Рейтинг@Mail.ru
Для частных лиц: Интернет-банк
Выберите ваш город:
Москва
Справочная служба банка ВТБ
8 (800) 200-77-99
Бесплатный звонок по России
8 (495) 739-77-99

Вступление России в ВТО: подробный анализ последствий для отечественных отраслей

 
16.11.2011
Рабочая группа по присоединению России к ВТО завершила переговоры и 10 ноября опубликовала отчет с подробной информацией об условиях вступления России в организацию. Следующий шаг – формальное одобрение данного решения на министерской конференции организации (пройдет 15-17 декабря), после чего потребуется ратификация пакта документов Россией до 15 июня 2012 г.

Согласно отчету рабочей группы, средняя ставка импортного тарифа будет снижена до 7.8% с текущих 10% (по состоянию на июнь 2011 г.). По словам представителя России на переговорах с ВТО Максима Медведкова, тарифы понизятся до уровней середины 2007 г., т.е. Россия снизит «антикризисные пошлины». Судя по отчету рабочей группы, России удалось защитить самые уязвимые отрасли (автомобилестроение и сельское хозяйство), переходный период для которых составит семь и восемь лет соответственно.

Вступление России в ВТО будет способствовать развитию конкуренции и снизит стоимость импортируемых товаров, что в итоге окажется выгодным для российского потребителя и может стимулировать модернизацию промышленности. Присоединение к ВТО будет способствовать улучшению работы российских институтов: в частности, это касается таможенного регулирования и госзакупок. Более прозрачные инвестиционные правила и процедуры разрешения торговых споров должны стимулировать инвестиции в среднесрочной перспективе.

По оценкам Всемирного банка, вступление в ВТО обеспечит прибавку российскому ВВП примерно на 2.8% в краткосрочной перспективе, 3.3% – в среднесрочной и 11% – в долгосрочной. Это означает дополнительный прирост ВВП на уровне 0.4-0.5 п.п. в год в течение следующих 7 лет.

Данная прибавка будет обеспечена не столько в результате открытия новых рынков, сколько за счет более эффективного распределения ресурсов и, стало быть, расширения границ производственных возможностей. В то же время нахождение в ВТО должно внести существенный вклад в борьбу с инфляцией посредством усиления конкуренции и прямого снижения тарифов на импорт. Оба этих фактора должны быть позитивными для оценки инвесторами российского фондового рынка. Последствия вступления для отдельных секторов анализируются ниже.

Нефтегазовая промышленность

Мы не ожидаем существенного влияния или серьезных последствий от вступления России в ВТО для отечественных нефтяных компаний. Однако вступление России в ВТО может благоприятно отразиться на показателях Газпрома, ускорив процесс повышения внутренних тарифов на газ до уровня паритета с экспортными ценами. Кроме того, требованием ВТО является предоставление равных условий доступа к экспорту газа; тем не менее, данный вопрос, скорее всего, останется в поле регулирования российского законодательства.

Сталелитейная промышленность

Экспорт из России

Главным следствием станет режим наибольшего благоприятствования: российские сталелитейные компании сразу же получают такой же доступ на рынки стран-членов ВТО, как и другие производители. Здесь, однако, следует принять во внимание структуру ассортимента компаний (например, НЛМК и Evraz Group являются крупными экспортерами слябов) и долю экспорта, поскольку внутренний рынок постепенно становится более важным для всех российских производителей. От вступления в ВТО должны выиграть производители продукции с высокой добавленной стоимостью, хотя, необходимо признать, что ее качество не всегда позволяет ей конкурировать на равных на мировых рынках. Здесь следует отметить такое направление, как производство трансформаторной стали, где лидирующие позиции занимает НЛМК. В более отдаленной перспективе смягчение условий торговли может способствовать развитию сталепрокатных мощностей на территории России.

Импорт в Россию

Другой стороной нахождения в ВТО является аналогичное открытие российского рынка, правда, только в части продукции с высокой добавленной стоимостью (например, сталь с полимерным покрытием). Кроме того, возможно определенное влияние на характер промышленного потребления. Следует отметить, что национальный режим будет запрещать дискриминацию иностранных производителей относительно российских металлургических предприятий. В частности, это может касаться реализации ряда крупных инфраструктурных проектов в России, однако мы считаем, что возможность дискриминации иностранных компаний при реализации данных проектов объективно ограничена отсутствием экономически оправданной конкуренции со стороны зарубежных производителей на российском рынке.

Отечественные металлургические компании в любом случае получают доступ (через государственные структуры) в Комиссию по урегулированию споров ВТО, что позволяет обеспечить справедливое обращение при рассмотрении международных торговых споров.

Базовые металлы

Экспортные пошлины на базовые металлы будут ограничены. Хотя цифры еще не объявлены, мы не ожидаем серьезного влияния на Норильский никель или РУСАЛ. Экспортные пошлины на алюминий теперь равны нулю, тогда как пошлины на никель и медь потенциально будут ограничены более низкими, чем в настоящее время, уровнями (в 2011 и 2012 гг. действуют прогрессивные пошлины соответственно на медь и никель), что слабо повлияет на прибыль Норильского никеля.

Трубная промышленность

В отношении импортных пошлин для трубной промышленности подробные цифры пока не были представлены. Возможная отмена антикризисной тарифной поддержки российских компаний сектора высвечивает следующие риски для отрасли. Во-первых, с введением общего режима средние импортные пошлины могут снизиться в июле 2012 г. с нынешних 15-20% до 5-10% (такие ставки действовали в 2007 г.) Во-вторых, Украина может добиться проверки российских антидемпинговых пошлин (18.9-19.9% для украинских труб, поставляемых сверх беспошлинной квоты в размере 300 тыс. т).

Автомобилестроение

Условия принятия России в состав ВТО предполагают, что после завершения процесса снижения тарифов средний размер ввозных пошлин на автомобили составит 12% против нынешних 15.5%. Для отрасли также предусмотрен 7-летний переходный период. Насколько мы понимаем, объявленное снижение отражает средний масштаб сокращения пошлин по всем сегментам автомобилестроительной промышленности, что не исключает большую защищенность некоторых сегментов. Судя по предыдущим официальным заявлениям, мы не ожидаем, что вступление в ВТО существенно отразится на ситуации в российском автомобилестроительном секторе в среднесрочной перспективе. Многие из деталей достигнутого соглашения до сих пор не раскрывались, но мы полагаем, что сразу после вступления пошлины на ввоз новых автомобилей будут понижены с нынешних 30% до 25%, а затем начнется период постепенного дальнейшего снижения примерно до 15%. Наиболее заметным эффект может оказаться в сегменте производства грузовиков, где значительнее всего снижаются импортные пошлины – с 25% до 15%. Такая ставка должна оказаться достаточной, чтобы вступление в ВТО не привело к резкому сокращению доли рынка российских производителей грузовиков (при прочих равных условиях), однако вполне вероятно понижательное давление на рентабельность.

Сельское хозяйство

Правительству в целом удалось сохранить основные меры защиты отечественного производителя. Договоренности по всем ключевым пунктам были достигнуты ранее, за исключением нескольких спорных аспектов. Один из таких вопросов касается тарифных квот на свинину: согласно итоговому соглашению, действие квоты продлится до 2020 г. При этом ввозная таможенная пошлина на свинину в пределах и за пределами квоты снижена с 15% до 0% и с 75% до 65% соответственно. Это, на наш взгляд, не станет проблемой для отечественных производителей, но позволит предотвратить резкое падение цен на свинину и снижение рентабельности свиноводческих хозяйств сразу после вступления в ВТО. Такая схема обеспечивает защищенность Черкизово и РусАгро. Однако с 2020 г. тарифные квоты будут отменены, уступив место единой импортной пошлине в размере 25%. Для говядины и мяса птицы тарифные квоты останутся в силе, а размер пошлин в целом не изменится. Размер государственной помощи сельскохозяйственной промышленности в 2012 г. ограничится суммой в USD9.0 млрд, а к 2018 г. постепенно сократится до USD4.4 млрд. На самом деле, объем субсидий сектору никогда не превышал USD4.0 млрд, из чего следует, что все меры по его поддержке останутся в силе (конечно, при условии наличия бюджетных средств на их реализацию), и все запланированные программы будут выполнены в полном объеме.

Банки

Открытие в России дочерних подразделений иностранных банков не отразится на состоянии банковской системы. Зарубежные банки, которые были заинтересованы в присутствии на российском рынке, на сегодняшний день уже открыли здесь свои подразделения, и при нынешнем уровне конкуренции выход на рынок новых игроков затруднителен. В свою очередь проблемы в мировой финансовой системе (особенно в Европе) и новые нормативы, установленные для банков в странах еврозоны, также препятствуют появлению новых игроков в среднесрочной перспективе. Тем не менее, как мы полагаем, интерес зарубежных инвесторов к российским активам сохранится, а повышение допустимого предела иностранного участия в капитале российских банков до уровня, значительно превышающего нынешние 20-24%, привлечет в сектор еще большее число инвесторов. Исключение приватизационных сделок из схемы расчета доли участия дополнительно укрепит интерес инвесторов в свете предстоящей приватизации Сбербанка и ВТБ. Вместе с тем косвенно принятие в ВТО должно способствовать внедрению в России наиболее современных стандартов отчетности и контроля, следовательно, и повышению прозрачности банковского сектора.

Телекоммуникации

На ситуации в секторе связи вступление в ВТО вряд ли отразится существенно, поскольку иностранным операторам очень сложно выйти на российский рынок на данном этапе его развития. Присоединение России к ВТО может упростить осуществление потенциальных сделок слияния и поглощения с участием глобальных игроков для МТС и Мегафона. Правда, изменение структуры собственности существующих операторов не приведет к структурным изменениям на рынке.

Аэрофлот

С точки зрения Аэрофлота вступление России в ВТО может иметь умерено негативные последствия (прежде всего, в связи с предстоящей отменой платежей за пролет самолетов иностранных авиакомпаний над территорией Сибири). Аэрофлот исторически является одним из ключевых получателей данного потока средств. По данным газеты «Ведомости», в 2010 г. полученная компанией сумма составила USD117 млн, или 17% EBITDA. Отмена «роялти» ожидалась к 2013 г., что является нашим базовым сценарием, который предполагает постепенное сокращение платежей и получение половины указанной суммы в 2012 г (15% EBITDA в 2012 г.). Если Россия присоединится к ВТО в середине 2012 г. (крайним сроком ратификации соглашения о присоединении является 15 июня 2012 г.), это будет соответствовать нашим допущениям; если же это произойдет ранее, то появится риск снижения поступлений. Отмена «роялти», на наш взгляд, в любом случае негативно скажется на отношении инвесторов к акциям эмитента, поскольку данные поступления обеспечивали существенный приток средств, что делало Аэрофлот более рентабельной компанией по сравнению с мировыми аналогами. В качестве позитивного аспекта вступления в ВТО следует отметить снижение импортных пошлин на самолеты (в течение семи лет пошлины могут опуститься еще ниже), но Аэрофлот не получит от этого выгоды, поскольку уже закупил все самолеты с нулевыми пошлинами.

Контейнерные перевозки

FESCO и ТрансКонтейнер могут получить преимущество от вступления России в ВТО, поскольку предстоящее снижение импортных пошлин будет стимулировать рост импорта. На долю импорта приходится 20-25% совокупных контейнерных перевозок в России (в случае ТрансКонтейнера эта доля несколько ниже – 15%). На автозапчасти и комплектующие приходится крупнейшая доля ввозимых в Россию контейнерных грузов (примерно 45% объема), и снижение пошлин может способствовать дальнейшему росту этого вида импорта – особенно с учетом увеличения доли иностранных марок в автопарке и роста числа иномарок, собираемых в России. Дополнительную поддержку может получить и импорт химической продукции (18% всех ввозимых в страну контейнерных грузов), в отношении которой, как и в отношении продукции машиностроения, также будут введены более низкие импортные пошлины (8.4%).

Электроэнергетика

Для капиталоемких компаний (в их числе ФСК, МРСК и ряд генерирующих предприятий) членство России в ВТО может означать определенное сокращение капвложений, если понизятся пошлины на импортируемое оборудование (турбины, трансформаторы и др.). Кроме того, могут увеличиться темпы роста тарифов на электроэнергию (при условии более быстрого повышения внутренних тарифов к паритету с экспортными ценами на газ), что имело бы позитивное значение для генерирующих компаний, особенно для РусГидро, ОГК-4 и ОГК-5.

Аналитики ВТБ Капитал
<!--Аналитики ВТБ Капитал-->

Все публикации раздела



Подписка на новости группы ВТБ
  • Почтовая рассылка
  • Лента RSS
    Подписаться
    Подписаться
Загрузка списка городов.....