Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Композиционные материалы

Юбилейная выставка работ Кандинского совершит путешествие из Москвы в Санкт-Петербург

В год 150-летия художника поклонники Василия Кандинского мечтали о его глобальной выставке – большой монографической экспозиции, где были бы представлены всего грани его таланта, все аспекты творчества, но... не случилось. Такая мощная история была в Третьяковке (которую связывает давнее сотрудничество с ВТБ) всего один раз – 27 лет назад. Сейчас же кураторы решили ограничиться выставкой экспериментальной, современной – с внедрением новых технологий. И она по‑своему впечатляет.
Василий Кандинский
«Композиция VI»
Фото: А. ЩЕРБАК/ТАСС

Текст: Евгений Гуцал

Лаконичность перформанса

Пространство с эффектными черными стенами отвели для демонстрации всего двух работ гения авангардного искусства – зато каких! Знаменитые «Композиция VI» и «Композиция VII» выстраиваются в некий контрапункт – ­согласно названию проекта. Полотна находятся прямо друг напротив друга. Журналисты отмечают: «лицом к лицу». ­Точно так же – вместе – картины выставлялись в 1989 году. Неподготовленная публика недоумевает: как же так? почему всего два экспоната? где остальные? ­Кураторы объясняют: так задумано, именно две «Композиции» и дадут понять всю мощь Кандинского, всю его силу. 

Предполагается, что посетители Третьяковской галереи должны пережить в «черном шатре» своеобразную медитацию, погрузиться в работы и, по совету самого авангардиста, «не глядеть на картину со стороны, а самому вращаться в картине, в ней жить». Искусствоведы советуют отпустить все свои ассоциации на волю, стать участником создания ­абстрактных миров, раствориться в цветовых пятнах и волнах, выпустить на свободу воображение. И тогда обе композиции, рифмуясь, зазвучат.

Василий Кандинский
Фото: ALAMY/ТАСС

Десять отличий

Кому-то может показаться, что абстракции идентичны, но это, конечно, не так. Седьмая композиция считается вершиной творчества Кандинского. Художник написал ее всего за четыре дня! (Правда, этому предшествовала большая подготовительная работа.) В центре полотна – овал, пересекаемый неправильным прямоугольником, а вокруг – вихрь цветов и форм. Это комбинация сразу нескольких библейских тем: воскрешения из мертвых, Судного дня, всемирного потопа и райского сада.

В шестой картине, в отличие от седьмой, три центра: нежно-розовый и красно-синий, а между ними – малозаметный розово-белый. Формы вспениваются, клубятся, бурлят, предрекая катастрофу вселенского масштаба, – настоящий апокалипсис. Кандинский хотел назвать это творение «Потоп», имея в виду потоп библейский. Шел 1913 год, в России приближалась революция, которая камня на камне не оставила от былого уклада. Что это было? Предчувствие? Мистика?

Культовые образцы абстракционизма невероятным образом подсвечены и выглядят словно светодиодные экраны, но настоящим видеоэкранам здесь тоже нашлось место. С их помощью (в так называемом вводном зале) разыгрывается настоящий мультимедийный спектакль. Креаторы из творческого объединения Laboratory ABC на основании комментариев самого Кандинского, его подготовительных рисунков и серии живописных картин на стекле спроектировали визуализацию рождения шедевров. 

Они поэтапно разобрали «космическое действо» на обоих холстах, расщепив все до мелочей, давая понять, что же хотел сказать их автор; в каком цветовом пятне специалисты видят Илью-пророка, а в каком – трубящего ангела, обнаженную женщину. Кандинскому мультмедиа понравились бы: он долгие годы выступал за синтез искусств, соединял музыку и живопись, создавал сценические постановки с танцами и пантомимой, в либретто которых была подробно записана световая партитура, и давал им говорящие названия: «Желтый звук», «Зеленый звук»...

Точно так же – «лицом к лицу» – «Композиция VI» и «Композиция VII» выставлялись в 1989 году. Публика недоумевает: как же так? почему всего два экспоната? где остальные? Кураторы объясняют: именно две «Композиции» и дадут понять всю мощь Кандинского

Василий Кандинский
«Композиция VII»
Фото: А. ЩЕРБАК/ТАСС

Путь к «Композициям» 

К системе беспредметной живописи Василий Кандинский пришел в 44 года, после того как пожил за границей. Родился он в Москве, на Чистых прудах, в 1866-м. Отчим его был купцом первой гильдии, юноша мог позволить себе любое образование. И стал юристом, увлекался правом, но потом в юридических науках разочаровался и сбежал в Мюнхен.

На решение новоиспеченного юриста повлияли, в частности, картины Клода Моне и творчество Вагнера: Кандинский побывал на премьере «Лоэнгрина» в Большом театре и увидел, как работают вместе звук, декорации и движения. В Германии 30-летний Кандинский решил заняться искусством, поступил в Мюнхенскую ­академию художеств. 

Там он проникся идеями спиритизма и ­оккультизма и начал свой путь от пейзажей к абстракциям. Его картины заселили ­формы, ­плавающие в цвете: пятна, точки, линии, узоры, непонятные массовому зрителю ­фигуры. Один из столпов российского авангарда бился не на жизнь, а на смерть – после того как работы объявили дегенеративными. Он выступил не только основоположником абстракционизма, но и его теоретиком: писал статьи и пытался объяснить людям структуру и замысел своих произведений. 

Василий Кандинский
«Эскиз к импровизации №8»
Фото: В. ПРОКОФЬЕВ/КОММЕРСАНТЪ

Но тщетно: прошло 100 лет, а объяснять по-прежнему необходимо, и это несмотря на то, что именно отсюда идут корни современного арта – в любых его проявлениях, даже в объектах бескомпромиссной и многогранной, так любимой интеллектуалами недавно ушедшей от нас Захи Хадид. Вокруг Кандинского долгое время собирались сотни учеников и подражателей. Культурологи уверены: импульс, который он задал, огромен. Цена на его полотна – еще одно подтверждение тому: на аукционах классика считают художником дорогим.

Но выставленные композиции принадлежат не частным лицам. «Композиция VII» – собственность Третьяковской галереи. «Композиция VI» приехала из Эрмитажа, проекты которого также поддерживает группа ВТБ. Как раз там пройдет продолжение проекта, и после закрытия в Москве экспозиция отправится в Петербург. В Эрмитаже картины снова разместят не в ряд, а симметрично друг другу. Работники Третьяковки отмечают: когда «Композиции» рядом, у посетителей неизбежно возникают споры о том, какая лучше. А так – с воздухом между ними – у обычного зрителя появится больше шансов на полное погружение в материал.

Василий Кандинский
«Фуга»

Дорогой Василий Кандинский

Кандинский постоянно попадает в рейтинги самых дорогих художников мира, в том числе в рейтинги самых дорогих русских живописцев.

И это несмотря на то, что на протяжении жизни у него было разное гражданство: и русское, и немецкое, а умер он с французским. Долгие годы самой дорогой картиной живописца оставалась «Фуга» (1914). Более того, в течение нескольких лет эта работа отца абстракционизма держала абсолютный ценовой рекорд для русского искусства вообще. На аукционе Sotheby's в 1990 году «Фугу» продали за $22,9 млн.
На аукционную цену произведения влияет его репутация. Это не только громкое имя художника, но и «провенанс» – происхождение. «Фуга» происходит из прославленного музея современного искусства Соломона Гуггенхайма. Директор храма искусств Томас Кренц однажды решил вывести несколько экспонатов из состава музейного фонда. В список попали абстракция Кандинского и творения Шагала и Модильяни. Кренц выставил их на продажу, а на вырученные деньги скупил американских концептуалистов. Культурологи всего мира очень долго критиковали эту выходку.
С недавних пор пальма первенства среди самых дорогих произведений Кандинского принадлежит не «Фуге», а «Эскизу к импровизации №8». Он выставлялся в Москве в октябре 2012 года и был продан на аукционе за $23,425 млн. Так в ходе торгов эксперты установили новый мировой рекорд стоимости работ абстракциониста, средства от продажи пошли на благотворительные цели. «Фуге» теперь досталось второе место. Ну а третье отошло «Эскизу к импровизации №3», проданному за $16,9 млн.
Интересен тот факт, что в топ-50 самых дорогих картин мира, составленный в феврале 2015 года на основе данных об аукционных и частных продажах, вошло аж семь творений Василия Кандинского. Суммарная их стоимость составила $82,16 млн. Выше, чем полотна Кандинского, стоят работы только двоих выходцев из России – Казимира Малевича и Марка Ротко. Причем картина Ротко «Оранжевое, красное, желтое» (1961), что была продана в 2012 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $86,9 млн, стала самым дорогим произведением современного искусства на планете и попала на десятую строчку рейтинга самых дорогих картин всех времен. Имя покупателя осталось неизвестным.

 


© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск