Кофе-брейк

Мы из прошлого

Путешествие в 1812 год с Алексеем Пивоваровым

Представьте: журналист готовит репортаж со съемок фильма об Отечественной войне и неожиданно переносится в эпоху Наполеона! В тот далекий 1812-й, без Интернета, электричества и ядерного оружия. Девушка-репортер оказывается
возле уютного костерка, погреться у которого собрались участники тех событий. О чем спросит их человек ХХ I века? Что услышит в ответ? Создатели фильма «Отечественная. Великая» решили смоделировать путешествие на 200 лет назад и выстроить диалог эпох. Премьера телепроекта, продюсером которого выступает журналист НТВ Алексей Пивоваров, а генеральным спонсором – банк ВТБ, поспеет к осени, как раз к разгару празднования юбилея победы войне 1812 года. А пока съемки идут полным ходом.

Текст Мария Юрьева

Среди сугробов маячат высокие шапки французских солдат. Нестройные отряды идут мимо русских березок. Изможденные вояки возвращаются домой, во Францию. Они бредут по Смоленской дороге, опустошенной ими же всего несколько месяцев назад в ходе наступления. Обломки наполеоновской армии вынуждены отражать нападения русских партизан. Вот один из них притаился за деревом. Он читает… sms-сообщение! Не удивляйтесь, это не искривление временного континуума, а съемки фильма о войне 1812 года. Неподалеку расположились операторы, стоят камеры, палатка, где совещаются режиссер Иван Скворцов и продюсер Алексей Пивоваров. Наполеоновские солдаты – военно-исторические реконструкторы из разных уголков России, а партизаны – лихие каскадеры. Все они собрались в отдаленном уголке парка «Останкино», чтобы снять одну из заключительных сцен «Отечественной. Великой».

Далеко ходить, то есть ехать на Смоленскую дорогу, команде НТВ не пришлось. По крайней мере, ради финальных кадров. Близ родной для них телебашни есть живописное историческое место – усадьба ХVIII века графа Шереметева. Сейчас дворец закрыт на реконструкцию, зато в распоряжении киношников оказался большой парк. Для начала апреля невероятно снежно – лучших декораций для съемок той лютой зимы, кажется, и придумать нельзя.

Среди сугробов маячат высокие шапки французских солдат.
Изможденные вояки возвращаются домой, во Францию

«КИНО НА ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ОСНОВЕ»

Для журналиста Алексея Пивоварова этот фильм – шестой в его списке исторических документальных картин. Пять предыдущих были посвящены другой войне – Великой Отечественной. Стараниями журналиста она живет теперь не только в учебниках и мемуарах, но и в рассказах очевидцев. Первая лента – «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» – в 2009 году была отмечена спецпризом кинематографической академии «Ника». Фильм открывает документально-публицистическую серию Пивоварова и в деталях рассказывает о малоизвестных сражениях под Ржевом, которые длились долгие месяцы и унесли тысячи жизней. Потом были «Москва. Осень. 41-й», «Брест. Крепостные герои», «Вторая ударная. Преданная армия Власова» и «22 июня. Роковые решения». Документалистика Пивоварова подкупает своей подачей: зритель словно погружается в реальность, рисуемую ведущим. Вместе с журналистом мы входим в кабинет, где Жуков спорит со Сталиным, попадаем в землянки и на поля сражений... Воспоминания фронтовиков озвучивают известные актеры, и кажется, будто сами герои через годы обращаются к нам… Все эти приемы, приправленные красивой компьютерной графикой, делают свое дело – Пивоварову веришь.

С Великой Отечественной Алексей решил теперь переключиться на Отечественную Великую. Но в его документалистике изменились не только время исторических событий и главные действующие лица. Новую тему решено осваивать с помощью других кинематографических инструментов.
«Мы сделаем настоящую документальную драму – на стыке художественного и документального кино, – делится планами Алексей Пивоваров. – Ни одна реплика, ни одно событие не придуманы «из головы». От художественного кино мы взяли подход: не будет ведущих – только группа актеров. Связующий персонаж – журналистка, которая оказывается на Бородинском поле. Девушка пытается выяснить все детали о великой войне за Отечество. И рассказы непосредственных участников сражений превращаются в тот фильм, который в конце концов и должен получиться».

«Мы сделаем настоящую документальную драму – на стыке художественного и документального кино», – делится планами Алексей Пивоваров

Пока Пивоваров дает интервью, он внимательно изучает меня взглядом, словно прикидывая, как его героиня должна себя вести, чтобы «попасть» в образ. Роль любознательной журналистки Маши, в голове которой роятся тысячи вопросов, исполнит актриса театра «Мастерская Петра Фоменко» Вера Строкова. Та самая, что недавно отметилась главной ролью в музыкальной кинокомедии «Шапито-шоу». Ей предстоит побеседовать с солдатами – французом (его сыграет Юрий Чурсин) и русским (Олег Любимов) – и даже встретиться с генерал-фельдмаршалом Михаилом Кутузовым, в которого перевоплотится Марк Рудинштейн. Для долгих бесед, воспоминаний и откровений воссоздана соответствующая обстановка – герои собираются у костра. Чуть слышно потрескивают прогорающие поленья, аккомпанируя неспешному танцу языков пламени…

«У каждого героя свой взгляд на вой­ну: у француза – один, у россиянина – другой, – разъясняет концепцию Алексей Пивоваров. – Наши персонажи, сидящие у костра, олицетворяют разные точки зрения: один считает, что в войне победил русский народ, второй превозносит заслуги Александра I, третий лавры победы отдает Наполеону. У каждого своя правда, и все они между собой спорят».

Самым тщательным образом
подбирались все участники проекта.

МИФ О ГАЛАНТНОЙ ВОЙНЕ

12 июня 1812 года Великая армия вторглась в Россию. Мобильные, прекрасно экипированные войска Наполеона уже через три месяца вошли в Москву. А еще через два, оставляя умирать на Смоленской дороге своих солдат, Бонапарт вынужден был бежать в Париж.

Планы полководца, рассчитывавшего сломить Россию молниеносным наступлением, разбились о лед «фирменной» русской зимы. Хотя, конечно, это была не единственная причина. Как там у Пушкина – «Барклай, зима иль русский бог?». К слову, история повторится в ХХ веке, когда операция «Барбаросса» провалится с неменьшим треском, чем рыцари Ливонского ордена – под лед Чудского озера.

Русская кампания 1812 года, как называют Отечественную войну французы, продлилась меньше года и оставила неизгладимый след в российской истории и литературе. О ней мощно написали поэт, гусар, герой войны Денис Давыдов, Лев Толстой в своем нетленном четырехтомнике «Война и мир» и десятки других… Русские офицеры, триумфально вошедшие в Париж, впитали в себя революционные идеи и через десяток лет вышли на Сенатскую площадь в Петербурге…

Планы полководца, рассчитывавшего сломить Россию молниеносным наступлением, разбились о лед «фирменной» русской зимы

Историки сходятся во мнении, что эта масштабная наполеоновская кампания, охватившая большую часть Европы, пожалуй, была одной из самых интеллектуальных в истории. Во-первых, высшие чины обеих армий говорили на одном языке – французском. Во-вторых, читали одну литературу. И, наконец, они мыслили сходными категориями.

«Безусловно, было интересно работать с этим мифом о галантной войне, – признается Алексей Пивоваров. – Да, она началась как галантная война. Все говорили по-французски, друг перед другом расшаркивались. Существует легенда, что на Бородинском поле Мюрат и Милорадович прекратили сражение, чтобы поспорить о тонкостях военного искусства, покрасоваться друг перед другом. Позднее, по мере того как все большее количество солдат и мирного населения оказывались втянутыми в войну, отношения больше стали походить на непримиримое противостояние. Собственно, приказы «пленных не брать», которые отдавали очень многие, в том числе Денис Давыдов, тоже появились не на пустом месте. В этом отношении интересно было вновь и вновь находить схожие черты в кампаниях Отечественной великой и Великой Отечественной войн.

Василий Верещагин
«На большой дороге. Отступление, бегство» 1887–1895 гг.

На съемочной площадке в Останкино не очень людно – около тридцати человек. По словам Пивоварова, есть художественные средства, чтобы показать Бородинское сражение, не прибегая к тем ресурсам, которые в свое время были у Сергея Бондарчука. В батальных сценах задействовано не так много массовки и техники, как это было в свое время у классика отечественного кинематографа. Сделать картинку достоверной помогут современные технологии.

«В нашем распоряжении – компьютерная графика, которая позволяет расцветить сцену, разыгранную небольшим количеством людей», – поясняет Алексей.

Кроме того, самым тщательным образом подбирались все участники проекта. Один из них – французский карабинер с русским именем Андрей. Реконструкцией Андрей, бывший сотрудник МЧС, занимается с 1997 года.

По словам Пивоварова, есть художественные средства, чтобы показать Бородинское сражение, не прибегая к тем ресурсам, которые в свое время были у Сергея Бондарчука

«В нашем нижегородском клубе реконструкторов собираются самые разные люди: бывшие военные, учителя, художники, милиционеры, – рассказывает одетый в полном соответствии с регламентом французской армии Андрей. – Многие клубы специализируются на определенном подразделении. Мы, например, – карабинеры 7-го легкого полка. Некоторые сразу отращивают усы и бакенбарды, а нам нельзя: мы еще участвуем в реконструкции Второй мировой, а солдат вермахта усов не носил. Когда занимаешься этим много лет, ездишь на Бородино, устанавливаешь там палатки, то по-настоящему вживаешься в свою роль. Кажется, будто время повернулось вспять».

Андрей обращает внимание еще на один немаловажный факт: «В русской армии солдаты – это крепостные крестьяне, по сути, пушечное мясо. Жизнь простого солдата в России не ценилась. А у французов все было более свободно, даже существовали перспективы карьерного роста: простой солдат мог стать генералом или маршалом».

И все же Великая армия пала. Не устояла перед простыми русскими людьми, которые сделали все, чтобы защитить Отечество. Крестьяне уходили в леса, становились партизанами, офицеры бросались в самую гущу сражений, даже генералы жертвовали собой. Об Отечественной войне, ее героях и жертвах фильм Пивоварова расскажет детально. «Наша картина не будет написана широкими мазками, мы тщательно прорисуем каждую деталь», – обещает Алексей.

Александр Будберг, советник президента – председателя правления банка ВТБ:
Поступок Кутузова, который решился отдать Москву, – это гражданский подвиг

Что лично для вас значит война 1812 года?
Я считаю, что это один из лучших моментов российской истории. Для меня это высшая точка империи, основанной Петром I; после этого началась дорога вниз. Это был и момент единения государства и всех его граждан, множество из которых продемонстрировали невероятное мужество и героизм. А власть, ее лучшие представители продемонстрировали ответственность за судьбы отечества самой высшей пробы. И Барклай, сознательно проводивший стратегию отступления, и Кутузов, который решился отдать Москву, – это столь редкие в России, поэтому особенно ценные примеры гражданского подвига.

Сейчас к 200-летию снимается много фильмов об Отечественной войне. Почему именно эту картину решил спонсировать банк ВТБ?
В общих торжествах мы хотели найти свою нишу, высказать свое уважение к храбрости и терпению предков, сумевших одолеть одного из лучших полководцев в истории. И мне кажется, в итоге был выбран очень достойный и интересный формат. Отличный авторский коллектив, который во главе с Алексеем Пивоваровым добивался в последние годы впечатляющих творческих успехов. Идея была поддержана и Владимиром Михайловичем Кулистиковым, и Андреем Леонидовичем Костиным. Благодаря этому фильм и стал возможен.

 

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск