Рейтинг@Mail.ru
Курс

В интересах государства

Госбанки становятся основными инвесторами российской экономики

Так получилось, что сегодня, в условиях непредсказуемой внешней конъюнктуры, пролонгации санкций Запада в отношении российского бизнеса, именно государственные банки остались практически единственным классом финансовых инвесторов.

Иллюстрация: ЕЛЕНА УЖИНОВА

Текст: Константин Угодников

Cодной стороны, госбанки обладают опытом структурирования сложных проектов, включая инфраструктуру и поддержку стратегических предприятий, а с другой – располагают значительными долгосрочными финансовыми ресурсами, без которых невозможно обойтись при капиталоемком строительстве и реализации крупных инвестиционных проектов.

Бизнес не для всех

Даже беглый анализ крупнейших сделок последних лет приводит к выводу о растущей роли госбанков в вопросах поддержания экономики страны, будь то гособоронзаказ или прокладка новой трассы. Так, реконструкция аэропорта Пулково, строительство и эксплуатация скоростной автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр», сооружение двух мостов через реки Кама и Буй в Удмуртии – это лишь маленький перечень долгосрочных инвестиционных проектов, в которых участвует банк ВТБ. К ним стоило бы еще добавить строительство и эксплуатацию седьмого и восьмого участков автомагистрали М11 «Москва – Санкт-Петербург», финансирование промышленных проектов на Дальнем Востоке, создание совместно с «Ростелекомом» «Цифрового каркаса России». Но даже в этом случае список долгосрочных инфраструктурных проектов банка окажется неполным.

Все эти программы финансирования носят хотя и долгосрочный, но вполне рыночный характер. Деньги предоставляются на возвратной основе. И по каждому проекту просчитываются как его коммерческая составляющая, так и риски. Правда, оценить их не всегда просто, тем более что в последнее время к непосредственным опасениям кредиторов добавились еще и не всегда предсказуемые внешние факторы, существенно усложняющие работу и тем самым сокращающие число игроков на этом рынке. Экономический кризис и западные санкции, действие которых нынешним летом было пролонгировано еще на год, заставляют крупные финансовые институты с еще большим вниманием подходить к оценке рисков и своему участию в проектах.

У всех ведущих банков возникла очень острая проблема, связанная с предоставлением гарантий по выполнению подрядных работ на строительство инфраструктурных проектов. При этом ситуация в сфере финансирования инфраструктуры складывается непростая.

Учитывая непростую экономическую ситуацию, банки, участвующие в долгосрочных проектах, ввели более жесткую систему оценки рисков и благонадежности заемщиков

Строгий отбор

В основном ресурсы предоставляются на базе концессионных соглашений, а те, в свою очередь, являются своеобразным механизмом отсрочки уже бюджетных обязательств, поэтому и востребованы услуги именно государственных банков, которые как раз обладают долгосрочными ресурсами. Это является немаловажным фактором, особенно сегодня, когда возможности федерального бюджета в прямом финансировании проектов ограничены. А такая схема позволяет плюс ко всему гарантировать возврат вложенных средств.

Есть и еще одно важное преимущество: в отличие от негосударственных финансовых учреждений в банках, принадлежащих государству, стоимость привлечения средств ниже. А это, в свою очередь, позволяет им предоставлять деньги на осуществление таких крупных инвестиционных проектов по более низкой ставке и на большие сроки. В среднем сроки кредитования инфраструктурных проектов сос­тавляют не менее 10 лет. В нынешних условиях это вполне можно назвать долгосрочным финансированием. Более того, в портфелях есть и инфраструктурные кредиты со сроком погашения 12 и даже 15 лет.

При принятии решения о сроках погашения предоставленных заимствований банкиры в первую очередь ориентируется на особенности проекта, его экономические показатели и срок окупаемости. Но при этом финансовое учреждение не будет предлагать такие сроки финансирования проекта, которые не позволят синдицировать этот кредит или не будут соответствовать стратегии банка по построению сбалансированного кредитного портфеля.

Есть и свои жесткие критерии, выработанные годами. При определении суммы участия в том или ином проекте банки ориентируются на действующие лимиты, определенные для различных отраслей экономики и групп заемщиков. Но если банк видит, что в участии в том или ином строительстве объектов инфраструктуры заинтересованы другие кредитные организации, то, как правило, финансирование осуществляется совместно.

Достаточно сказать, что в финансировании реконструкции аэропорта Пулково вместе с ВТБ участвуют Международная финансовая корпорация, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Северный инвестиционный банк, ВЭБ и Черноморский банк торговли и развития, а также семь иностранных коммерческих банков. Аналогичным образом финансируется и строительство автомобильной дороги «Западный скоростной диаметр». В этом проекте, например, также принимают участие Газпромбанк, Внеш­экономбанк, ЕБРР и Евразийский банк развития.

Иллюстрация: ЕЛЕНА УЖИНОВА

Но группа ВТБ не только привлекает партнеров для совместного осуществления инфраструктурных проектов. Финансирование концессии по строительству седьмого и восьмого участков платной автодороги Москва – Санкт-Петербург было организовано как за счет привлечения долгосрочного кредита, так и выпуска долгосрочных проектных облигаций. Их приобрели пять российских негосударственных пенсионных фондов. Такая стратегия, как указывают специалисты, является еще и способом минимизировать риски при финансировании крупных проектов.

Не менее 10 лет в среднем составляют сроки кредитования инфраструктурных проектов


Иллюстрация: ЕЛЕНА УЖИНОВА

Пример обороны

Учитывая непростую экономическую ситуацию, банки, участвующие в долгосрочных проектах, ввели более жесткую систему оценки рисков и благонадежности заемщиков. В первую очередь это просто необходимо для контроля целевого использования выдаваемых средств. Для этого специалисты ВТБ, к примеру, всесторонне анализируют финансовое состояние каждой компании, оценивают наличие у него источников погашения заемных средств.

При этом банк не ограничивается формальным анализом количественных показателей, а направляет своих сотрудников непосредственно на предприятие. Их задачей является оценка состояния производственной базы, знакомство с коллективом и тесное общение с руководством. Такой подход позволяет сформировать комплексное видение проблем каждого предприятия-заемщика.

В качестве примера можно привести практику работы ВТБ с предприятиями оборонно-промышленного комплекса при финансировании проектов государственного оборонного заказа. До 2015 года большая часть кредитов, выдаваемых в рамках гособоронзаказа, покрывалась государственными гарантиями. Это существенно снижало риски самого банка. С этого года в силу вступил закон, который ввел новую систему контроля за закупками в адрес вооруженных сил. Теперь государство перешло на схему авансирования гособоронзаказа напрямую из бюджета. На взгляд специалистов банка, это также обеспечивает приемлемый уровень рисков при выделении кредитов российским оборонным предприятиям.

Кроме того, создаваемый в рамках этого закона институт банковского сопровождения гособоронзаказа поможет выстроить более прозрачную для финансовых организаций систему денежных потоков таких предприятий. Это также будет способствовать снижению рисков при реализации подобных проектов. Такой опыт вполне может оказаться применимым и при реализации инфраструктурных проектов в гражданской сфере.

От малого к большому

Типичный пример – участие ВТБ в финансировании НПО «Микроген» Минздрава России. Банк открыл предприятию кредитную линию на сумму 2 млрд руб. сроком на три года. Деньги были направлены на модернизацию и технологическое обновление производственных площадок крупнейшего в стране производителя иммунобиологических препаратов.

Надо отметить, что государство активно поддерживает важные для экономики проекты, поэтому часть их финансирования ведется, в том числе, и за счет предоставленных правительством средств из Фонда национального благосостояния. ВТБ, в частности, на осуществление инфраструктурных проектов получил 100 млрд руб. В России пока нет достаточных ресурсов для инвестирования в долгосрочные проекты, поэтому государство вынуждено направлять, в том числе, и средства ФНБ. Но в будущем источниками таких инвестиций могут стать средства негосударственных пенсионных фондов, которые все больше усиливают свое влияние на финансовом рынке. Однако пока главным инвестором для экономики страны по-прежнему выступают государство и банки с госучастием, готовые брать на себя финансовые риски, связанные с долгосрочными проектами в сложных отраслях. 

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск