Рейтинг@Mail.ru
Страна

Первый в Пулково

Легендарные «стаканы» обрели первоначальный лоск

Историческое здание аэровокзала Пулково-1 – образец советского модерна – снова в строю. В рекордные сроки международный консорциум в составе российской компании ВТБ Капитал, немецкой Fraport AG и греческой Cоpelouzos Group провел масштабную реконструкцию. Знаменитые «стаканы» снова наполнились воздухом и светом, получив при этом самое современное оснащение. 4 февраля Пулково-1 принял первый рейс – из Москвы, выполненный базовым перевозчиком аэропорта авиакомпанией «Россия».
Фото: ШУМАКОВ РУСЛАН/ТАСС

Текст: Жанна Цессас

Новое качество полетов

Реконструировать историческое здание аэровокзала удалось всего за 11 месяцев. Сумма инвестиций составила 60 млн евро. «Проект реконструкции и развития аэропорта Пулково – первый проект подобного масштаба в российской авиационной отрасли, реализуемый на основе государственно-частного партнерства без привлечения бюджетных средств. Наличие в регионе суперсовременного, крупного и удобного инфраструктурного объекта увеличивает привлекательность Санкт-Петербурга не только как туристического и делового направления, но и как одного из важнейших транспортно-пересадочных узлов в стране», – отметил на торжественной церемонии открытия терминала министр транспорта России Максим Соколов.

Глядя на обновленный терминал, сложно представить себе, в каком удручающем состоянии он находился в последнее время. Проектируя здание, советский архитектор Александр Жук, по его собственному признанию, намеревался «ликвидировать сущест­вующий разрыв между состоянием человека в современном воздушном корабле, преодолевающем с фантас­тической скоростью огромные пространства, и хлопотливыми заботами перед полетом и после приземления».


МАКСИМ СОКОЛОВ: «НАЛИЧИЕ В РЕГИОНЕ СУПЕРСОВРЕМЕННОГО, КРУПНОГО И УДОБНОГО ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЪЕКТА УВЕЛИЧИВАЕТ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА НЕ ТОЛЬКО КАК ТУРИСТИЧЕСКОГО И ДЕЛОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

Стоит признать: для своего времени (1970-е годы) с этой задачей он справился. Пулково-1 на тот момент был самым большим в стране терминалом. В нем размещались операционный зал с 24 регистрационными стойками, конвейерные линии для приема и выдачи багажа, ресторан, кафе, киоски и почта. К самолетам пассажиров доставляли травалаторы, размещенные в специальных тоннелях, ведущих к сателлитам, вокруг которых располагались места стоянки воздушных судов.

Поскольку серьезная реконструкция в терминале не проводилась, в настоящее время техника выработала свой ресурс, стоек для регистрации уже не хватало, кругом была толчея, мест для ожидания и отдыха практически не имелось. В связи с изменившимися требованиями к безопасности полетов аэропорт был вынужден отвести большую часть пространства под зону досмотра пассажиров. И если полвека назад архитектор справедливо гордился пропускной способностью терминала – 3400 пассажиров в сутки, то в наши дни здание явно было перегружено. В часы пик количество человек достигало предельных значений.

 

«ПУЛКОВО-1»

Обновленное Пулково-1 и дальше будет обслуживать внутренние рейсы. Но теперь оно стало частью централизованного пассажирского терминала и соединено с ним стеклянным переходом. Вход и выход из аэропорта, регистрация на рейс и предполетные процедуры проводятся в главном здании единого комплекса. И уже после прохождения всех формальностей пассажиры через галерею попадут в Пулково-1, где им остается с комфортом ждать посадки. Прилетают пассажиры внутренних рейсов также в Пулково-1, а для получения багажа и выхода в город надо снова пройти через переход в основное здание.

«Fraport AG гордится тем, что является частью консорциума «Воздушные ворота Северной столицы» и проекта создания в аэропорту Пулково пассажирского терминала мирового уровня, – заявил на открытии терминала председатель правления Fraport AG Стефан Шульте. – Вслед за успешным запуском главного здания терминала в декабре 2013 года сегодня мы с удовольствием открываем реконструированную зону для внутренних рейсов в составе централизованного терминального комплекса. Памятное здание в обновленном облике служит мостом между наследием и будущим аэропорта Пулково. Благодаря самому современному устройству комплекса и притягательной атмосфере в знакомом историческом окружении пассажиры внутренних воздушных линий смогут насладиться качественно новым опытом путешествия».

Внутри «стаканов»

Почти полвека назад архитектор Александр Жук задумал здание Пулково-1 как единое светлое пространство с многочисленными переходами и вместительными залами. Архитектурная изюминка объекта – знаменитые «стаканы». Так в народе именуют пять стеклянных куполов на крыше терминала. Легенда гласит, что Александр Жук придумал эту конструкцию во время дружеского застолья. Стоило ему перевернуть свой граненый стакан вверх дном, как солнце причудливо заиграло в гранях стекла. Архитектор был впечатлен и задумал воплотить идею в проекте аэропорта.

Помимо эстетической нагрузки «стаканы» несут и функциональную. Каждый из них буквально «надет» на колонну, которая выполняет задачи несущей конструкции. Кроме того, такая крыша  в виде светового короба дает много рассеянного света, что не только радует глаз, но и позволяет существенно экономить электроэнергию. Здание Жука, по признанию многих, – одно из лучших сохранившихся в России памятников советского модерна (стиль архитектуры 1960–1970-х годов).

Фото: РИА-НОВОСТИ

БЛАГОДАРЯ СОВРЕМЕННОМУ УСТРОЙСТВУ КОМПЛЕКСА И ПРИТЯГАТЕЛЬНОЙ АТМОСФЕРЕ В ЗНАКОМОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ОКРУЖЕНИИ ПАССАЖИРЫ ВНУТРЕННИХ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ СМОГУТ НАСЛАДИТЬСЯ КАЧЕСТВЕННО НОВЫМ ОПЫТОМ ПУТЕШЕСТВИЯ


Теперь внутреннее пространство Пулково-1 снова преобразилось и стало значительно свободнее, как бы возвращая изначальную задумку архитектора. Внешний же облик здания сохранил знакомый Петербургу силуэт с легендарными стеклянными «стаканами» на крыше. Центральная часть обновленного комплекса превратилась в комфортную зону ожидания. Общее количество выходов на посадку из Пулково-1 увеличилось с 9 до 16: со стороны перрона к зданию были пристроены шесть телетрапов, организованы 10 выходов для посадки в автобусы.

 

ООО «ВОЗДУШНЫЕ ВОРОТА СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ»

Общая площадь терминала Пулково-1 после реконструкции выросла по сравнению с первоначальной на 43%. Также в здании усилены несущие конструкции, полностью заменены системы электроснабжения, вентиляции, кондиционирования, противопожарные системы, системы информирования, видеонаблюдения, контроля и управления доступом. Для комфорта пассажиров открыта зона, в которой расположены кафе, бары и рестораны, а также девять магазинов на любой вкус.

План полета

Примечательно, что реконструкция Пулково-1 стала лишь частью масштабного проекта создания в  Санкт-Петербурге новейшего аэропорта-хаба. В рамках первой очереди проекта уже построены главное здание нового централизованного пассажирского терминала, северная посадочная галерея, 4-звездочная гостиница, бизнес-центр, парковочный комплекс, двухуровневая эстакада для подъезда к терминалу, а также специализированные объекты в аэродромной зоне и инженерные системы обеспечения аэропорта.

«Новый, современный, высококлассный аэропорт полностью соответствует потребностям Санкт-Петербурга и его культурному наследию. Пулково представляет собой кульминацию успешного сотрудничества трех компаний – членов консорциума и продолжит вносить вклад в экономическое развитие региона», – считает президент Copelouzos Group и генеральный директор Horizon Air Investment Димитрис Копелузос.

В 2015 году на территории аэропорта заработает новая база аэродромно-технического обслуживания (БАТО), где будут расположены центр технического обслуживания транспорта площадью 7000 кв. м со столовой на 200 мест, здание автоматизированной мойки, автозаправочный комплекс и многое другое, необходимое для содержания парка техники аэропорта.

Фото: ТАРАСЕНКОВ АЛЕКСАНДР/ТАСС ПРОНИН АНДРЕЙ/ТАСС

РЕКОНСТРУКЦИЯ ПУЛКОВО-1 СТАЛА ЛИШЬ ЧАСТЬЮ МАСШТАБНОГО ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НОВЕЙШЕГО АЭРОПОРТА-ХАБА

«Управляющая компания успешно развивает аэропорт Пулково, из года в год улучшая его работу и операционные показатели, – рассказал генеральный директор ООО «Воздушные ворота Северной столицы» Сергей Эмдин. – С начала реализации проекта консорциум инвестировал в реконструкцию и развитие аэропорта Пулково 1,2 млрд евро. За пять лет, в течение которых компания управляет аэропортом, его пассажиро­поток вырос более чем в два раза. За 2014 год мы приняли рекордные 14,3 млн человек, что на 11% превышает показатель 2013 года. Наша задача  – обеспечить комфортные у­словия обслуживания как для пассажиров, так и для авиакомпаний с учетом тенденций на рынке. С вводом Пулково-1 суммарная пропускная способность аэропорта возрастает до 17 млн человек в год по классу «С» IATA».

Более того, летом 2015 года завершится строительство еще одного дополнительного здания, примыкающего к Пулково-1, площадью 3500 кв. м. Его планируется оборудовать тремя автобусными выходами на посадку и двумя телетрапами. Это, в свою очередь, сделает уровень комфорта обслуживания пассажиров внутренних рейсов еще выше. С вводом нового здания аэропорт Пулково сможет принимать на 1 млн человек больше. Пропускная способность увеличится до 18 млн пассажиров.

Фото: ТАРАСЕНКОВ АЛЕКСАНДР/ТАСС ПРОНИН АНДРЕЙ/ТАСС

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск