Рейтинг@Mail.ru
Курс

Защита для банков

Сергей Гаврилов: «Закон должен стоять на страже интересов государства»

О том, как законодательные инициативы поддержали банковскую систему, а также с какими ключевыми вызовами столкнулся банковский сектор в этом году, рассказал председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности Сергей Гаврилов, один из авторов законов о докапитализации банков и о государственно-частном партнерстве (ГЧП), вошедший в текущем созыве Госдумы в число лидеров рейтинга законотворческой активности депутатов.

Фото: АНТОН БЕРКАСОВ

Текст: Юрий Сушинов

Поддержка для банков

 

Экономическая ситуация в этом году стала намного сложнее, эксперты гадают, пройден пик кризиса или нет. Какой вы видели, скажем так, свою задачу как законодателя по поддержке банковского сектора?

За этот год роль банков, прежде всего с госучастием, таких как ВТБ, резко выросла. Сегодня на них лежит основная нагрузка по финансированию приоритетных отраслей и секторов нашей экономики. 

При этом мы видим, что кредитные организации нашли возможности и успешно преодолели риски, связанные с возвратом внешних долгов. Банкам удалось также подготовиться к предстоящему ужесточению требований регулятора к расчету достаточности их капитала. В нынешней непростой ситуации нашей первоочередной задачей остается поддержка сис­темообразующих банков, особенно с государственным участием.

 

Как Госдума реагировала на вызовы, вставшие перед банковским сектором?

Ответом на сложившуюся ситуацию стали, в частности, поддержка банков с помощью докапитализации, повышение роли институтов проектного финансирования и новый закон о государственно-частном партнерстве.

Закон о докапитализации позволил применить новые формы поддержки банковской системы за счет использования облигаций федерального займа (ОФЗ). Напомню, в конце прошлого года государство внесло эти облигации на сумму 1 трлн руб. в качестве имущественного взноса в Агентство по страхованию вкладов (АСВ). В феврале кабинет министров утвердил список из 27 банков, претендующих на господдержку через ОФЗ. В частности, капитал ВТБ был увеличен на 307 млрд руб. Кстати, схожий законодательный механизм был задействован нами и для докапитализации Объединенной авиастроительной корпорации на сумму 100 млрд руб. 

В результате мы смогли не только повысить надежность банковской системы, но и расширить объем средств, которые банки используют для кредитования реального сектора.

Капитал ВТБ был увеличен на 307 млрд руб.

    

Считаете ли вы такой подход, реализуемый государством в отношении средств, выделяемых для финансовой поддержки банков, эффективным?

В полной мере. Ведь расширение участия банков в кредитовании инвестпроектов в регионах – одно из важнейших условий возобновления экономического роста в стране. 
Мы много работаем над такими проектами, обсуждаем их с правительством, Минфином, Центробанком, Минэкономразвития. Сотрудники ведомств повсеместно отмечают высокое качество проектов, подготовленных специалистами ВТБ. Они практически не требуют доработок. Я поддержал два таких проекта, реализуемых на территории Воронежской области, которую представляю в Госдуме. В этом году Воронежский филиал банка стал активным участником госпрограммы поддержки региональных инвестпроектов, осуществляемых на основе механизма проектного финансирования. 

 

Механизм заработал?

Могу рассказать на примере своего региона. В рамках программы ВТБ выделил деньги на строительство одного из крупнейших в области молочно-животноводческих комплексов, а также уникального производства по изготовлению высокопрочных труб большого диаметра, применяемых для прокладки газопроводов в особо тяжелых природно-климатических условиях, в частности, при реализации таких стратегически значимых для государства проектов, как «Сила Сибири», «Ямал», «Восточная газовая программа». Оба проекта, помимо солидного экономического эффекта, нацелены на решение задачи по развитию импортозамещения.


Фото: ФОТОБАНК ЛОРИ 

Мы совместно с Минтрансом и Минфином внимательно изучили работу компании «Воздушные ворота Северной столицы». Считаю, что на образцовой работе ВВСС нужно и дальше обкатывать такие технологии

Партнерство с государством

 

Принятие федерального закона, определяющего единое понятие государственно-частного партнерства, можно назвать ключевым событием для рынка. Как изменилось участие банков в проектах ГЧП?

Термин ГЧП используется уже около 10 лет, но на практике проекты практически не работали. Одной из причин, тормозивших развитие ГЧП в регионах, было отсутствие федерального закона, устанавливающего единые требования к заключаемым соглашениям. Кроме того, требовалось усовершенствовать действующие механизмы, в том числе финансовые. Работа по согласованию текста закона велась два года. К слову, мы совместно с Минтрансом и Минфином внимательно изучили работу компании «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС), исполняющей на основе ГЧП функции главного оператора аэропорта Пулково. Считаю, что на образцовой работе ВВСС нужно и дальше обкатывать такие технологии. 

