Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Дворец сокровищ

10 самых любопытных 
историй об Эрмитаже

Изначально желтовато-серый, потом – охра, терракотово-кирпичный, серый и коричнево-серый. Ярко-оранжевый и снова серый – уже перед войной. Все это – о цвете стен Зимнего дворца в Петербурге. Привычный нашему глазу изумрудный оттенок с белыми колоннами и карнизами они приобрели только после второй мировой. Эрмитажу 250 лет. И вот лишь 10 любопытных фактов и легенд, которые хранят эти стены.
Фото: ФОТОБАНК ЛОРИ

Текст: Жанна Цесас

1
Приют отшельника

До середины XIX века посещать музей могли лишь избранные. Что уж говорить, если даже великий русский писатель Александр Пушкин смог попасть в Эрмитаж только благодаря тому, что его друг Жуковский служил наставником при сыне императора и потому оформил пропуск? Для широкой публики двери музея открыл император Николай I в 1852 году.

Вообще, «эрмитаж» в переводе с французского – «место уединения, приют отшельника». Его история началась с Павильонного зала и двух кабинетов с видом на Неву. Императрица Екатерина II любила устраивать здесь неофициальные приемы без слуг, называя эту часть дворца «своим эрмитажем». Здесь же она размещала коллекции картин.


2
Дворцовые тайны

Частная коллекция императорской семьи сейчас занимает несколько зданий, центральным из них является сам Зимний дворец. В нем располагались жилые апартаменты членов царской семьи, которые, как правило, после их смерти повторно не занимали и оставляли нетронутыми. Это настоящий лабиринт, полный неожиданных поворотов: за одним могут оказаться покои императрицы, за другим – кабинет Николая II (разгромленный в 1917 году).

Одних только явных комнат и залов в здании 1057. О потайных же комнатах и ходах сведения разнятся, но очевидно, что их не менее 20. Конечно, задуманы они были исключительно с практической целью, ведь то была эпоха дворцовых переворотов. Так, личные покои Екатерины II сообщались потайными ходами с библиотекой. Одна из створок шкафа в комнате служила дверью, через которую можно было пройти на лесенку и подняться на антресоли. Комнаты и этажи соединяются 117 лестницами и разделяются 1786 дверями.

Павильонный зал.
1864 год

3
Спорные покупки

Царская семья не жалела золота на покупку шедевров мирового искусства (не без спорных моментов, конечно же). Так, в 1815 году Александр I купил 38 картин и несколько скульптур А. Кановы из галереи Мальмезонского дворца императрицы Жозефины (первой жены Наполеона I). Спустя некоторое время выяснилось, что все эти богатства – наполеоновский трофей, вывезенный из Касселя. Представители курфюрста Гессенского пытались их вернуть, но Александр I согласился отдать произведения лишь при условии возмещения стоимости. На это бывший владелец заявил, что не желает платить дважды. Реституция не удалась. А в Эрми­таже оказались «Снятие с креста» Рембрандта, «Завтрак» Г. Метсю, «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь» К. Лоррена и другие полотна.

Турист у картины
«Мадонна Литта»
Фото: ФОТОБАНК ЛОРИ

4
Код да Винчи

Ко второй половине XIX века императорам удалось собрать 24 работы великого мастера Леонардо да Винчи. Однако к нашему времени в Эрмитаже их осталось всего две – «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».

Остальные шедевры не продали и не украли. Во всем виновата наука. С развитием искусствоведения два десятка картин, приобретенных императорами за огромные деньги, в итоге были признаны работами учеников, последователей и подражателей Леонардо, как, например, «Донна Нуда», лицо которой удивительно напоминает лицо Моны Лизы.

Фото: КОНЬКОВ СЕРГЕЙ/ТАСС

В ЭРМИТАЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ОТКРЫЛИ ПЕРВЫЙ ФОНД ПОДДЕРЖКИ УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ. ЦЕЛЬ ФОНДА – ИНВЕСТИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА, А ПОЛУЧЕННУЮ ПРИБЫЛЬ ТРАТИТЬ НА ПОДДЕРЖКУ МУЗЕЯ


 

ЭРМИТАЖ В ЦИФРАХ

5
Спасение шедевров

Во время Великой Отечественной войны ни один экспонат не был утерян, и всего лишь единицам потребовалась реставрация. Упаковывать шедевры в Эрмитаже начали прямо 22 июня 1941 года, когда стало известно о наступлении немцев на СССР. Эвакуировать на Урал удалось примерно две трети собрания музея. Размещали ценности в нескольких зданиях Свердловска (нынешнего Екатеринбурга), в их числе по иронии судьбы оказался и бывший дом купца Ипатьева, в подвале которого была расстреляна царская семья.

В самом же Эрмитаже работа продолжалась всю войну. В подвалах оборудовали бомбоубежища, в которых жили люди. Как музей он, конечно, был закрыт, но сотрудники вели научные исследования, принимали на временное хранение коллекции из дворцов и других зданий Ленинграда, тушили зажигательные бомбы, падавшие на крышу. И главное – в гулких залах Зимнего дворца с пустыми рамами для картин на стенах они проводили лекции по искусствоведению.

6
Царские табакерки

В Галерее драгоценностей Эрмитажа выставлена золотая табакерка графа Николая Зубова, от удара которой в висок Павел I «скончался апоплексическим ударом». Вопреки ожиданию табакерка имеет овальную форму, тогда как, если верить преданию, императора убивали предметом квадратной формы с острыми углами. Но вмятина на поверхности табакерки имеется, и эрмитажники предпочитают не сомневаться в достоверности легенды о страшном артефакте.

За другую табакерку – с портретом графа Орлова – Эрмитаж соревновался однажды с Ростроповичем на аукционе. Музыкант дал больше. Впрочем, спустя время орловская табакерка все-таки вернулась в Константиновский дворец вместе со всей коллекцией Ростроповича – Вишневской.

7
Деньги Эрмитажа

Благотворительный фонд неизбежно сокращается при отсутствии дальнейших пожертвований, а фонд целевого капитала – нет. Так решили в Эрмитаже и несколько лет назад открыли самый первый и самый крупный фонд поддержки учреждения культуры в России. Цель эрмитажного эндаумент-фонда, щедрое пожертвование в который сделал ВТБ, – инвестировать собственные средства, а полученную прибыль тратить на поддержку музея.

Группа ВТБ начала оказывать финансовую поддержку Эрмитажу в сентябре 2013 года. Как сказал на торжественной церемонии президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин, «эта программа рассчитана на три года, и мы искренне надеемся, что при нашей поддержке Эрмитаж сможет реализовать яркие, неординарные проекты, которые подчеркнут уникальность и масштабность музея в культурной жизни России и всего мира». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский ответил, что во многом благодаря ВТБ впервые за многие годы у музея появилась возможность пополнять коллекцию.


8
Заметки на стекле

Поговаривают, фрейлины и флигель-адъютанты развлекались тем, что оставляли незатейливые надписи на оконных стеклах Зимнего дворца. Со слов сотрудников музея, работавших до войны, все стекла были испещрены посланиями, сделанными алмазными перстнями. До наших дней сохранилось только одно – с надписью по-английски: «Ники смотрит на гусар». Окно это находится в кабинете императрицы Александры Федоровны с видом на Дворцовую набережную и Адмиралтейство. Оно чудом уцелело в гитлеровских бомбежках. А трогательную надпись о гусарах, вероятно, сделала либо жена Николая II, либо его мать.

Фото: ФОТОБАНК ЛОРИ

9
Осмотр на годы

Общая протяженность экскурсионных маршрутов музея составляет 20 км, то есть, даже если просто идти бодрым шагом, не останавливаясь нигде, ходить придется не меньше четырех часов. А если останавливаться у каждого экспоната в Эрмитаже только на одну минуту, то на осмотр ценностей уйдет ни много ни мало 11 лет.

Одна из записок
на стекле

10
Коты и эрмиты

Коты Эрмитажа – мировые знаменитости. Своим привилегированным положением они обязаны императ­рице Елизавете Петровне, издавшей в 1745 году «Указ о высылке ко двору котов», согласно которому ей должны были доставить отборных охотников на мышей и крыс. Екатерина II придала котам статус «охранников картинных галерей». В годы блокады музей остался без этого вида охраны, но после войны котов в Ленинград завозили целыми вагонами, и часть из них снова была отправлена на работу в Эрмитаж.

Вокруг эрмитажных котов создана легенда: за ними ухаживают сказочные человечки – эрмиты и эрмитессы, которые живут в музеях и старых домах, а по ночам играют с кошками, ведут их учет и вяжут из их шерсти «волшебные шарфы».

Фото: PHOTOXPRESS

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск