онлайн, а мы бесплатно ее доставим в любое место