 

Какая перспектива у этого закона?

Закон заработает с 1 января. Появится понятие финансирующего лица как одного из участников соглашения о ГЧП. Одновременно законодательно закрепляется конструкция прямого соглашения между публичным и частным партнерами, а также финансирующим лицом, позволяющая отрегулировать условия и порядок их взаимодействия. Благодаря этому банки получат не только возможность стать одной из полноправных сторон ГЧП, но и правовой инструмент защиты своих имущественных интересов.

 

В чем отличие нового документа от уже действующего закона о концессионных соглашениях?

При концессионной модели объект на протяжении всего жизненного цикла проекта оставался в публичной собственности. Концессия растягивается во времени на многие годы, к примеру, на 20 лет – это, согласитесь, слишком долгий для инвесторов срок. Теперь частный партнер может стать собственником объекта соглашения и, следовательно, передать его в залог банкам. Такая модель позволяет значительно усилить обеспечительный пакет инвестора перед банками, что в конечном счете позволит сделать проект ГЧП привлекательным для кредиторов. 


Фото: ФОТОБАНК ЛОРИ

ВТБ выделил деньги на строительство уникального производства по изготовлению высокопрочных труб большого диаметра, применяемых для прокладки газопроводов в особо тяжелых природно-климатических условиях

Защита интересов

 

Возвращаясь к вопросу о поддержании стабильности банковской системы. Не так давно вы заявили, что АСВ должно участвовать в финансовом оздоровлении стратегических и системообразующих предприятий. Другими словами, государству следует разделить эту ответственность с банками. Что именно вы предлагаете?

Речь идет прежде всего о привлечении АСВ к подготовке планов финансового оздоровления предприятий, а также об участии дочернего банка АСВ – «Российского капитала» – в реструктуризации их задолженностей. Это позволит повысить прозрачность и эффективность процедуры, которая в отсутствие названных условий практически не используется кредиторами для урегулирования взаимоотношений с предприятиями-должниками. 

Помимо этого, обсуждаются предложения о предоставлении предприятиям рассрочки – до 3–5 лет, об ограничении на период процедуры финансового оздоровления расходов по обслуживанию долга, о возможности конвертации долга в облигации или акции предприятий-должников. Одновременно планируется установить требование об утверждении плана финансового оздоровления кредиторами, а также предусмотреть вероятность смены управленческой команды и собственников предприятия-должника по аналогии с процедурой санации банков. 

Соответствующий законопроект может быть в короткие сроки внесен в Госдуму и принят в течение весенней сессии 2016 года. Вместе с тем будущий закон не должен быть индульгенцией для недобросовестных должников. Он должен стоять на страже интересов государства и обеспечивать необходимый баланс интересов всех участников процедуры финансового оздоровления, в том числе банков с госучастием, которые играют в ней довольно заметную роль. Полагаю, что новый закон позволит избежать повторения ситуации, схожей с той, что произошла с «Мечелом» и «Трансаэро». 

Проблемная задолженность граждан достигает 1,1 трлн руб., или почти 11% всех выданных населению банковских кредитов

    

Одной из наиболее острых проблем для нашей банковской системы является невозврат кредитов предприятиями и населением. Каким вы видите выход из сложившейся ситуации?

Общий объем проблемной задолженности, которую юридические и физические лица накопили перед банками, составляет уже более 3,5 трлн руб. А это без малого 8% всего кредитного портфеля банковской системы! При этом проблемная задолженность граждан достигает 1,1 трлн руб., или почти 11% всех выданных населению банковских кредитов. Выходом из сложившейся ситуации может стать существенное повышение роли реабилитационных процедур, применяемых в отношении несостоятельных заемщиков.

 

Вы имеете в виду новации в законодательстве о банкротстве, заработавшие с октября в отношении граждан-должников?

Да. На мой взгляд, в законодательном плане это настоящий прорыв в решении задачи урегулирования взаимоотношений между банками и их заемщиками. Ведь до сих пор в отечественном законодательстве отсутствовали нормы, позволяющие гражданам реструктурировать просроченную задолженность либо очиститься от долгов, пройдя процедуру банкротства. Сейчас появилась законодательная возможность получить долговую передышку либо вовсе избавиться от долгов, а у банков – взыскать необходимую сумму и списать безнадежные обязательства. 

 

А какие задачи вы ставите перед собой на весеннюю сессию?

Экономический кризис убедил, что в нашей стране ряд институтов финансирования оказались нежизнеспособными. Для многих проектов у частных банков или не хватает капитала, или они им неинтересны, либо, к сожалению, недостаточен уровень профессионализма менеджмента. Мы продолжим работу по совершенствованию корпоративного законодательства и законодательства о банкротстве, чтобы все возможные изменения положительно сказались на укреплении банковской системы, увеличении объемов кредитования, а также на оздоровлении кредитных организаций, заемщиков и вкладчиков. 

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск