Рейтинг@Mail.ru
Курс

Реформа космоса

Игорь Комаров: «Новые Гагарины и Королёвы обязательно придут к нам, в ракетно-космическую отрасль»

Формирование экономически устойчивой и конкурентоспособной промышленности, занимающей достойное место на мировом рынке, – одна из главных целей созданной в этом году государ­ственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос». Новая структу­ра строится на базе Объединенной ракетно-космической корпорации (ОРКК), с которой ВТБ связывает договор о сотрудничестве. О тонкостях развернутой реформы рассказал «Энергии успеха» генеральный директор новой госкорпорации Игорь Комаров.

Фото: AFP/EAST NEWS

Текст: Леонид Ситник

Вывод из кризиса

 

До прихода в космическую отрасль вы руководили АВТОВАЗом. Правильно ли называть вас кризис-менеджером, или реформатором, призванным провести самые сложные мероприятия, а затем переключиться на что-то новое?

Какая разница, как называешься? Главное – что делаешь. Безусловно, у меня есть опыт кризисного управления. В ракетно-космическую отрасль я пришел в 2013 году. По местным меркам, можно сказать, вчера. Каждый день встречаюсь с людьми, учусь и вникаю в нюансы, а это, как вы понимаете, бесконечный процесс, который, кстати, тем и интересен. В бизнесе, как и в любом другом деле, инструменты универсальные. Вопрос – в механизмах их применения и в профессионализме.

 

Каких принципов вы придерживаетесь как руководитель? Что позволяет вам добиваться успеха в сложной ситуации?

Сила любого лидера – в его команде. Команда должна быть компетентна, слаженно работать и ориентироваться на результат.

 

Реформа отрасли внешне выглядит весьма радикальной. В чем главный смысл создания госкорпорации? Как возникла эта идея?

Реформа, по сути своей, и есть радикальное изменение существующих правил, процессов и структур. Иначе и нет смысла ее затевать. Когда меня пригласили работать в ОРКК, я был искренне уверен, что необходимо разграничить функции заказчика и исполнителя. Но с 2013 года изменились экономика и внешняя политика. Сейчас необходимы концентрация полномочий и одновременно концентрация ответственности.

Системный кризис отрасли – это данность. Наша задача – преодолеть его и вывести предприятия российской ракетно-космической промышленности на новый этап развития, сделать их более эффективными и бизнес-ориентированными. Институты также надо структурировать, чтобы не работали «параллельно» друг другу. Задача у всех одна, и на первый план выходят целеполагание, а также точный экономический расчет. Реформа отрасли перешла к следующему этапу, и создание госкорпорации, уверен, ускорит процесс преобразований.


Фото: РИА-НОВОСТИ

Игорь Комаров: «Ни один бизнес невозможен без взаимодействия с банками. Банки – это кровеносная система любого сектора экономики. Банк ВТБ – один из крупнейших в России, поэтому наше сотрудничество абсолютно естественно»

    

Почему в США система из множества разнородных предприятий и организаций успешно работает без всякой вертикали власти, а в России обязательно нужно создавать госкорпорацию, чтобы навести порядок?

США и Россия – разные страны. У них разная история и во многом разные законы, принципы построения бизнеса, функционирования, полномочий и соподчиненности министерств и ведомств. К тому же Россия живет в рыночных условиях 25 лет, а США?.. Не надо делать «кальку». Госкорпорации «Ростех» и «Росатом» показали свою эффективность в России. Уверен, что и «Роскосмос» сделает более эффективной работу не только предприятий промышленности (чем занималась ОРКК), но и, что очень важно, институтов, которые занимаются целеполаганием и стратегией развития российского космоса.

 

О космической отрасли часто рассуждают с философской точки зрения, возводя полеты в космос в самоцель. Но ведь в своей основе это отрасль экономики. Расскажите о госкорпорации «Роскосмос» в этом контексте. Каковы ее место, роль и вклад в экономику России?

Безусловно, космос – это общая мечта всего человечества. Так было, так есть и так будет. Именно поэтому такое внимание ко всему, что происходит в космосе и рядом с ним. Наверное, поэтому и вы, в том числе, сегодня задаете мне вопросы. Космос – это и передовые технологии, которые используются во многих отраслях мировой экономики. В современном мире инновационное развитие и обеспечение национальной безопасности просто немыслимы без развития ракетно-космической отрасли. Синергия всех направлений космической деятельности России – это катализатор модернизации и нового развития других отраслей экономики. Навигация, связь, ликвидация последствий техногенных и природных катастроф, новые материалы и технологии… перечислять можно бесконечно.

 

Какую роль в работе отрасли играет взаимодействие с банковским сектором и банком ВТБ в частности?

Ни один бизнес невозможен без взаимодействия с банками. Банки – это кровеносная система любого сектора экономики. Большие должны работать с большими. В ракетно-­космической отрасли нашей страны работает больше 280 000 человек, и банк ВТБ – один из крупнейших в России, поэтому наше сотрудничество абсолютно естественно. И, что немаловажно, – взаимовыгодно.

Сравнение ракет-носителей

Максимальная масса полезной нагрузки, т



Покорение космоса

 

Невозможно обойти вопрос о череде непрекращающихся аварий космической техники. Причем выходят из строя как отработанные конструкции разных производителей, так и новые. Собственно, эти аварии и стали косвенной причиной вашего прихода на новую должность. Вам уже понятны корень зла и способы исправления ситуации?

Самые «новые», как вы говорите, изделия были произведены в 2013 году, а многие – и раньше. Это одна из особенностей ракетно-космической промышленности: здесь очень длинный цикл производства. Основные причины последних аварий – несоблюдение регламентов на всех этапах жизненного цикла продукта. Мы начали исправлять ситуацию сразу же после создания ОРКК. Еще одна проблема – нехватка специалистов, на решение этого вопроса потребуются годы.

 

По этой же причине на новейшем российском космодроме «Восточный» строят площадку для модификации ракеты, впервые стартовавшей более 60 лет назад?

На новейшем космодроме строят стартовый стол для новейшей модификации ракеты-носителя «Союз-2». В ней, уверяю вас, совсем немного осталось от той ракеты, которая стартовала 60 лет назад. Напоминаю: именно на «Союзах» летают на МКС все космонавты и астронавты мира, а это говорит о многом. Когда принимали решение о строительстве этого космодрома, планировали запускать ракету «Русь-М», у России в то время были только три типа ракет-носителей: «Союз-2», «Зенит» и «Протон-М». «Русь-М» осталась в истории, и начали проектировать стартовый стол под «Союз-2», с нее и начнем летать. «Ангара» же станет ракетой-носителем для пилотируемой программы – и тоже с «Восточного».

Старт РН «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз ТМА-11М» с олимпийским огнем на борту
Фото: МИХАИЛ ПОЧУЕВ/ТАСС

Мы занимаемся также пилотируемым транспортным кораблем нового поколения (ПТК НП) для полетов на околоземные орбиты и за их пределы, в том числе к Луне

    

Почему в новой Федеральной космической программе решено отказаться от создания сверхтяжелого носителя?

Сверхтяжелый носитель должен выводить на орбиту соответствующую нагрузку. Пока ни у нас, ни у НАСА, ни у ЕКА ее нет. И с учетом реальной экономической ситуации и возможности госфинансирования проектов ФКП до 2025 года, а также главного приоритета – развития орбитальной группировки космических аппаратов научного, социально-экономического и двойного назначения – мы решили доработать тяжелую версию нашей новейшей ракеты-носителя «Ангара» для реализации лунной программы. Использовать при этом будем двухпусковую схему. Так мы сократим сроки введения в эксплуатацию этой ракеты-носителя и серьезно сэкономим бюджетные средства. Разработку сверхтяжелой РН начинаем с создания научно-технического задела. Такая ракета-носитель будет нужна России для дальних полетов: к Марсу и другим планетам Солнечной системы.

 

Какова ситуация с перспективной пилотируемой транспортной системой? В США уже проходят летные испытания четыре пилотируемых корабля, а сроки реализации нашего проекта с 2005 года не только не приблизились, но и отдаляются.

Предприятия ракетно-космической промышленности модернизируют существующие транспортные пилотируемые корабли «Союз» и грузовые корабли «Прогресс», улучшают их характеристики и расширяют функциональные возможности по доставке грузов и возвращению на Землю результатов исследований и экспериментов. Мы занимаемся также пилотируемым транспортным кораблем нового поколения (ПТК НП) для полетов на околоземные орбиты и за их пределы, в том числе к Луне. Его летные испытания планируем начать в 2021 году – кстати, на «Ангаре».

 

В то же время в СМИ периодически проходит информация специалистов о том, что «Ангару» нельзя использовать для пилотируемых полетов. В чем проблема?

У нас проблем нет, будем летать на «Ангаре» с «Восточного», я же сказал. В марте этого года на очередном НТС было рекомендовано Центру имени Хруничева вместе с РКК «Энергия» разработать аванпроект РН «Ангара-А5В» с адаптацией для выведения перспективных транспортных и пилотируемых кораблей и с другими полезными нагрузками для полетов в окололунное пространство и на поверхность Луны. Безусловно, «Ангару» для этого использовать не только можно, но и нужно.

На новейшем космодроме «Восточный» строят стартовый стол
для новейшей модификации ракеты-носителя «Союз-2»
Фото: ИГОРЬ АГЕЕНКО/ТАСС

Международная орбита

 

Какой из космических проектов рассматривается в перспективе как главная задача?

Нет одного проекта. Хотя я вас понимаю: психологически человеку обязательно нужен «прорыв». Последним таким грандиозным проектом в СССР стала программа «Энергия – Буран», но мы все помним, чем это закончилось. На нее ушли огромные деньги, которые могли быть потрачены на космические аппараты, развитие инфраструктуры космодромов, обновление структуры производства, новые технологии. А результатом стало лишь то, что космос в последующие полтора десятилетия практически не финансировался.

Сегодняшняя ситуация в российской ракетно-космической отрасли во многом результат того, что произошло после 1988 года, когда была запущена «Энергия – Буран». Наши приоритеты – это пополнение российской орбитальной группировки и подготовка к реализации лунной программы, что даст нам возможность разрабатывать и производить новую ракетно-космическую технику.

 

Как вы относитесь к программе МКС? Бытует мнение, что она лишь отбирает ресурсы, необходимые для развития отрасли.

МКС – уникальнейшая космическая лаборатория. Без экспериментов и опытов, которые там проводятся, без «годовых» миссий полеты в дальний космос просто невозможны. Все партнеры по МКС с этим полностью согласны. Именно поэтому сейчас мы с НАСА и ЕКА обсуждаем расширение и углубление работы на МКС для еще более эффективного использования на Земле результатов работы наших космонавтов и астронавтов. Здесь – новые перспективы для расширения международного сотрудничества, вовлечения в глобальное партнерство и других стран, в том числе стран БРИКС.

 

И в США, и в России общая проблема: специалисты не могут определить цель для полетов человека в космос. Программы то принимаются, то отменяются, вроде программы возвращения на Луну в США. Российская космическая программа тоже не ставит амбициозных целей для пилотируемых полетов. Какова ситуация сейчас? Есть ли смысл вообще человеку летать в космос?

Какая цель у человека, когда он внезапно понимает, что за морем может быть другая страна? Какая цель двигала Королевым и Гагариным? Развитие и движение к новым берегам и рубежам – смысл нашего существования. До 2024 года, по договоренности со всеми партнерами по МКС, станция будет продолжать работать. Мы сейчас завершаем разработку концепции развития российской пилотируемой космонавтики, будем создавать новые модули. Они станут плацдармом для отработки технологий освоения Луны, а Луна, в свою очередь, будет «переходным» этапом для изучения других планет.

Все проекты освоения космоса должны быть международными: только вместе люди способны на невозможное, и человечество не раз это доказывало. Сейчас мы заняты, в том числе, и проработкой унификации стыковочных узлов космических кораблей, их взаимозаменяемостью, в космосе особенно важно иметь не только желание, но и возможность немедленно помочь друг другу в ситуации форс-мажора. Здесь цена – человеческая жизнь, и ничто не может быть дороже.


Иллюстрация: РИА-НОВОСТИ

 

Проект создания транспортно-энергетического модуля, который часто называют космическим буксиром, с ядерной энергетической установкой может стать тем элементом, который даст России возможность претендовать на место в будущем международном разделении труда в космосе. Вам не кажется, что этот проект должен иметь высший приоритет?

Что такое «высший приоритет»? Если это значит, что все научные и инженерные кадры и все финансы должны вкладываться только в этот проект, то я так не считаю. Пока не все до конца ясно с работой энергоустановки этого типа. Также не решена окончательно проблема выживания космонавтов при колоссальной радиации во время дальних космических полетов. А такой транспортно-энергетический модуль на основе ядерной энергетической установки мегаваттного класса нужен будет как раз кораблю для дальних космических полетов. И это значит лишь одно – надо продолжать работать, что мы и делаем, в том числе и в этом направлении.

 

В XX веке космическую отрасль вдохновляли мечтатели. Перед отраслью всегда стояли сверхзадачи. Ведь отсутствие амбиций тоже может быть причиной деградации системы. Может быть, падение интереса к космосу в обществе в целом – это тоже следствие, а не причина?

Уверяю вас, мы – все, кто работает в ракетно-космической отрасли России, – достаточно амбициозны. Покорение космоса – это мечта, и я не вижу падения интереса людей к космосу, по крайней мере, в России – точно. Ведь космос и фантастика – синонимы. Кстати, и в любом другом деле, в других отраслях и профессиях, если люди не мечтают о невозможном, у них ничего не получится. Мы оптимисты и одновременно прагматически подкованные мечтатели.

Другой вопрос, что нам не хватает молодых инженеров и конструкторов – ярких, вдохновленных, с новыми идеями, а также специалистов высочайшего класса, умеющих и любящих работать на сложнейших современных станках. Именно этим – разъяснением, зачем людям здесь, на Земле, нужен космос, мы и занимаемся. Работаем с музеями, выставочными площадками, институтами, детскими лагерями, школами – с совершенно разными аудиториями. И эту работу мы будем продолжать и расширять. Мы осознаем свою ответственность. И новые Гагарины и Королёвы обязательно придут к нам, в ракетно-космическую отрасль. Увидите, нас ждет еще множество ярких открытий. 

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск