Рейтинг@Mail.ru
Курс

Лекарство от кризиса

Развитие инфраструктуры – 
главный способ спасения экономики

Российская экономика вступила в кризис: санкции, сложная финансовая ситуация в мире, падение цен на нефть и колебания валютных курсов. Государство с помощью банков пытается найти наиболее эффективный способ справиться с финансовыми трудностями и создать фундамент для дальнейшего развития.
Иллюстрация: ЕЛЕНА УЖИНОВА

Текст: Иван Марчук

Санкции США и ЕС, введенные в прошлом году, закрыли для российских компаний и банков западные рынки капитала. Отечественная экономика столкнулась с нехваткой ликвидности. Ситуация осложнилась тем, что падение цен на нефть и другие макроэкономические факторы спровоцировали падение курса национальной валюты. В результате ЦБ был вынужден повысить ключевую ставку. Все это привело к тому, что кредитование отечественной экономики резко замедлилось. Современные промышленное производство, строительство, добывающая промышленность не могут существовать и развиваться без привлечения заемных средств. Перед Новым годом в ситуацию вмешалось государство. Антикризисные меры должны минимизировать кризисные явления и позволить России пережить сложные времена без особых потерь. В начале февраля на заседании правительства Президент России Владимир Путин подвел промежуточный итог первых решений, направленных на борьбу с кризисом. Он перечислил первоочередные задачи: обеспечение и поддержка промышленного, аграрного производства, банковской системы, рынка труда, малого и среднего бизнеса. «Но главное, конечно, – нужно обеспечить качественный рост экономики, не забыть про системные задачи, про диверсификацию экономики. Все это в плане есть», – отметил президент. «Так же как и в прошлые годы, когда мы сталкивались с проб­лемами внешней конъюнктуры, мы использовали средства наших резервных фондов, в том числе Фонда национального благосостояния. Напомню, что по состоянию на 1 января 2015 года объем средств ФНБ составляет 4 триллиона 388 миллиардов рублей». В настоящее время принято решение об инвестировании 525 млрд руб.

ЭКОНОМИСТЫ СЧИТАЮТ, ЧТО НЕРАЗВИТАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, МЕШАЮЩИХ РАЗВИТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ. В СОВМЕСТНОМ ОТЧЕТЕ BOSTON СONSULTING GROUP И ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ РОССИИ ГОВОРИТСЯ, ЧТО УРОВЕНЬ ЛОГИСТИЧЕСКИХ РАСХОДОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ – ОДИН ИЗ САМЫХ ВЫСОКИХ В МИРЕ

ВТБ оказался одним из первых получателей этих средств. В конце 2014 года банку были предоставлены 100 млрд руб. на субординированный депозит из Фонда национального благосостояния. Данная сумма стала первым траншем из 250 млрд руб., которые правительство запланировало выделить банку.

Деньги из ФНБ переводятся в банки по схеме сквозного финансирования: далее эти средства направляются в реальные инфраструктурные проекты. Практически банк даже не успевает подержать деньги: он используется только как промежуточное звено. Причем между моментом фактической передачи средств и их инвестированием банк обязан хранить полученные средства в облигациях федерального займа (ОФЗ). Такая схема позволяет государству решить сразу две проблемы: поддержать финансовые институты и тем самым позволить им кредитовать экономику, а также реализовать крупные инфраструктурные проекты.

Фото: ГЕОДАКЯН АРТЕМ/ТАСС

Вперед по шпалам

Экономисты считают, что неразвитая инфраструктура является одним из основных факторов, мешающих развитию отечественной экономики. В совместном отчете Boston Сonsulting Group и Торгово-промышленной палаты России говорится, что уровень логистических расходов в производственном комплексе в нашей стране – один из самых высоких в мире. В России на логистику тратится порядка 20% ВВП. Для сравнения: в Китае – 15%, в странах Европы – 7–8%.

Разница между российскими и мировыми показателями отчасти об­условлена огромной протяженностью нашей страны, но в основном – низкой эффективностью ее транспортно-логистической системы. Вывод экспертов прост: России необходимо больше инвестировать в развитие транспортной системы. «Если Россия снизит затраты на транспортировку и логистику до среднемирового уровня (порядка 11% ВВП), это высвободит около $180 млрд ежегодно. Для сравнения: ежегодные инвестиции в инфраструктуру составляют в России порядка $45 млрд», – говорится в отчете, который был опубликован в прошлом году. Вообще, инвестиции в железные и автомобильные дороги считаются самыми эффективными для государст­ва. Каждый доллар, потраченный на инфраструктуру, приносит синергетический эффект в размере $1,5.

ИНВЕСТИЦИИ В ЖЕЛЕЗНЫЕ И АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ СЧИТАЮТСЯ САМЫМИ ЭФФЕКТИВНЫМИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА. КАЖДЫЙ ДОЛЛАР, ПОТРАЧЕННЫЙ НА ИНФРАСТРУКТУРУ, ПРИНОСИТ СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ В РАЗМЕРЕ $1,5

Фото: ГЕОДАКЯН АРТЕМ/ТАСС

Правительство решило вкладывать средства именно в инфраструктурные проекты. Как сообщают на сайте правительства, в первую очередь было решено финансировать четыре крупных проекта: во-первых, так называемый Восточный полигон (модернизация железнодорожных путей БАМа и Транссиба) – 150 млрд руб. до 2018 года; во-вторых, создание мощностей по производству сжиженного природного газа («Ямал СПГ») – тоже 150 млрд; еще один проект («Рос­атом») – строительство АЭС в Финляндии; и наконец, четвертый – работы по строительству ЦКАД (предусмотрены четыре участка, по двум начинается финансирование из ФНБ). Также одобрено финансирование двух проектов РФПИ: ликвидация цифрового неравенства в небольших городах и развитие сетей.

Деньги в банки

Польза для экономики понятна, но что же сквозное финансирование дает банкам? Крупные финансовые институты России в середине прошлого года лишились возможности привлекать деньги на Западе. В итоге у них начал падать показатель дос­таточности капитала N1 – соотношение собственных средств (капитала) и активов банка, скорректированных определенным образом. Фактически этот показатель демонстрирует соотношение собственных средств банка и объемов выданных им кредитов. Согласно российским стандартам, N1 не может опускаться ниже 10%. Понятно, что если данный показатель приближается к указанной отметке, то банк замедляет темпы кредитования.

Сквозное финансирование позволяет банкам учесть средства, предоставленные государством, как собственный капитал. Таким образом, показатель растет. Так, согласно расчетам, после получения ВТБ первых 100 млрд руб. из ФНБ достаточность капитала банка превысила 12%. А значит, ВТБ смог продолжить активно кредитовать российскую экономику, давая возможность крупным отечественным компаниям работать. Чисто техническая проводка средств через банки поможет не только реализовать крупные инфраструктурные проекты, но и укрепить финансовые показатели банковской системы.

Антикризисный план еще находится в стадии обсуждения. ВТБ ждет решения правительства: куда будут направлены полученные ранее 100 млрд руб. Однако основные принципы плана уже понятны. Государство делает ставку на дальнейшее развитие экономики страны, которое невозможно без крепкой финансовой системы. Экономисты предупреждают, что 2015 год, скорее всего, будет очень непростым для нашей страны. Однако реализуемые проекты позволяют надеяться, что нынешний кризис уже в ближайшее время неизбежно сменится экономическим подъемом.


В ГЛУБЬ ВРЕМЕН

О том, что кризисные явления в экономике лучше всего преодолевать, помогая банковской системе, догадались очень давно. Первые подобные меры предпринимались еще в Древнем Риме, когда император Тиберий, борясь с кризисом неплатежей, раздавал деньги ростовщикам, требуя ссужать их фермерам под низкий процент. Позднее к этому средству прибегали неоднократно. Самым знаменитым примером считается поддержка банковской системы в годы Великой депрессии президентом США Рузвельтом. Экономисты считают, что эти меры позволили стране избежать полного финансового коллапса. В современной истории России государство также не раз приходило на помощь банкам. В 1998 году, сразу после кризиса, часть банков получили кредиты для своевременного исполнения обязательств перед вкладчиками. В 2008 году правительство также предоставило ряду банков субординированные кредиты.

 

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск