Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Неизвестная Третьяковка

Зельфира Трегулова: «На Крымском Валу есть «Черный квадрат» и «Купание красного коня»

Третьяковская галерея нацелилась на завоевание новой аудитории, заявив об интеграции с одним из самых модных и молодежных центров столицы – Центральным парком культуры и отдыха имени Горького (Парк Горького). В глобальном плане речь идет о создании единой «культурной зоны» от Парка Горького до Лаврушинского переулка. О переменах в Третьяковской галерее, которую уже много лет поддерживает ВТБ, рассказала «Энергии успеха» новый генеральный директор – Зельфира Трегулова.

Фото: ГЛЕБ ЩЕЛКУНОВ/КОММЕРСАНТЪ

Текст: Мария Юрина

 

Третьяковская галерея как будто получила второе дыхание. В вестибюле здания на Крымском Валу открылось кафе, фасад украсили медиаэкраны. Что дальше?

Мы открыли выход из вестибюля Третьяковской галереи во внутренний двор: отремонтировали мощение, перекрасили забор, благодаря Правительству Москвы и Департаменту культуры произвели реставрацию деревянного помоста, сделали дополнительные ступени. Так что теперь в музей два входа: со стороны парка искусств «Музеон» и со стороны Крымского Вала.

Став директором галереи, я первым делом связалась с руководством «Музеона», Парка Горького и музея современного искусства «Гараж». Мы договорились, что будем сообща создавать единый культурный кластер, который начинается от старого здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и нового – на Кадашевской набережной, его, дай Бог, мы откроем в 2018 году, в год проведения чемпионата мира по футболу и выборов президента. 

Генеральный директор Третьяковской галереи
Зельфира Трегулова
Фото: РИА-НОВОСТИ

Около Третьяковки летом можно будет взять велосипед и проехать по набережной в Парк Горького. Мы хотим сделать важной остановкой такого маршрута дом в Голутвинском переулке, в котором родились Сергей Михайлович и Павел Михайлович Третьяковы. Этот вопрос нуждается в серьезных договоренностях с Моск­вой, поскольку здание наше, а земля городская. Первый разговор был положительным – некий участок земли вокруг обещали передать в наше управление.

 

В каком состоянии дом?

В очень плохом – там ничего нет. Но мы его отреставрируем, сделаем мемориальный музей. После этой точки – Третьяковская галерея на Крымском Валу, Парк Горького и музей «Гараж». В «Гараже» можно будет увидеть произведения звезд современного мирового искусства или тех, кто определил картину развития мирового искусства за последние 30–50 лет. А в Третьяковской галерее – истоки, русский авангард ХХ века. На Крымском Валу – лучшая экспозиция русского авангарда, в том числе и «Черный квадрат» Малевича, самое радикальное произведение ХХ столетия. С «Гаражом» мы договорились о совместных проектах, будем привлекать новую публику – людей, которые не догадывались, что на Крымском Валу есть корпус Третьяковской галереи, «Черный квадрат», «Купание красного коня»…

Дом Третьяковых в Голутвинском переулке
Фото: ИГОРЬ ВАCИЛЕВИЧ

 

Но этому зданию давно нужна реконструкция. Когда в 2009 году его хотели снести, директор ЦДХ Василий Бычков показывал разные варианты реконструкции. По вашему мнению, какое будущее у этого здания?

Думаю, что вопрос о сносе поднимался в силу того, что земля была нужна для девелоперского проекта. Слава Богу, этого не произошло. Просто не представляю, куда бы мы перемес­тили все, что есть на Крымском Валу. Запасников не хватает, нужно дополнительное экспозиционное пространство. Сносить не надо, это памятник архитектуры своего времени. 

Бычков показывал его Рему Колхасу (голландский архитектор, автор проектов парка Ла-Виллет в Париже, Роттердамского художественного музея и пр.). У нас была эпоха, когда главным архитектором мира воспринимался Норман Фостер, а сейчас гуру – Колхас.


Фото: АНТОН БЕРКАСОВ

МЫ БУДЕМ ПРИВЛЕКАТЬ НОВУЮ ПУБЛИКУ – ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ НЕ ДОГАДЫВАЛИСЬ, ЧТО НА КРЫМСКОМ ВАЛУ ЕСТЬ КОРПУС ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ, «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ», «КУПАНИЕ КРАСНОГО КОНЯ»…



 

Ему предложили заняться реконструкцией здания?

Нет, он просто оценил эстетику. Колхас сказал: ни в коем случае сносить нельзя. Понятно, что здание нуждается в реконструкции, но пока сложно сказать, кто и когда ею займется. Сейчас мы начинаем капитальный ремонт кровли. Этот вопрос был решен еще при Лебедевой, получено госфинансирование. Мы начнем с кровли над 60-м залом. Работы должны завершиться в августе, чтобы в середине сентября мы открыли там масштабную выставку Валентина Серова.

