Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Море волнуется

На выставку Айвазовского ожидают самую длинную очередь в этом году

Настоящее море картин – более сотни живописных полотен, 50 графических листов, а также макеты кораблей, компасы, глобус, подзорные трубы… Масштабная выставка работ Ивана Айвазовского, посвященная его 200-летию, этим летом должна удивить и заядлых поклонников знаменитого художника, и тех, кто только хочет познакомиться с его творчеством поближе.
Иван Константинович Айвазовский
Фото: ТАСС

Морская фигура

Мы слышим «море», подразумеваем «Айвазовский». Морскую стихию изображали многие русские живописцы, но именно Иван Константинович вошел в историю искусств как законодатель маринистического жанра и создатель движения маринистов. Своими работами, а их за его долгую и насыщенную жизнь накопилось аж 6000, он вдохновил десятки художников, включая знаменитого Куинджи. 

Об экспрессивности и романтичности его пейзажей написаны миллионы статей. А о дружбе художника с Пушкиным ходят легенды. Вообще, Айвазовский почти не писал портретов, но для Александра Сергеевича делал исключение. Хорошо известна и его совместная работа с Ильей Репиным – «Прощание Пушкина с морем». Картина получилась очень большая по размеру, и между ее авторами возникло дружеское соглашение: Репин рисовал «наше всё», ну а Айвазовский, естественно, всё остальное. 


Фото: ИНТЕРПРЕСС/PHOTOXPRESS.RU

Воспроизвести море таким, как оно есть, ­Айвазовский считал невозможным, поэтому никогда не писал с натуры, полагаясь лишь на воображение. «Живописец, только копирующий природу, становится ее рабом. Человек, не одаренный памятью, сохраняющей впечатления живой природы, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда. Движения живых стихий неуловимы: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – ­немыслимо с натуры», – говорил мастер. 

Корабли, которые выходили из-под его кисти, он знал досконально: долго жил в Феодосии, где сейчас находится его большой музей, ходил на разных парусных судах и даже участвовал в десантных операциях на воде (во время Кавказской войны). Батальные сцены и сражения на полотнах Айвазовского поражали воображение современников и до сих пор оказывают мощное впечатление на зрителей.
 
Он творил до последней минуты жизни. Есть что-то символическое в том, что смерть застигла его во время работы над картиной «Взрыв корабля».


Фото: ИНТЕРПРЕСС/PHOTOXPRESS.RU

«Девятый» на Крымском

С помощью выставки в Третьяковской галерее на Крымском валу, чьи проекты неизменно поддерживает ВТБ, на этот раз организаторы решили развенчать миф о том, что Иван Константинович Айвазовский был простым художником моря. «За долгие годы сложилось немножко снобистское отношение к Айвазовскому – что это поверхностный художник, художник для рынка, что это художник коммерческий. Все эти коммерческие составляющие в нем есть. Но чего нет – поверхностности», – заявила журналистам куратор проекта Галина Чурак. Она пояснила, что цель выставки – помочь зрителям вглядеться в творчество этого художника.

В экспозицию войдут четыре наиболее значимых произведения мариниста: «Радуга», «Черное море», никогда ранее не экспонировавшееся масштабное полотно «У берегов Кавказа», а также знаменитый «Девятый вал» (наивысшая точка шторма, его апогей, после которого наступит или смерть моряков, или счастливый финал – природное успокоение и просвет). Существует версия, что здесь Айвазовский запечатлел собственное приключение в Бискайском заливе: в 1844 году он потерпел кораблекрушение и чудом остался жив. Картина стала его визитной карточкой, сразу после написания она была куплена императором Николаем I для Эрмитажа. Позже ее передали в петербургский Русский музей, откуда она и прибыла в столицу России. 

На выставку в Москву приедут шедевры не только из Санкт-Петербурга, но также из родной Айвазовскому Феодосии, где он прожил почти всю жизнь, и из Еревана. Для кураторов было принципиально важно, чтобы в деле участвовала столица Армении. Ведь известно, что Иван Айвазовский по крови был армянином: его настоящее имя, о котором многие даже не слышали, – Аванес Айвазян. В основном все эти вещи из царских и княжеских коллекций: высший свет очень ценил живописца. Тем не менее все они пройдут проверку на подлинность.



В экспозицию войдут четыре наиболее значимых произведения мариниста: «Радуга», «Черное море», никогда ранее не экспонировавшееся масштабное полотно «У берегов Кавказа», а также знаменитый «Девятый вал»

«Пушкин на берегу моря» написана Айвазовским в 1887 году
и хранится в Николаевском художественном музее им. Верещагина

Очередь на Айвазовского

Выставке Айвазовского предрекают вал посетителей. Кураторы рассчитывают на такую же популярность, как у последнего громкого проекта Третьяковки: на картины Валентина Серова пришли посмотреть полмиллиона человек, она стала самой посещаемой выставкой русского художника в мире. 

Всенародная любовь к искусству тогда обошлась дорого. Чтобы предотвратить инциденты в очередях и сломанные двери на выставке Айвазовского, в галерее решили ввести двухчасовые сеансы. «Мы хотим, чтобы люди понимали: если у них билет на 10 часов, они должны прийти в 10, а в 12 часов покинуть здание», – рассказала директор Зельфира ­Трегулова.

Айвазовский был первым русским художником, начавшим устраивать персональные выставки. Так что масштабная, практически энциклопедическая экспозиция – в некотором смысле дань новатору. В год его 200-летия ­Третьяковская галерея отдает Ивану Айвазовскому должное.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск