Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Эрмитаж на выезде

В столицу Урала вернутся мировые шедевры

Эрмитаж, проекты которого поддерживает банк ВТБ, в XXI веке продолжает традицию экспансии искусства: открывает свои представительства за рубежом и по всей России. Одно из них вскоре появится и в Екатеринбурге. Все новое – это и в данном случае хорошо забытое старое.


Мало кто знает, но Эрмитаж существует не только в Санкт-Петербурге. Его представительства есть в Венеции, Амстердаме, Выборге и Казани. Для каждого города музей готовит свою программу, каждый раз это уникальное архитектурное решение, отдельный городской центр, эксклюзивная история, а не просто выездная выставка. Два года назад руководством было принято решение о развитии Эрмитажной инфраструктуры – о создании подобных учреждений в Омске и Владивостоке. Екатеринбургу тоже удалось запрыгнуть в уходящий поезд: местные культуртрегеры доказали, что и столица Урала должна иметь отделение знаменитого на весь мир музея. И произошло это не случайно.

Спасение шедевров

В годы Великой Отечественной войны официальный адрес Государственного Эрмитажа звучал так: город Свердловск, улица Вайнера, дом 11. Подвалы зданий в блокадном Ленинграде превратились в бомбоубежища, музей не работал. Именно Свердловск (так Екатеринбург назывался в советское время) в начале 1940-х годов принял уникальную коллекцию и сотрудников Эрмитажа. Почти 2 млн работ находились на территории Свердловской картинной галереи (ныне – Музея изобразительных искусств). В результате «жизнь» картин и скульптур не прекращалась: неравнодушный персонал занимался реставрацией, исследованиями, выставками… После войны шедевры вернулись из эвакуации в Ленинград. Ни один экспонат не был утерян, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать. Спустя годы история повторяется, но, к счастью, в более позитивном ключе.

Тема Эрмитажа в Екатеринбурге витала все послевоенное время. Не зря эрмитажные фонды столько лет хранились в уральской столице, и это следовало увековечить в каком-либо объекте. Сейчас бывший Свердловск известен как мощный промышленный центр, «опорный край державы», как место, где расстреляли царскую семью. История спасения одним советским городом культовой коллекции Эрмитажа оказалась почти никому не знакома. «Спасение величайшего музея страны – это очень хорошая, продуктивная часть для городской мифологии» – так заявил в этом году на международной промышленной выставке «Иннопром», презентуя амбициозный проект, директор Екатеринбургского музея ИЗО Никита Корытин.

Несмотря на то что Екатеринбург не стал первым городом, где появился Эрмитаж, этот будущий центр все же имеет свои знаковые отличия. «В рамках центра будет создана мемориальная комната с постоянной экспозицией, рассказывающей о том, как жили и работали сотрудники Эрмитажа в военные годы», – отмечает Никита Николаевич. Примечательно, что легендарные полотна будут выставляться там, где когда-то пережидали неспокойные годы.


Фото: © ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2015

Подвалы зданий в блокадном Ленинграде превратились в бомбоубежища, Эрмитаж не работал. В начале 1940-х годов Екатеринбург принял уникальную коллекцию и сотрудников музея


Фото: © ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2015

Старый новый год

Сегодня будущий екатеринбургский Эрмитаж выглядит не слишком притязательно. Монолитное серое здание. Очень узкий главный вход напоминает больше лестничную клетку в старом жилом доме: здесь почти не развернуться, посетитель с длинными руками легко может достать от одной стены до другой. Если подняться по массивной лестнице на полтора уровня выше, все-таки встретит охранник, пройдешь еще несколько метров – и только тогда появится гардероб.

В таких стесненных условиях сейчас располагается уральский Музей изобразительных искусств. Преемник бывшей Свердловской картинной галереи существует с 1936 года, хотя история его коллекций восходит к последней четверти XIX века, и многие из них – мирового значения. Большой ценностью, например, обладает собрание русского художественного авангарда. Это и Малевич, и Кандинский, и Родченко. Многие работы переданы сюда из Третьяковки, Пушкинского музея. Не обошлось, конечно, и без Эрмитажа. Так что новый культурный центр въезжает на хорошо подготовленную почву. Но, как всегда в таких случаях, есть и нюансы.

Авторы проекта «Эрмитаж-Урал» не скрывают: воплотить все задумки будет непросто. Музей ИЗО, который снова примет полюбившиеся ему фонды, находится в центре мегаполиса на пешеходной улице. Местный «Арбат» и так архитектурно перегружен, а музей явно надо перестраивать. Но даже это далеко не главная проблема. Здание на улице Вайнера охраняется государством и является памятником архитектуры. «Постройка не соответствует никаким требованиям, предъявленным Эрмитажем, – комментирует ситуацию архитектор Владимир Каганович. – Но мы знаем прекрасные примеры мировых музеев, когда выставочные комплексы в несколько раз увеличивают свою площадь, только перекрыв внутренний двор. Мы также воспользуемся этой идеей». Архитекторы ориентируются на Британский музей, который переделывал любимец всех интеллектуалов Норман Фостер. Объединив несколько внутренних зданий и создав над ними стеклянный навес, он сотворил самое большое общественное пространство в Европе. По аналогии реконструировали Лувр, так же ваяла новый музей Макси в Риме гениальная и бескомпромиссная Заха Хадид.

Конструкция уральского Эрмитажа будет метафорична, а внутренний двор вберет в себя несколько строительных объектов, организуя своеобразный атриум. В историческом здании останутся только выставочные помещения

Екатеринбург, улица Вайнера, дом 11. 2015 год
Фото: ФОТОБАНК ЛОРИ

В годы войны официальный адрес Государственного Эрмитажа звучал так:
город Свердловск, улица Вайнера, дом 11
Фото: © ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭРМИТАЖ, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2015

Искусство требует жертв

Конструкция уральского Эрмитажа тоже будет метафорична, а внутренний двор вберет в себя несколько строительных объектов, организуя своеобразный атриум. Туда вынесут пост охраны, гардероб и уборные, там откроют модный кафетерий. В историческом здании останутся только выставочные помещения. Фонды и реставрационную мастерскую уберут – они теперь будут «жить» на пять домов выше по улице. Все освободившееся место займут временные и постоянные экспозиции.

Дореволюционное здание украсят стеклянный купол, своеобразная входная группа, там будут интересные лифты и эскалаторы. Рядом стоящий гараж снесут, как раз на этом месте пойдут потоки посетителей, зато с другой стороны сделают нетривиальный пристрой. Любопытная деталь – эвакуационный выход в нынешнем доме-памятнике занят деревом, оно буквально вросло в металлическую лестницу. Его оставят как некую живую инсталляцию. Размышляя о том, как еще оформить вход, архитекторы вдохновились Музеем Ван Гога: там посетителей встречает его автопортрет. В новом музее Екатеринбурга зрители увидят гигантскую картину – портрет голландской королевы Анны Павловны, написанный в XIX веке.

В головном – питерском – Эрмитаже, как все знают, недавно также была реконструкция. Одна из ее особенностей – это музеефикация чердака. В екатеринбургском отделении сделают то же самое – там откроется дополнительный выставочный зал. Перед создателями нового культурного заведения стоит очень сложная задача – пригласить людей в здание, которое не видно снаружи. Этот момент решено обойти следующим образом: на стеклянную стену выведут онлайн-трансляцию того, что будет происходить внутри. А внутри планируются не только выставки. Здесь откроются постоянные лектории, заработают мастер-классы, под началом музея будет целая общественная среда. Сейчас уже идет набор волонтеров. В службу помощи на сегодняшний момент записались 150 человек.

Архитекторы проекта «Эрмитаж-Урал» ориентируются
на Британский музей, который переделывал
любимец всех интеллектуалов Норман Фостер


Вход в новый музей будет оформлен в стиле входа Музея Ван Гога: там посетителей встречает его автопортрет. А в Екатеринбурге зрители увидят гигантскую картину – портрет голландской королевы Анны Павловны



Открытые фонды

Больше всего будущих зрителей волнует вопрос: можно ли, оставшись в Екатеринбурге, посмотреть хрестоматийные коллекции? Ведь Государственный Эрмитаж не будет формировать местные фонды, «Эрмитаж-Урал» станет самостоятельной музейной единицей. Ответ простой: на Урале, конечно же, планируют выставлять шедевральные произведения искусства из Петербурга, как называют их сами музейные сотрудники, «вещи первого ряда».

В любом случае то, что Эрмитаж дает Екатеринбургу свой бренд и свои коллекции, очень важно – для города, области и, несомненно, для всего края. Открытие культурно-просветительского центра на базе Екатеринбургского музея изобразительных искусств запланировано на конец 2017 года.

В этом году ВТБ поддержит выставку «Екатерина II и Станислав Август. Два просвещенных правителя в Восточной Европе», которая будет проходить с 8 декабря 2015 по 16 марта 2016 года в главном выставочном пространстве Эрмитажа, в Николаевском зале. 

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск