Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Самое болото

Мастерская Петра Фоменко исследует темные стороны социума

«Спите! Бог не спит за вас!» – эти слова Жуковского не случайно вынесены в эпиграф премьерного спектакля Мастерской Петра Фоменко, с которой ВТБ связывают давние партнерские отношения. Как бы вторя серым улицам весенней Москвы, театр взялся разобраться в природе самых мрачных человеческих переживаний. В центре повествования – Страх и Стыд. «Современная идиллия», написанная Салтыковым-Щедриным в конце XIX века, в наши дни заиграла неожиданно остро и современно.
Актеры в прямом смысле ходят по жиже и слякоти.
Повсюду торчат пеньки, покрытые мхом. И над ними – на четырех сваях живут главные герои.
Фотографии предоставлены театром «Мастерская Петра Фоменко»

Пьеса вне времени

Переработать хлесткую сатиру Салтыкова-Щедрина для театра взялся художественный руководитель фоменковской мастерской Евгений Каменькович. Худрук известен тем, что не боится адаптировать сложные литературные произведения. В его активе уже есть «Улисс» Джойса, «Дар» по Набокову и спектакль по прозе Михаила Шишкина. Теперь пришла очередь «Идиллии» – сложного анализа пороков социума.

Однажды это произведение уже отметилось на театральных подмостках. В 1970-е «Идиллию» решили поставить в «Современнике» под названием «Балалайкин и К» с участием звездных актеров – Игоря Кваши и Валентина Гафта. Спектакль получился настолько современным и острым, что его судьба оказалась на волоске. Отстоять право сатирических очерков Салтыкова-Щедрина на театральную жизнь все-таки удалось автору пьесы Сергею Михалкову. Своей фразой «Царизм никогда не получал такой пощечины» он спас спектакль, как бы снимая подозрения в том, что пьеса намекает на советскую власть. 

Как признался в одном из интервью Евгений Каменькович, он смотрел эту легендарную работу Георгия Товстоногова 12 раз. Тем не менее худрук Мастерской решил показать публике собственное прочтение «Идиллии», работая не с инсценировкой Михалкова, а с исходным романом Салтыкова-Щедрина. Свой выбор произведения он объяснил желанием понять природу человека и его реакции на внешние раздражители: каждый из нас попадает в какие-то жизненные ситуации, когда вынужден делать то, чего не хочется. Некоторые соглашаются, а другие никогда не идут ни на какие компромиссы. 

Евгений Каменькович,
художественный руководитель Мастерской Петра Фоменко

КАМЕНЬКОВИЧ РЕШИЛ ПОКАЗАТЬ ПУБЛИКЕ СОБСТВЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ «ИДИЛЛИИ», РАБОТАЯ С ИСХОДНЫМ РОМАНОМ САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА. СВОЙ ВЫБОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОН ОБЪЯСНИЛ ЖЕЛАНИЕМ ПОНЯТЬ ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО РЕАКЦИИ НА ВНЕШНИЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ

«Балалайкин и К» в «Современнике»
с участием звездных актеров – Игоря Кваши и Валентина Гафта
Фото: РИА-НОВОСТИ

Выбор главного героя

«Идиллия» – это пьеса о проблемах общества. Написанная в 1877 году, она и сейчас остается крайне актуальной. Острому перу Салтыкова-Щедрина удалось вытащить на свет и детально разобрать самые глубинные человеческие страхи и метания, которые, независимо от эпохи, – будь то царские времена, период расцвета коммунизма или Россия сегодня – одинаково влияют на состояние и дух социума, ценности и выбор людей.

«У Салтыкова-Щедрина есть два грандиозных действующих лица: Стыд, для которого, к моему сожалению, мы не нашли сценического воплощения, – он присутствует внутри героев, и Страх, его Щедрин вывел в образе Горохового пальто, – рассказывает режиссер-постановщик. – Мы пытались проследить, как наши герои сами вырастили этот страх в себе, как они взлелеяли его, после чего уничтожили все книги в доме, довели себя до свинского состояния. Нам было интересно разобраться, почему так происходит».

В постановке «Современника» главный герой, которого играл Кваша, выступал в качестве «рассказчика». Мастерская Фоменко обозначила его как «Я, либерал». Второй персонаж – «Глумов, мой друг, тоже либерал». Как сказал худрук, это «Я» было принципиальным, чтобы каждый мог поставить себя на это место. Героя «Я» играет один из ведущих актеров Мастерской – Михаил Крылов. Зрителям он известен по спектаклю «Дар» или в качестве рассказчика в «Руслане и Людмиле». Его друга-либерала убедительно воплотил молодой актер Мастерской Федор Малышев. 

Один из ведущих актеров Мастерской
Михаил Крылов и молодой актер Федор Малышев
Фото: АЛЕНА БЕССЕР


Фото: СЕРГЕЙ ПЕТРОВ

ОРИГИНАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ: РЕАЛЬНОЙ И ФАНТАСТИЧЕСКОЙ. ЕВГЕНИЙ КАМЕНЬКОВИЧ НЕ СТАЛ ЛИШАТЬ ЗРИТЕЛЕЙ ИНОСКАЗАТЕЛЬНОСТИ И ФАНТАСТИКИ, ОН ОТКРЫЛ СПЕКТАКЛЬ САТИРИЧЕСКИМ ЭПИЗОДОМ СКАЗОЧНОГО СУДА НАД «ПРЕМУДРЫМ ПИСКАРЕМ»


Фото: АЛЕНА БЕССЕР

До дна

«Идиллия» в прочтении «фоменок» заявлена как фантасмагория в 11 явлениях с прологом, антрактом и эпилогом. На эту самую фантасмагорию как нельзя точно работает сложная и весьма неожиданная конструкция декораций. Критика в превосходных степенях отметила полет фантазии Марии Митрофановой, которая выстроила сцену в самом настоящем болоте. В антураже висящих москитных сеток и рыболовных сетей актеры в прямом смысле ходят по жиже и слякоти. Повсюду торчат пеньки, покрытые мхом. И над ними на четырех сваях возвышается квартира, где и живут главные герои. 

Оригинальное произведение Салтыкова-Щедрина состоит из двух частей: реальной и фантастической. К сожалению, полностью перенести весь текст в театр невозможно. Но худрук не стал лишать зрителей иносказательности и фантастики и открыл спектакль сатирическим эпизодом сказочного суда над знакомым еще со школьной программы «премудрым пискарем».

А подсвеченная прожекторами комната, в которую потом перемещается повествование, нависает над этим самым болотом и становится как бы отражением метаморфоз, происходящих с героями. Сначала она заставлена книгами. В следующем эпизоде вместо полок – уже обрывки обоев, а потом и сосульки в углу. Во втором акте болото замерзает, превращаясь в каток. Актеры рассекают лед коньками, как заправские фигуристы. А коньки точат так, что искры летят во все стороны. 

В финале лед с шумом трескается, а на экране, как будто в караоке, одно за другим загораются слова песни группы «АукцЫон». Стоит ли говорить, что после такого финала зрители, уходя, еще долго напевают себе под нос «там дам даром туда-сюда»?


Фото: СЕРГЕЙ ПЕТРОВ

«ИДИЛЛИЯ» В ПРОЧТЕНИИ «ФОМЕНОК» ЗАЯВЛЕНА КАК ФАНТАСМАГОРИЯ В 11 ЯВЛЕНИЯХ С ПРОЛОГОМ, АНТРАКТОМ И ЭПИЛОГОМ


Фото: ЛАРИСА ГЕРАСИМЧУК

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск