Рейтинг@Mail.ru
Курс

Храм детства

Легендарный магазин на Лубянке возвращается

Исторического здания «Детского мира», построенного более полувека назад на площади Дзержинского и замороженного в середине нулевых – уже на Лубянке, сейчас могло бы и не быть. Аварийный дом с осыпавшимся фасадом и покосившимся фундаментом легче было снести, чем реконструировать. Как ни печально, такой вариант обсуждался. Но для «Детского мира» все в итоге сложилось самым лучшим образом: новый собственник, которым стала дочерняя компания банка ВТБ «Галс-Девелопмент», распорядился профиль сохранить, а дом восстановить. И в итоге весной легендарный дворец детства снова распахнет свои двери.

Текст: Дарья Ветрова

История игрушек

Самый большой профильный детский магазин в СССР был одним из главных центров притяжения как москвичей, так и гостей cо всех уголков страны. Это не просто магазин, а практически музей и одна из главных туристических достопримечательностей Москвы. В советское время здесь выстраивались гигантские очереди за дефицитом. На прилавки «Детского мира» «выбрасывали» даже товары зарубежных производителей: чехословацкие туфельки, финские комбинезоны, шубки и свитера. Славился универмаг и своими елками с новогодними представлениями и другими детскими праздниками.

Построено здание в 1957 году по проекту известного архитектора сталинской эпохи Алексея Душкина. Советскому архитектору и его команде, несмотря на множество вводных, осложнявших проектирование и строительство, удалось создать неповторимую атмосферу и дать отвлеченному понятию «счастливое детство» форму, содержание и место на карте. Объективных сложностей было действительно немало. Принятая средняя высота универмага в семь этажей отвечала градостроительным требованиям сложившейся на тот момент застройки этого района. Инженерное решение – возвести здание на старом фундаменте снесенного Лубянского пассажа – уже тогда подвергалось критике и во многом определило его судьбу.

Строительство проходило в сжатые сроки, при дефиците бюджета и стройматериалов. Об этом свидетельствуют разносортный кирпич в составе стен (не гнушались и старым, оставшимся от разборки прежних зданий), ошибки при возведении несущих конструкций и перекрытий. Опасения за прочность фундамента внесли свои коррективы и во внутреннюю конструкцию «Детского мира». Пришлось отказаться от идеи устроить центральный торговый зал во всю высоту здания, и для него выделили только первые четыре этажа. Остальные площади отдали под складские и технические помещения. Тогда такое расточительное использование пространства вполне могли себе позволить. На уровне третьего этажа над залом в итоге было сделано глухое перекрытие, выполнявшее функцию «крыши», в результате чего над ним образовался замкнутый «двор-колодец», в котором зимой скапливался снеговой мешок. От дождя и талого снега стены, выполненные из силикатного кирпича, постепенно отсырели.

В начале 2000-х игнорировать износ дальше было невозможно. «Детский мир» стал откровенной угрозой для окружающих: фасадная плитка примерно на 30% развалилась, фрагменты могли упасть на пешеходную зону, а отсыревшие стены – попросту сложиться. Собственники здания задумались о сносе. В 2006 году несущие конструкции уже официально признали предаварийными, а инженерно-техническое состояние объекта – не отвечающим нормам безопасности, в том числе пожарной и санитарной. С 1 июля 2008 года магазин закрылся на реконструкцию.


ВИТРАЖИ

Стеклянный купол центрального атриума – самое масштабное сооружение с использованием произведений искусства. Витражи общей площадью 1500 кв. метров сделаны по новой уникальной технологии печати на стекле с применением гиперувеличения. Основой художественной композиции стали легендарные иллюстрации Ивана Билибина к русским народным сказкам «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др.
Над малым атриумом расположен витражный купол – культурно-исторический. Если с помощью Билибина мы увидим сказки, то здесь будут «Московские сюжеты» Аристарха Лентулова, старая Москва – «Тверской Бульвар», «Василий Блаженный в Москве», «Звон».

 

Символ в 60 рублей

С момента закрытия универмага развернулась острая дискуссия о том, что же делать с объектом дальше. В 2009 году грянул кризис, и АФК «Система» решила оптимизировать издержки и продать контрольный пакет акций (51%) компании «Галс-Девелопмент» со всеми активами в портфеле, включая «Детский мир» на Лубянке, группе компаний ВТБ – за символические 60 руб.

Новая «дочка» представила ВТБ несколько вариантов реконструкции магазина. В их числе были также полный снос и строительство нового, современного мультипрофильного торгово-развлекательного комплекса люксовой категории. Но с учетом социально-ответственной направленности деятельности нового владельца руководство ВТБ все же приняло решение максимально сохранить исторический облик здания и детский профиль, чтобы найти баланс между коммерческими, техническими и общественными интересами всех групп.

Таким образом, ВТБ поставил «Галсу» две главные задачи: сохранить направленность нового объекта как исключительно детского торгового центра и сберечь те элементы архитектуры, которые входили в охранные обязательства на объект культурного наследия. «Мы достаточно долго дискутировали с архитекторами, с общественностью, со всевозможными государственными инстанциями, с «Архнадзором» и с «Мосархитектурой» о том, каким должен стать новый торговый центр, – рассказывает президент – председатель правления «Галс-Девелопмент» Сергей Калинин. – В июле–августе 2011 года мы представили на суд общественности новый проект, он был раскритикован. После чего приняли решение: в ущерб собственным коммерческим интересам сохранить фасад и атриум в его исторических габаритах (а это минус 2500 кв. метров торговых площадей) и воссоздать трехпролетную лоджию, колонны, лепнину, пилястры, мраморные лестницы, которые находятся со стороны Лубянки, исторические интерьеры всех трех главных входов. В октябре 2011 года состоялся большой экспертный совет при «Мосгорнаследии», и в такой конфигурации экспертное сообщество нам проект подтвердило. В ноябре того же года мы приступили к демонтажу внутренностей здания, параллельно продолжая проектировочные работы. Новый проект был представлен в конце 2012 года».

ЧАСЫ

Вместо знаменитых часов с кукушкой центральный атриум украсил новый монументальный часовой механизм. Это самые большие часы в мире, они крупнее, чем часы на Спасской башне, на Биг-Бене в Лондоне, на Пражской башне и башне в Гуанчжоу.
Проект механизма был разработан на Петродворцовом часовом заводе «Ракета», существующем со времен Петра Великого, группой инженеров под руководством Жака фон Полье. Изготовитель гарантирует минимум 100 лет безотказной работы. Часовой механизм весит 4,5 тонны и состоит из 5000 деталей, изготовленных из стали, алюминия, титана и покрытых золотом. Зеркальная поверхность маятника действует как асферическое зеркало, создавая оптический эффект. Основной механизм часов расположен на уровне пятого этажа.
«Во-первых, у этих часов самая большая шестерня в мире – диаметром 4 метра, – рассказывает креативный директор Жак фон Полье, – а главная особенность этой уникальной конструкции – в отсутствии спиц. Может сложиться впечатление, что маятник движется в воздухе. Вся наша команда гордится этим проектом. Мы уверены, что эти часы войдут в историю».

 

Новая история

Такой сложный объект поручили профессионалам, за плечами которых есть несколько удачных проектов реконструкции памятников культурного наследия, таких как ГУМ и Манеж. «Детский мир» взялась восстанавливать мастерская № 14 ГУП «Моспроект-2» имени М.В. Посохина под руководством архитектора Павла Андреева.

«Мне очень нравится заниматься реконструкцией среды и объектов, – комментирует главный архитектор проекта, – потому что это всегда очень интересно. Вы не просто отвергаете прошлое и на этом месте делаете что-то свое, а даете новую жизнь, становитесь частью истории. Преемст­венность – это часть исторического развития. В данном случае мне приятно быть наследником и продолжателем традиций».

Само собой, в ходе реконструкции в планировку пространства были внесены значительные изменения с учетом современной рыночной конъюнктуры. Поскольку здание ЦДМ – достаточно активный элемент городской среды и общественной жизни Москвы, то кроме его физического износа существовала еще и функциональная организация, рассчитанная на предыдущие формы торговли, которые соответствовали экономике советской эпохи. Почти половина здания была занята складскими помещениями, что 
для наших дней – большая роскошь.

Фото: МАМОНТОВ СЕРГЕЙ/ТАСС

РУКОВОДСТВО ВТБ ПРИНЯЛО РЕШЕНИЕ МАКСИМАЛЬНО СОХРАНИТЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЛИК ЗДАНИЯ И ДЕТСКИЙ ПРОФИЛЬ, ЧТОБЫ НАЙТИ БАЛАНС МЕЖДУ КОММЕРЧЕСКИМИ, ТЕХНИЧЕСКИМИ И ОБЩЕСТВЕННЫМИ ИНТЕРЕСАМИ ВСЕХ ГРУПП

Чтобы увеличить торговые площади, исторический атриум был поднят на уровень седьмого этажа, как изначально и задумывалось. Для реализации такой задачи в первую очередь пришлось укрепить фундамент, и это была самая сложная часть работ. «Мы получили коробку колоссальных размеров, величиной в целый квартал, гипотетически готовую завалиться в любой момент под действием как собственных размеров, ветровых нагрузок, так и качества материала, из которых она была сложена, – ­рассказывает Павел Анд­реев. – При этом было необходимо углубить подвал, а это в еще большей степени добавляло неустойчивости. Подвальные уровни были разработаны ступенчато, фундамент укрепляли инъекциями специальных растворов. В простенках были пристроены восемь лестничных стволов, укрепивших стены железобетонными сердечниками.
Этого тоже было недостаточно, потому что вся стоечно-балочная система, как и любой параллелограмм, обладает подвижностью, любая коробка может сложиться. Чтобы ее стабилизировать, нужны диагональные связи, кресты. Как известно, только треугольник является устойчивой фигурой в пространстве».

И вот тут перед строителями встал самый сложный вопрос: как укрепить конструкцию таким образом, чтобы создать максимально открытое свободное пространство, не усложняя планировку торговых зон? «И тогда пришла идея свыше – ввести в контур коробку, периметр в периметре, чтобы создать пространственную жесткость, которая фактически возьмет на себя последнюю, основную функцию стабилизации всего здания», – вспоминает Павел Андреев. Таким образом удалось решить сразу две проблемы – снять несущую функцию с внешнего фасада и высвободить пространство для свободной торговли и подземной парковки на 182 машино-места.

ВСЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТАРОГО ИНТЕРЬЕРА (МРАМОРНЫЕ КОЛОННЫ, БАЛКОН ВТОРОГО ЭТАЖА – ПЕРИЛА И ВОСЕМЬ ТОРШЕРОВ ВДОЛЬ БАЛЮСТРАДЫ) БЫЛИ БЕРЕЖНО ОТРЕСТАВРИРОВАНЫ


После того как центральный атриум был поднят на уровень седьмого этажа, встала следующая задача – сохранить и воссоздать исторические элементы, которые определяли привычные горожанам атмосферу и дух: мраморные колонны, балкон второго этажа – перила и восемь торшеров вдоль балюстрады. Все эти элементы старого интерьера были бережно отреставрированы.

Чтобы сохранить стилистику, новый пол выкладывали из тех же пород камней, что в и советское время: серого, красного и черного гранита (хотя в 1957 году это сделали из-за отсутствия ассортимента, тогда использовали лишь породы из местных карьеров). Однако сам рисунок мозаики получился более нарядным и в то же время атмосферным. В нем удалось совместить традиционные породы камней и флорентийские мотивы. Для облицовки стен применили белый и серый кылгинский мрамор.

ШОУ СВЕТА

Каждый день после захода солнца в центральном атриуме будет разворачиваться уникальное световое шоу. Зрители вместе с главными героями – Дашей и Колей – отправятся в удивительное путешествие по истории России.
Компания «Сила света», создатель шоу, задействовала самые передовые технологии в области аудиовизуального искусства. Проекцию высотой в четыре этажа воспроизводят 23 проектора. Аналогов этому 3D-мэппинг-шоу в мире нет.

 

Квартал детства

Прежняя логистика здания тоже оказалась в конфликте с потребностями современного человека, привыкшего за последние десять лет к удобству, комфорту и свободе передвижения. Проектируя здание размером с городской квартал, Душкин планировал передовое по тем временам решение – сделать четыре входа, с каждой прилегающей улицы. Но если с площади Дзержинского (Лубянской), проспекта Маркса (Театрального проезда) и Пушечной улицы войти было реально, то с улицы Жданова (Рождественки) вход сделать не получилось. С той стороны был организован транспортный въезд, что, кстати, даже в те времена противоречило парадному виду столичного центра.

В итоге архитектор был вынужден сделать три входа с углов здания. Это решение оказалось не очень удобным: посетители попадали на лестничный пролет, который нужно было преодолеть, чтобы оказаться в торговой зоне, и постоянно путались, куда надо выйти. Под руководством Павла Андреева эта проблема была решена: удалось уменьшить грузовой фронт до двух въездов, а для посетителей сделать парадный вход с Рождественки, сразу ведущий к лифтам и эскалаторам.


СЕРГЕЙ КАЛИНИН: «ПЛАНИРУЕМАЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ – 50 000 ЧЕЛОВЕК В ДЕНЬ. МЫ ДОЛЖНЫ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА ВЫЙТИ НА ОБОРОТЫ, КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯТ ОКУПИТЬ ЗДАНИЕ ЗА 8–10 ЛЕТ»


Таким образом, спустя более чем полвека мастерская Андреева реализовала первоначальную задумку Душкина – сделать входы со всех прилегающих улиц. Это, безусловно, удобно: в плохую погоду пешеходы смогут пройти насквозь целый квартал по теплому роскошному помещению. И с коммерческой точки зрения выгодно: по пути даже случайный посетитель нет-нет да и зацепится взглядом за что-нибудь, купит игрушку ребенку или какой-нибудь сувенир, выпьет кофе или перекусит.

Фасад же здания восстанавливался при участии ведущих экспертов-реставраторов. Его пришлось аккуратно, практически ювелирно, частично ­отремонтировать, поменять старую, развалившуюся плитку на новую. «Только благодаря руководству ВТБ, помощи в финансировании, оперативному решению всех вопросов, реализация проекта прошла быстро, слаженно и эффективно, а город получил в подарок, без преувеличения, настоящий храм детства», – поделился своим мнением президент «Галс-Девелопмент» Сергей Калинин.

ВИТРИНЫ

В прошлом веке «живые» витрины «Детского мира» были центром притяжения для миллионов советских детей. В них механические куклы разыгрывали целое представление, совершенно уникальное для того времени. Обновленный магазин вернет эту магию.
В 16 витринах разного размера и глубины будут смонтированы сказочные сцены по мотивам «Снежной королевы» Г. Х. Андерсена. 35 фигур, изготовленных вручную и покрытых зеркальной мозаикой, будут двигаться благодаря современным технологиям, разыгрывая сцены из истории о Кае и Герде в десятках разных декораций.

 

Центральный детский магазин

Бренд «Детский мир», ставший архетипом советского детства, до сих пор принадлежит одноименной торговой сети, которая находится в собственности холдинга АФК «Система». И поскольку сохранить прежнее название юридически невозможно, новый владелец разработал и зарегистрировал новые бренд и логотип – «Центральный детский магазин на Лубянке».

Общая площадь обновленного торгового центра – 73 000 кв. метров, из которых 34 500 – арендная. В связи с нынешним кризисом возникла опасность, что пространства эти заполнить магазинами полностью не удастся. Пришлось с каждым арендатором вести переговоры, пересматривать контракты, фиксировать курс доллара к рублю, а где-то и вовсе утверждать ставку в рублях, хотя традиционно долгосрочные арендные контракты заключаются в долларах или евро.


«Инвестиции в реконструкцию составили порядка 8 млрд руб., – рассказывает Сергей Калинин. – Понятно, что в 2014 году сильно изменилась конъюнктура розничной торговли, не секрет, что сейчас есть определенные проблемы со ставками аренды на рынке. Мы идем навстречу нашим ключевым арендаторам. Поскольку строительство закончено, себестоимость уже зафиксирована в рублях, а планируемая посещаемость – 50 000 человек в день. Мы должны в течение года выйти на обороты, которые позволят окупить здание за 8–10 лет. Для коммерческой недвижимости, торговых центров это нормальная окупаемость. При таком раскладе мы выполняем обязательства перед банком по возвращению кредита и процентов».

В торговом комплексе будут представлены как зарубежные, так и российские бренды, отечественных – ­20–30%. Собственно, примерно столько и представлено на российском рынке. Более 200 арендаторов обес­печат самый взыскательный спрос. Здесь найдут себе место магазины дорогие и дешевые, для совсем крох и школьников, игрушки, компьютеры, канцелярия и многое другое. На минус первом этаже будут расположены супермаркет, в том числе с детскими товарами, и больше 20 сопутствующих детских магазинов.

МУЗЕЙ 
ДЕТСТВА

Идея проекта «Музей детства», казалось, всегда лежала на поверхности. Даже немного странно, что до сих пор ничего подобного в России не было.
В экспозиции музея представлены детские игрушки, которые в разное время можно было купить в Центральном детском мире. Уже отреставрировано более 1000 экспонатов, и каждый человек может принести купленную здесь в советское время игрушку и пополнить коллекцию музея.
Концепция музея представлена красочным шоу в технике 3D-мэппинга (разработана компанией «Сила света»). На крутящемся подиуме установлен точный макет магазина на фоне четырехметрового экрана, два проектора транслируют независимые друг от друга картинки.
Главный герой шоу – игрушечный мишка, набитый опилками, каким его выпускали в 1957 году – в год открытия магазина. Именно мишка проводит экскурсию по окружающему детскому миру. В шоу появляются архивные кадры строительства самого здания, изображения галерей, заставленных советскими игрушками.

 
В зоне центрального атриума на первом и втором этажах раскинется красочная, эффектная страна, где дети с удовольствием смогут провести полдня. Это Hamleys – самый большой игрушечный универмаг в мире – общей площадью 7000 кв. метров. Он обгоняет аналогичный магазин в Лондоне на целые 2000 «квадратов».

На внушительной площади (3000 кв. мет­ров) развернулся «Кидбург» – город профессий. Более 200 точек внутри зоны посвящено развитию и обучению детей взрослым профессиям: врач, пожарный, полицейский, учитель, продавец, пекарь, пилот и многие другие. Оказавшись в «Кидбурге», каждый ребенок получит паспорт жителя города, после чего он может выбрать себе профессию по интересам.

В единственном в России «Динопарке», одной из самых зрелищных зон ЦДМ, будут представлены роботы-динозавры – впечатляющие, но дружелюбные. Попадая в парк юрского периода, дети смогут отправиться в путешествие в мир, каким он был задолго до нашей эры.

К концу третьего квартала планируется открытие кинотеатра с детской специализацией на семь кинозалов. Уже есть договоренности со всеми известными российскими и западными студиями о проведении премьер, презентаций и других детских мероприятий и шоу на базе ЦДМ, приуроченных к выходу в прокат детских фильмов и мультфильмов. Там же откроются и Музей детства, фудкорт, видовой ресторан и единственная в Москве общественная смотровая площадка с видом на Красную площадь.

В центре же самого большого в Европе атриума (его площадь – 1500 кв. метров) с отреставрированными колоннами и торшерами вдоль балюстрады смонтирована большая сцена. На ней будут разворачиваться всевозможные бесплатные шоу для детей: утренники, интерактивные спектакли, дефиле, мюзиклы и пр. Таким образом, в здании размером с городской квартал появилась центральная площадь – со своей историей и большими планами на будущее.

ИНТЕРАКТИВ

Приходит эра «умных» магазинов с образовательными интерактивными играми. ЦДМ обещает стать уникальным, единственным в мире интер­активным центром с игровыми видеостенами, тематическими капсулами, анимированными указателями, объектами дополненной реальности и даже персоналом – порождением робототехники.
Пять сенсорных экранов отданы под развивающие игры. Ребенку, например, нужно собрать часы, нанизывая шестеренки на стержни, пройти по лабиринту через весь магазин к выходу, соединить пазлы на тему сказочных сюжетов Ивана Билибина. Семь этажей ЦДМ соединяет «Волшебная лента» с интер­активными капсулами. Каждая имеет свою тематику, игровую и образовательную направленность. Одна перемещает в другие города России, другая отправит в космическое путешествие или мир мифов и легенд Древней Греции.
А помощниками в магазине будут служить роботы. Они подскажут, где нужный отдел, свяжут с кол-центром справочной службы. И главное, ребенок может нажать на роботе кнопку «Я потерялся» – и тот отыщет родителей малыша.

 

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск