Группа ВТБ объявляет финансовые результаты по МСФО за 2 месяца 2020 года

дата30.03.2020

Банк ВТБ, головная компания Группы ВТБ («Группа»), публикует неаудированные консолидированные финансовые результаты в соответствии с МСФО за 2 месяца 2020 года.

Андрей Костин, Президент-Председатель Правления Банка ВТБ, отметил: "Чистая прибыль Группы за январь-февраль 2020 года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11% и составила 38,8 млрд рублей, что соответствует возврату на капитал (ROE) 14,1%. Мы добились роста ключевых банковских доходов и развития бизнеса в соответствии со стратегическими приоритетами. Мы также продолжали работу по глубокой трансформации процессов и технологий, нацеленную на дальнейший прирост клиентской базы, улучшение клиентского опыта и повышение операционной эффективности.

По итогам прошлого года и первых двух месяцев текущего года Группа ВТБ нарастила капитал и клиентскую базу, укрепила ликвидность, улучшила структуру баланса и эффективность расходов, что дополнительно усилило наши позиции и возможности противостоять наблюдаемой в настоящее время рыночной волатильности и угрозам развития экономики, вызванным распространением COVID-19.

В текущих обстоятельствах мы обеспечили полную непрерывность бизнеса и бесперебойное функционирование всех систем и процессов. При этом нашим безусловным приоритетом остается здоровье и безопасность всех сотрудников, клиентов и партнеров, и мы предпринимаем все необходимые меры для ее обеспечения.

Мы приветствуем инициативы Президента, Правительства и Центрального Банка Российской Федерации, направленные на поддержку экономики, включая предприятия малого и среднего бизнеса и заемщиков — физических лиц, столкнувшихся с резким снижением доходов, а также меры регулятивной поддержки банковского сектора, и рассчитываем, что уже объявленные и возможные новые инициативы помогут существенно смягчить негативное влияние пандемии COVID-19 на потребителей, корпоративный сектор и финансовую отрасль. Со своей стороны, осознавая ответственность перед обществом, Группа ВТБ внедряет широкий комплекс мер по поддержке своих клиентов, оказавшихся в сложной ситуации.

Кризис всегда является временем возможностей. Я уверен, что нынешняя ситуация приведет к ускорению трансформации нашего бизнеса и к более глубокой цифровизации наших продуктов и услуг, позволит нам усилить свои позиции на рынке и отношения с нашими клиентами в качестве банка первого выбора".

По итогам 2 месяцев 2020 года Группа ВТБ продолжила развивать бизнес в соответствии со стратегическими приоритетами, фокусируясь на оптимизации структуры фондирования и росте розничного и СМБ бизнеса.

  • По состоянию на 29 февраля 2020 года кредиты и авансы клиентам (здесь и далее до вычета резервов) увеличились на 0,3% до 11,5 трлн рублей с начала 2020 года. Кредиты физическим лицам увеличились с начала 2020 года на 1,7% и составили 3,4 трлн рублей, основную поддержку этому росту обеспечила ипотека (+2,4% с начала года). Совокупный объем кредитов юридическим лицам по итогам 2 месяцев 2020 года сократился на 0,3%. При этом портфель кредитов заемщикам из сегмента среднего и малого бизнеса (СМБ) увеличился с начала года на 0,9% Доля Группы ВТБ на рынке кредитования клиентов в корпоративном и розничном сегментах в России составила 17,6% и 17,4% соответственно.
  • С начала 2020 года средства юридических лиц увеличились на 2,1%, при этом средства клиентов сегмента средний и малый бизнес продемонстрировали рост на 2,5% с начала года. Более сильная динамика роста была зафиксирована по портфелю средств физических лиц, рост с начала года составил 3,6%, что выше прироста портфеля депозитов и остатков на счетах физических лиц по российскому банковскому сектору. При этом основным источником роста средств клиентов Группы ВТБ были текущие и накопительные счета, что вместе с ростом доли привлечений от физических лиц в структуре совокупных обязательств Группы, способствует дальнейшей оптимизации структуры фондирования.
  • Доля средств клиентов в совокупных обязательствах Группы увеличилась по итогам 2 месяцев 2020 года до 82,9% (79,2% — на 31 декабря 2019 года). При этом доля средств клиентов — физических лиц в совокупных обязательствах Группы увеличилась до 38,4% по сравнению с 36,4% на начало года. Доля группы ВТБ на рынке средств клиентов в корпоративном и розничном сегментах в России составила 19,7% и 15,5%.
  • В результате опережающего роста клиентских привлечений соотношение кредитов и средств клиентов (LDR) снизилось до 95,5% по состоянию на 29 февраля 2020 года (98,2% по состоянию на 31 декабря 2019 года).

Группа улучшила показатели прибыльности на фоне положительной динамики чистой процентной маржи и ускорения роста ключевых источников доходов

  • За 2 месяца 2020 года чистая прибыль группы ВТБ составила 38,8 млрд рублей, увеличившись на 10,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
  • Чистые процентные доходы составили 76,5 млрд рублей за 2 месяца 2020 года, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,0%. Чистая процентная маржа составила 3,6% по итогам 2 месяцев 2020 года (рост на 30 б.п. год к году).
  • Чистые комиссионные доходы составили 14,8 млрд рублей за 2 месяца 2020 года (рост на 31% год к году). Основным источником сильной динамики чистых комиссионных доходов был розничный бизнес Группы.
  • Стоимость риска составила 1,0% за 2 месяца 2020 года (+80 б.п. год к году), вернувшись на нормализованный уровень по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в котором был отражен единовременный роспуск резервов по ряду крупных заемщиков. Расходы на создание резервов составили 18,0 млрд рублей за 2 месяца 2020 года, увеличившись на фоне низкой базы по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 6 раз.
  • Доля неработающих кредитов (NPL) в совокупном кредитном портфеле составила 4,8% по состоянию на 29 февраля 2020 года (+10 б.п. с начала года). Покрытие неработающих кредитов резервами по состоянию на 29 февраля 2020 года остается на высоком уровне и составляет 128,8% (128,7% на 31 декабря 2019 года).
  • Расходы на персонал и административные расходы составили 43,8 млрд рублей по итогам 2 месяцев 2020 года, увеличившись на 9,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что было вызвано, в том числе расходами на информационные технологии, цифровизацию и трансформацию бизнес-процессов.
  • Рост прибыльности способствовал значительному улучшению операционной эффективности: соотношение расходов и чистых операционных доходов до создания резервов снизилось на 6,9 п.п. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составило 38,6%.