Его работы не собирали в одном месте уже много лет. Мы хотим сделать знаковую ретроспективу, приво­зим вещи из парижского музея Орсе. Ведем переговоры с послом Дании о предоставлении портрета Александра III из королевского собрания: он был женат на датской принцессе Дагмар, которая стала императрицей Марией Федоровной. Будет еще блистательный портрет Марии Акимовой из собрания национальной галереи Армении. 

После выставки продолжим ремонт: демонтируем экспозицию первой половины ХХ века, будем думать, как объединить в оставшемся пространстве, над которым уже будет новая кровля, работы первой и второй половины века. Весь процесс займет три года – в 2017-м закончим.

 

В результате обновится и вся экспозиция?

Да, я поставила задачу создания новой экспозиции на Крымском Валу. Показ коллекции Георгия Костаки, который, кстати, был проведен при поддержке ВТБ, подтвердил, что в постоянной экспозиции должно быть гораздо больше работ художников русского авангарда. И вообще, мне кажется, что нужно выделить два зала под коллекцию Костаки, чтобы отдать должное этому удивительному человеку и коллекционеру. Он принципиальная фигура для собрания искусства ХХ века. Страшно жалею, что не довелось с ним встретиться.


Фото: ГЛЕБ ЩЕЛКУНОВ/КОММЕРСАНТЪ

ПОКАЗ КОЛЛЕКЦИИ ГЕОРГИЯ КОСТАКИ, КОТОРЫЙ БЫЛ ПРОВЕДЕН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ВТБ, ПОДТВЕРДИЛ, ЧТО В ПОСТОЯННОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ДОЛЖНО БЫТЬ ГОРАЗДО БОЛЬШЕ РАБОТ ХУДОЖНИКОВ РУССКОГО АВАНГАРДА

    

Хотелось бы спросить о международных проектах. Сотрудничество будет усилено, ведь у вас богатый опыт в этом вопросе? Вообще, сложно сейчас сотрудничать в ситуации разобщенности?

Что касается разобщенности. Политика и экономика – это одно. Искусство и культура – совершенно другое. Никакого влияния на международный выставочный обмен создавшаяся ситуация не оказала, за редчайшими исключениями, которые мотивировались тем, что санкции повлияли на бизнес серьезных российских компаний, традиционно поддерживавших выставки как в русских музеях, так и русских музеев за рубежом. Могу с уверенностью сказать: культурное сообщество России и зарубежные коллеги сплотились и сделали все возможное, чтобы никакие программы не были свернуты и культурный обмен продолжался. Это важная миссия, и мы должны ее выполнять. Политическая и экономическая ситуация изменится, а вот прекращение культурного обмена восстановить будет очень сложно.

 

Какие «обмены» запланированы Третьяковской галереей?

На следующий год – интереснейший проект с Национальной портретной галереей в Лондоне, который откроется знаменитым портретом Елизаветы Тюдор, где она стоит в белом платье на земном шаре. Не припомню, когда Национальная портретная галерея выдавала эту картину. А мы в ответ посылаем выставку портретов русской интеллектуальной элиты, хранимых нами, – опять же спасибо Павлу Михайловичу Третьякову, поскольку он заказывал портреты самых выдающихся представителей отечественной культуры. 

Портрет Елизаветы Тюдор
В этом году участвуем в выставке, посвященной космонавтике, которая откроется в Лондоне в Музее науки 18 сентября, а также в выставке русского авангарда – с 12 июля в Монте-Карло в Форуме Гримальди в рамках года культуры России в Монако. 

Участвуем также в выставке Удальцовой и Древина, она состоится летом в Риге в Национальном художественном музее Латвии. Есть два великих латыша, волею судеб ставших русскими художниками, – это Густав Клуцис, муж Валентины Кулагиной, и Александр Древиньш (в русской транскрипции – Древин), муж Удальцовой. Я не случайно говорю об этих парах, потому что есть еще один проект – «Любовь во время революции», который пройдет осенью в венском Кунстфоруме. Он расскажет о художественных союзах, что сложились во время революции: Древиньш – Удальцова, Родченко – Степанова, Крученых – Розанова, Экстер – Софиччи и т.д. В Вене вообще проходит много проектов, связанных с Россией.

 

А как насчет стран Востока – насколько активно идет с ними культурный обмен?

Мы очень активны в Китае. Сейчас там экспонируется большая выставка искусства ХХ века. Проект очень востребован, потому что многие китайские художники учились в России. Это основа, отталкиваясь от которой с 1949 года формировалась масляная живопись в Китае. До этого у них существовала только традиционная. 

В Национальном музее Китая на площади Тяньаньмэнь мы открыли выставку передвижников из собрания Третьяковской галереи, а также окончательно договорились о показе в Национальном художественном музее Китая огромной выставки, посвященной 70-летию Победы. Думаю, это не последний китайский проект. В стране построены потрясающие музеи, и у них проблема только одна – что показывать. У нас в этом смысле есть что им предложить.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск