Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Просто везет

И другие секреты команды «КАМАЗ-мастер»

Три первых места в неофициальном чемпионате мира по внедорожным гонкам! Российские гонщики не дали шанса соперникам даже немного подняться над землей и заняли весь пьедестал «Дакара-2015». Еще один наш экипаж пришел пятым. Феноменальное достижение для автомобиля техподдержки, который везет 400 кг запчастей, дополнительное топливо и останавливается во время гонки для помощи боевым экипажам. «КАМАЗ-мастеру» просто очень везет, считает главный соперник россиян в борьбе за победу на «Дакарах» последних лет голландец Жерар Де Рой. Но только ли в этом дело?

Текст: Леонид Ситник. Фото: «КАМАЗ-мастер»

Легенды трассы

Одинаковых «Дакаров», как известно, не бывает. Маршруты двухнедельного марафона по Южной Америке меняются ежегодно. И крайне важно, насколько детально они проработаны. Мало кто знает, но в этом году к составлению штурманской «легенды» вместо опытного француза Стефана Лебая, который работал над роудбуками для 25 предыдущих «Дакаров», был привлечен новый человек. В результате «легенда» оказалась куда менее тщательно прописанной, что внесло дополнительную остроту и непредсказуемость в ход гонки.

На первом же этапе в этом убедился экипаж Эдуарда Николаева, победителя «Дакара-2013», в этом году пришедший вторым. «До финиша оставалось совсем немного, когда мы уперлись в пыль за грузовиком де Роя, – рассказывает Эдуард. – Штурман сказал: по «легенде» нам предстоит 3 км ехать прямо. А пыль уходила левее, и я решил, что ее ветер сносит. Но ошибся. Когда мы вынырнули из этого облака, выяснилось, что все-таки дорога уходит левее, хотя в роудбуке вираж не был обозначен. Я понимал, что в поворот не попаду, поехал прямо и провалился в ручей. После такой аварии наш автомобиль перестал поворачивать влево. К счастью, до финиша доехали».

«Машина пострадала серьезно, – рассказал руководитель команды Владимир Чагин. – Таких поломок у нас еще не было. Сначала вообще испугались: сможем ли починить? Лонжерон рамы согнулся вниз на 5 см, оторвало костыль рессоры. Мост стоит криво, и левое колесо ушло назад на 20 см». Но ремонт был закончен перед самым стартом второго этапа, и Николаев его выиграл. Вот такой подарок экипаж преподнес Владимиру Чагину, который праздновал в этот день свое 45-летие.


«ТЕМ И НЕОБЫЧНА НАША КОМАНДА, ЧТО КАЖДЫЙ МОЖЕТ ПОДСТРАХОВАТЬ ДРУГОГО. ИНОГДА НЕТ ЧЕРТЕЖА, А СЛЕСАРЬ ПРОСТО ВКЛЮЧАЕТ ГОЛОВУ И ИЗГОТАВЛИВАЕТ ДЕТАЛЬ. ВОТ ТАКИЕ УНИКАЛЬНЫЕ ЛЮДИ У НАС РАБОТАЮТ»

Сложные механизмы

Команда «КАМАЗ-мастер», генеральным спонсором которой вот уже много лет выступает банк ВТБ, – это около 50 человек: 12 членов экипажа, водители автомобилей сопровождения, повар, массажист, а еще слесари, мотористы, сварщики и ночные механики, обслуживающие технику на биваках между этапами. Список ежедневных регламентных работ состоит из 54 пунктов. А ведь случаются еще внеплановые поломки. Иногда за ночь приходится проводить ремонт, на который в обычных условиях уходит неделя. Одной только сварочной проволоки в этом году ушло 10 кг.

Впрочем, в жестких условиях гонки важно даже не число механиков, а скорее их навыки. «Тем и необычна наша команда, что каждый может подстраховать другого, – рассказывает Андрей Каргинов, победитель ­«Дакара-2014», чей экипаж в этом году финишировал третьим. – ­Иногда нет чертежа, а слесарь просто включает голову и изготавливает деталь. Вот такие уникальные люди у нас работают».

 

ВОПРОС СКОРОСТИ

Максимальная скорость гоночного КамАЗа – около 170 км/ч. Но такие скорости достигаются только на тренировке. Внедорожные шины сертифицированы на максимальную скорость 90 км/ч и при длительной езде на большой скорости могут взрываться. Даже в чемпионате России, где ограничения скорости нет, гонщики «КАМАЗ-мастера» едут со скоростью не больше 140 км/ч, чтобы привыкнуть к такому темпу и подготовиться к «Дакару».

Зарубежные журналисты, глядя на организацию работ на камазовском биваке, часто сравнивают порядок с армейским. Работа кипит постоянно. Каждый механик знает свой маневр. «После некоторых аварий конкуренты недоверчиво смотрели из-за угла, ­выйдут КамАЗы на старт или нет, – рассказывает Эдуард Николаев. – И когда утром мы выезжали, у них челюсть отвисала».

Аварии и поломки во время внедорожного ралли неизбежны. На 6-м этапе не повезло экипажу Андрея Каргинова. На финише на грузовик страшно было смотреть: кабина смята, стекла выбиты, весь правый борт искорежен, дверь пришлось открывать ломом. «За 2 км до финиша был узкий спуск в каньоне, – рассказывает Андрей Мокеев, штурман экипажа. – На крутом левом повороте зацепили песок, закусило колесо. Успел только глаза закрыть, как стекла посыпались. Ударились о стену, прислонились к ней и опять встали на колеса. Вышли, посмотрели. Вроде мотор работает, только «скорлупа» осыпалась».

В общем, снова повезло, что все оказались целы, а машина доехала до финиша своим ходом. Вот только механикам пришлось всю ночь трудиться, чтобы на следующее утро автомобиль выглядел как новенький. Ремонт, ни на секунду не прерываясь, продолжался 14 часов! Последние гайки закручивали, когда экипаж уже сидел в кабине. Когда КамАЗ Каргинова отправился в путь, соперники из соседних команд аплодировали.

Победы на двух континентах

Кстати говоря, триумфом в Южной Америке новогодние успехи «КАМАЗ-мастера» не исчерпываются. Практически в те же январские дни стартовало ралли Africa Race. Это состязание проводится по маршруту первых «Дакаров» – до переезда легендарной гонки за океан в 2009 году. Отдавая дань славной традиции, «КАМАЗ-мастер» отправил в Африку два экипажа. Один из них – на уникальном автомобиле с двигателем, работающим на природном газе. Итог – первое и второе места в зачете грузовиков.

В 2015 году маршрут «Дакара»» прошел по трем странам и включал скоростные дороги по пампасам Аргентины, пески и горные перевалы Боливии и Чили, каменистую пустыню Атакама. Если пейзажи Африки гонщики сравнивают с Луной, то Атакама – это Марс. Недаром NASA испытывает здесь свои марсоходы.


СПИСОК ЕЖЕДНЕВНЫХ РЕГЛАМЕНТНЫХ РАБОТ СОСТОИТ ИЗ 54 ПУНКТОВ. А ВЕДЬ СЛУЧАЮТСЯ ЕЩЕ ВНЕПЛАНОВЫЕ ПОЛОМКИ. ИНОГДА ЗА НОЧЬ ПРИХОДИТСЯ ПРОВОДИТЬ РЕМОНТ, НА КОТОРЫЙ В ОБЫЧНЫХ УСЛОВИЯХ УХОДИТ НЕДЕЛЯ

«Фирменным блюдом» «Дакара» на любом континенте всегда считалась песчаная пустыня с барханами высотой с пятиэтажный дом. Гонщики «КАМАЗ-мастера» являются специалистами по пескам, неудивительно, что именно здесь они чаще всего добиваются решающего превосходства над соперниками. Владимир Чагин ежегодно вывозит команду на песчаную тренировку в Марокко, где гонщики берут уроки… у верблюдов. «Удивительно, как ведет себя верблюд в пустыне, он не тратит лишних сил, – рассказывает Владимир Чагин. – Выбирает дорожки между дюнами, ровные, без подъемов. Когда ехали по его следам, скорость значительно выросла!»

Организаторы южноамериканского «Дакара» прекрасно знают о козырной карте «КАМАЗ-мастера», поэтому в последние годы песчаные этапы все чаще уступают место скоростным участкам по степным или горным дорогам, похожим на те, что преобладают в классическом ралли. В результате средняя скорость гонки уже возросла до 100–110 км/ч. И если в африканских «Дакарах» разрывы между участниками измерялись часами, то в Южной Америке – минутами. «Непреложной дакаровской истиной всегда было: побеждает не тот, кто едет быстро, а тот, кто не ломается, – рассказывает Владимир Чагин. – Но настали времена, когда точнее будет сказать: побеждает тот, кто едет быстро и при этом не ломается».

Очередные технические усовершенствования в конструкции гоночного КамАЗа позволили и на скоростных участках опережать соперников, среди которых грузовики таких известных марок, как Iveco, Renault, Mercedes, Tatra, MAN, DAF, Hino, Ginaf, МАЗ.


ЧЕМ ХУЖЕ ДОРОГА, ЧЕМ ТЯЖЕЛЕЕ ГРУНТ, ЧЕМ УБОЙНЕЕ ТРАССА – ТЕМ БОЛЬШЕ ПРЕИМУЩЕСТВО КАМАЗА

Пересадка сердца

Одно из кардинальных технических новшеств КамАЗа – новый мотор. Все свои прежние дакаровские победы «КАМАЗ-мастер» добывал на боевом, но устаревшем (в том числе с точки зрения экологии) отечественном дизеле Тутаевского завода рабочим объемом 18,5 л. В этом году на старт вышли КамАЗы уже со швейцарским мотором Liebherr. Замена была связана прежде всего с тем, что организаторы ограничили объем двигателей величиной 16,5 л. Такое нововведение, по идее, должно было лишить ­КамАЗ еще одного козыря. Но, несмотря на меньший объем двигателя Liebherr (16,2 л), мощность возросла – 920 л.с. против 850 у российского мотора.

Тем не менее гонщики сильно рисковали, выезжая на трассу с новым двигателем: никто не знал, выдержит ли железо многодневную гонку. В результате проблемы возникли только на машине Эдуарда Николаева, который потерял час на замену турбокомпрессора. Температура этой детали доходит до 800 градусов, так что первые 10–15 минут к ней не притронешься. «Эта деталь нередко ломается на спортивных автомобилях, – рассказывает Владимир Чагин. – Она ведь раскручивается до 130 000 оборотов в минуту! Все участники возят с собой запасной турбокомпрессор».

Немаловажно, что новый двигатель оборудован также «электронной» педалью «газа», поэтому на КамАЗе впервые появился круиз-контроль. Очень полезное новшество именно в свете возросших скоростей. На быстрых участках гоночная техника часто упирается в установленный организаторами в целях безопасности лимит скорости (140 км/ч для грузовиков). За превышение грозят серьезные штрафы. И если раньше нашим пилотам приходилось ловить предельную скорость ногой в районе 137–139 км/ч, то теперь электроника держит ровно 140. «На длительном расстоянии мы получили большое преимущество, просто нажимая на кнопку ограничителя, – поясняет Айрат Мардеев, победитель «Дакара-2015». – Едешь и обгоняешь машины, на которых такой системы нет».


Ну а что касается остальных сильных качеств КамАЗа, то они никуда не делись. Это прежде всего доведенная до совершенства за многие годы подвес­ка. Несмотря на усилия организаторов сделать маршрут более скоростным, все равно работает старое правило: чем хуже дорога, чем тяжелее грунт, чем убойнее трасса – тем больше преимущество КамАЗа над соперником. Глядя со стороны, кажется, что российский автомобиль парит над преградами, которые другие грузовики переползают. Недаром гоночные КамАЗы журналисты прозвали летающими. Вот как описывает это ощущение Андрей Каргинов: «Бывают трамплины, когда подпрыгнешь и летишь, летишь, и, когда машина приземляется, как кошка, на четыре колеса, это просто непередаваемые ощущения».

Собственно, подвеска и спасла Эдуарда Николаева в той самой аварии в первый день гонки. По сути, это было лобовое столкновение. Рама согнулась, но никто не пострадал. «Удара на экипаж не было. Чувствовалось, что провалились, но болевых ощущений не возникло. Подвеска позволяет пережить такие неприятности», – вспоминает Эдуард.

36-е ралли «Дакар» в цифрах



ВОДИТЕЛИ ЗНАЮТ, КАК ТРУДНО БОРОТЬСЯ СО СНОМ В ДОЛГОМ ПУТИ. А В ТЕЧЕНИЕ ДВУХНЕДЕЛЬНОГО МАРАФОНА ПОСПАТЬ ПРОСТО НЕКОГДА: ДО ПОЗДНЕЙ НОЧИ ГОНЩИКАМ ПРИХОДИТСЯ УЧАСТВОВАТЬ В ОБСЛУЖИВАНИИ ТЕХНИКИ, А ПОД УТРО ВСТАВАТЬ И ПРОВЕРЯТЬ ЕЕ ПОСЛЕ РЕМОНТА

Выше гор

Самый излюбленный способ разно­образить маршрут – уводить гонку в горы. Благо, Анды идут вдоль всего континента. В 2015 году участники ралли пересекали самую длинную в мире горную систему дважды. И всякий раз это было весьма серьезным испытанием: кислородное голодание, сонливость, головные боли, приступы тошноты. На всякий случай гонщики даже брали с собой кислородные баллоны. «Самая верхняя точка – 4900 метров, – рассказывает Владимир Чагин. – В этом году один спецучасток полностью проходил на высоте от 3500 до 4500 метров».


«Высоту практически не ощутили, хотя на прошлых «Дакарах» голова начинала болеть уже на 2500 мет­рах, – рассказывает Айрат Мардеев. – Чувствовалось, что мотору было очень трудно, но по здоровью никаких остановок не было». «В этом году нам помогли ребята из Олимпийского комитета, – поделился секретом Андрей Каргинов. – Мы прошли специальную подготовку, в ходе которой создавались условия, когда организм дышит менее насыщенным кислородом воздухом, и теперь действительно стало легче ехать».

Кстати, именно после тяжелого горного этапа и именно в столь любимых камазовцами песках выбыл из борьбы главный соперник россиян – голландец де Рой. Он не увидел яму у подножия дюны, разбил машину и потратил шесть часов на ее ремонт.

 

САМО­ОБСЛУЖИВАНИЕ

В середине гонки организаторы приготовили для участников дополнительное испытание. Ночь между 7-м и 8-м этапами экипажи провели на специальном биваке, куда не допускались ни представители команд, ни даже журналисты. Обслуживание и ремонт автомобилей пришлось вести силами только членов экипажа, без помощи бригады механиков, и только теми запчас­тями, которые имелись в боевых машинах. Даже дозаправка топливом была запрещена.
Это новшество добавляет непредсказуемости в ход соревнований. Но для экипажа «КАМАЗ-мастера» такие условия экстремальными не стали. В отличие от конкурентов с их гонщиками-звездами, «КАМАЗ-мастер» выращивает пилотов в своем коллективе. На определенном этапе карьеры все они работают ночными механиками, потом выезжают механиками в экипажах и лишь затем им доверяют руль гоночного автомобиля. Гонщики «КАМАЗ-мастера» могут собрать автомобиль с закрытыми глазами.

Вообще, физическая подготовка – это особая статья для гонщика ­«Дакара». Водители знают, как трудно бороться со сном в долгом пути. А в течение двухнедельного марафона поспать просто некогда: до поздней ночи гонщикам приходится участвовать в обслуживании техники, а под утро вставать и проверять ее после ремонта. «Сонливость, слабость. Я готов был все отдать, лишь бы остановиться», – рассказывает Андрей Каргинов о самочувствии на одном из самых длинных перегонов.

Еще один серьезный фактор – жара. На африканском ралли, кстати, такой жары не бывает. Там же в январе зима, а в Южной Америке – лето. Уже на второй день гонки в Аргентине термометр показывал 45 градусов. Это значит, что временами температура в кабине поднимается до 60 градусов. На этом «Дакаре» на КамАЗы удалось установить кондиционер. «Сейчас это всего лишь направленный в лицо патрубок, по конструкции схожий с теми, что используются, к примеру, в самолетах. Надежной работы кондиционера нам пока добиться не удалось, тем не менее жизнь пилотам он облегчает. Продолжим совершенствоваться», – поделился информацией Владимир Чагин.

Жара убийственная в буквальном смысле этого слова. Особенно опасна она для мотоциклистов. Именно в этот знойный день погиб 39-летний польский мотогонщик Михал Херник. Он стал 24-й жертвой «Дакара» за всю его историю. Его тело было обнаружено в 300 метрах от трассы. Никаких следов аварии или физических повреждений. Видимо, организм просто не выдержал нагрузки, и сердце остановилось. Для большинства участников «Дакара» не то что занять третье место, а просто финишировать живым и здоровым – уже победа. Недаром из 406 вышедших на старт внедорожников, грузовиков, мотоциклов и квадроциклов до финиша добрались только 207.


ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА УЧАСТНИКОВ «ДАКАРА» НЕ ТО ЧТО ЗАНЯТЬ ТРЕТЬЕ МЕСТО, А ПРОСТО ФИНИШИРОВАТЬ ЖИВЫМ И ЗДОРОВЫМ – УЖЕ ПОБЕДА. НЕДАРОМ ИЗ 406 ВЫШЕДШИХ НА СТАРТ ВНЕДОРОЖНИКОВ, ГРУЗОВИКОВ, МОТОЦИКЛОВ И КВАДРОЦИКЛОВ ДО ФИНИША ДОБРАЛИСЬ ТОЛЬКО 207

Командная работа

Удивительный факт, который подчеркивает своеобразие «Дакара»: в 2013 году Эдуард Николаев занял первое место в гонке, не выиграв ни одного ее этапа. В 2015 году ему покорилась половина этапов, но на финише он оказался вторым. Впрочем, победа-то все равно общая. «Мы, четверо пилотов, понимаем, что между собой нет смысла бороться, – говорит Андрей Каргинов, – потому что во внутрикомандной борьбе можно потерять призовое место. А это ничем потом не оправдаешь».

Первое место впервые в карьере завоевал Айрат Мардеев. На финише его сложно было узнать: сильно похудел и отрастил бороду (на последних этапах он перестал бриться, чтобы не спугнуть удачу). Теперь трое молодых пилотов «КАМАЗ-мастера» имеют по одному выигранному «Дакару». Для самого Айрата эта победа непростая. Летом в результате трагической случайности погиб его отец – Ильгизар Мардеев, легендарный пилот «боевой» технички команды.

«Я очень рад за Айрата, – сказал сразу после финиша Владимир Чагин. – Его отец Ильгизар очень хотел бы выиграть «Дакар», но его роль была иной. Он страховал лидеров, не давая им потерять время в ожидании помощи. Его мечтой было, чтобы сын стал победителем «Дакара». Фамилия Мардеев сейчас в списке чемпионов «Дакара». Мы посвящаем эту победу Ильгизару Мардееву».

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск