Рейтинг@Mail.ru
Курс

Умные инвестиции

Технологии будущего – в руках партнеров ВТБ

Экономисты давно подсчитали, что самыми выгодными являются вложения в высокотехнологичные производства, те самые проекты, которые в будущем полностью изменят нашу жизнь. Американцы утверждают, что каждый доллар, затраченный на национальную космическую программу США, дает экономике страны $100 дохода. У ВТБ богатый опыт работы с «умными» предприятиями. Вот только три примера партнерских проектов, уже громко заявивших о себе.

Фото: ALAMY/ТАСС

Текст: Леонид Ситник

Небесная механика

Один из самых значимых для страны высокотехнологичных проектов, которые осуществляются при финансировании ВТБ, – это разработка и изготовление навигационных спутников нового поколения «ГЛОНАСС-К». Работает над ними предприятие «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва». С помощью этих спутников Россия сможет бороться за достойное место на мировом рынке навигационных услуг. 

Все знают о военных корнях спутниковой навигации, но мало кто задается вопросом: зачем рядовому пользователю нужен ГЛОНАСС, если уже существует американская GPS? Оказывается, польза есть, и немалая. Во-первых, ГЛОНАСС лучше работает в северных широтах. Спутники GPS запускаются на орбиту с наклонением около 55 градусов. То есть они никогда не залетают севернее 55-й параллели, а это широта Москвы. Орбиты ГЛОНАСС имеют наклонение около 65 градусов, а потому залетают на север (и на юг) куда дальше. Об этом хорошо знают, к примеру, в Норвегии и Швеции. Российская система там превосходит по точности и доступности американскую.

Сборка спутника «ГЛОНАСС-К»
Фото: АЛЕКСАНДР КРЯЖЕВ/РИА НОВОСТИ

Во-вторых, для навигационных измерений необходимо, чтобы в прямой видимости находились как минимум четыре спутника. В чистом поле это не проблема. Но в горах, зоне высотной застройки, в лесу или при грозовой погоде сектор «чистого неба» резко сужается, и вполне может оказаться, что в определенный момент времени необходимых четырех спутников GPS не будет видно. Вероятность того, что в тот же момент не будет видно и четырех спутников ГЛОНАСС, гораздо меньше. Именно поэтому, к примеру, Федеральное агентство связи США намерено использовать сигналы ГЛОНАСС вместе с GPS в службе спасения «911». Да и в обычной ситуации, если электронный «сусанин» в вашем автомобиле имеет двухсистемный чип, вероятность его «зависания» где-нибудь под эстакадой значительно уменьшается.

Наконец, при совместном использовании ГЛОНАСС и GPS повышается еще и точность навигации. ГЛОНАСС для гражданских пользователей в настоящее время позволяет определить местоположение с погрешностью в 2,8 м, GPS – 1,8 м. Но это усредненные цифры. Если американские спутники выстроятся в неудачную конфигурацию на небосклоне, то может оказаться, что в данный момент времени ГЛОНАСС в конкретном месте окажется точнее GPS, поэтому средняя точность измерений для двухсистемных навигаторов повышается до 1–1,5 м. Сегодня большинство производителей бытовой электроники (в их числе Apple, Nokia, Samsung, LG, Sony) оснащают свои гаджеты двухсистемными навигационными чипами GPS/ГЛОНАСС, то есть российский сигнал уже стал, по сути, международным стандартом. 


Фото: Евгений БИЯТОВ/РИА НОВОСТИ

Но конкуренты не дремлют: уже введены в эксплуатацию европейская спутниковая сис­тема Galileo и китайская «Компас», над собственными «путеводными звездами» работают Индия и Япония. Именно поэтому жизненно важно поддерживать на конкурентоспособном уровне характеристики ГЛОНАСС, и прежде всего точность. Как раз помочь в этом вопросе призваны аппараты третьего поколения «ГЛОНАСС-К». 

Гарантийный срок их активного существования вырос до 10 лет против 7 лет у спутников «ГЛОНАСС-М» предыдущего поколения. «ГЛОНАСС-К» создается с использованием электроники только отечественного производства в отличие от «ГЛОНАСС-М», в котором применялись французские компоненты. «ГЛОНАСС-К» изготовлен на основе негерметичной платформы, благодаря чему удалось снизить его массу до 935 кг вместо 1415 кг у старого спутника, «ГЛОНАСС-М», поэтому запускать новый аппарат можно не тяжелой ракетой-носителем «Протон», а с помощью более дешевого «Союза» среднего класса. Это снижает затраты на запуск в два раза. 

Но главное – мощность электропитания «ГЛОНАСС-К» за счет новых солнечных батарей с арсенид-галлиевыми преобразователями возросла с 1,4 до 1,6 кВт (площадь батарей при этом уменьшилась вдвое), что в перспективе даст возможность подключать дополнительное оборудование. А оно, в свою очередь, к 2020 году улучшит точность навигации до 1,6 м, а впоследствии – до 60 см. В настоящее время на орбите проходят испытания два первых спутника нового поколения. 

В цехах НТЦ КАМАЗа собирают не только гоночные грузовики,
но и экспериментальную технику
Фото: АЛЕКСЕЙ НАСЫРОВ/РИА НОВОСТИ

Рождение автомобиля

Спустимся с небес на землю. Здесь также происходит немало интересного. Один из самых успешных спортивных проектов России – гоночная команда «КАМАЗ-Мастер», 13-кратный победитель ралли-рейда «Дакар». Базой для команды служит Научно-технический центр КАМАЗа в Набережных Челнах, построенный при участии ВТБ. Однако спорт лишь часть задач центра. В 2015 году из его цехов вышла сенсационная новинка – беспилотный грузовик. 

Разработка автомобилей-роботов сейчас активно ведется во всех развитых странах. За счет исключения человеческого фактора беспилотный транспорт будет безопаснее традиционного, а автоперевозки станут дешевле железнодорожных. Ведь сейчас около 35% всей их стоимости уходит на зарплаты водителям, которым нужно еще и отдыхать в дороге. Робот же способен крутить «баранку» 24 часа в сутки. Потенциал нового рынка в мировом масштабе оценивается в $600 млрд к 2035 году. Для российского автопрома жизненно важно обеспечить свое присутствие на нем.

Внешне беспилотный КАМАЗ
мало отличается от серийного
Беспилотный КАМАЗ – это шасси серийного полноприводного КАМАЗ-5350, оборудованного средствами технического зрения: видео­камерами, радарами, лазерными сенсорами и датчиками спутниковой навигации, а также автоматической системой управления, разработанной российской компанией Cognitive Technologies. Автомобиль был собран в цехах НТЦ летом 2015 года, а в октябре был представлен публично.

Любопытно, что, по словам главы Cognitive Technologies Ольги Усковой, устройства, которыми сегодня оснащают беспилотные КАМАЗы, увеличивают базовую стоимость грузовика всего на 15–20%. Если же убрать кабину, а это 30% себестоимости всей машины, то производство беспилотного грузовика, наоборот, станет дешевле.

Беспилотный КАМАЗ способен на скорости до 60 км в час самостоятельно объезжать как неподвижные, так и движущиеся препятствия, распознавать дорожную разметку и знаки, а также двигаться в колонне. Ожидается, что в 2022 году его можно будет запустить в серийное производство, а появление новинки на дорогах планируется после 2025 года. 

Разумеется, впереди долгий и сложный период испытаний. В 2019 году КАМАЗ планирует запустить на территории предприятия опытную партию автороботов для внутренних перевозок. «Мы сегодня на внутризаводских перевозках используем 300 единиц транспорта и считаем, что переход на беспилотники позволит в два раза снизить это количество», – говорит генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин.

Автороботами занимаются многие компании в мире, однако у КАМАЗа уже наметились конкурентные преимущества в сравнении с аналогами BMW, Daimler или Google. Западные разработчики ориентируются на создание инфраструктуры, «умных» дорог, оснащенных видеосистемами и радарами. По известным причинам ждать, пока в России дороги «поумнеют», слишком долго, поэтому наши специалисты опираются прежде всего на техническое зрение, которое позволит автономному транспорту двигаться по обычной дороге и даже по бездорожью. Недаром в качестве испытательной платформы выбран трехосный вездеход. 


Фото: THINKSTOCK/GETTY IMAGES RUSSIA

50 проектов ведет в настоящий момент Фонд перспективных исследований

Фонд научной фантастики

Во всем мире хорошо известна аббревиатура DARPA – Агентство по перспективным оборонным научно-исследовательским разработкам США. Именно ему приписывают изобретение Интернета, спутниковой навигации, самолета-невидимки и беспилотников. Между прочим, непосредственной причиной создания этой организации стал запуск первого советского спутника в 1957 году. Задача агентства – поддержка проектов, которые кажутся слишком фантастичными, чтобы «солидные» организации занимались ими. Аналоги DARPA ныне появились во многих странах. Россия – не исключение: в 2012 году по указу президента РФ возник Фонд перспективных исследований (ФПИ), тут же прозванный «русским DARPA». Однако у организации, подписавшей в 2015 году договор о сотрудничестве с ВТБ, весьма амбициозные цели. «Мы ставим себе задачу работать так, чтобы агентство DARPA именовали не иначе как «американский ФПИ», – заявил генеральный директор фонда Андрей Григорьев. 

В настоящий момент фонд ведет 50 проектов. Каждый из них достоин отдельной статьи, так что придется перечислить лишь наиболее интересные направления исследования. Среди них, к примеру, создание носимых устройств для преобразования энергии тепла и движения людей в электрическую. Ведь средний человек, поднимаясь по лестнице, развивает мощность порядка 60 Вт, а 1,5–2% этой величины достаточно для работы мобильного телефона.

Генеральный директор ФПИ Андрей Григорьев рассказывает о работе фонда
Дмитрию Медведеву и Дмитрию Рогозину
Фото: АЛЕКСАНДР АСТАФЬЕВ/ТАСС

Фонд перспективных исследований уже прозвали «русским DARPA». Андрей Григорьев комментирует: «Мы ставим себе задачу работать так, чтобы агентство DARPA именовали не иначе как «американский ФПИ»

Еще одно любопытное направление исследований – создание технического устройства, имитирующего зависание птиц и насекомых. Колибри могут развивать скорость до 100 км/ч. При сопоставлении с размерами птички-невелички получаем скорость в четыреста корпусов в секунду! Это больше, чем у космического челнока, входящего в атмосферу Земли. И при этом колибри способна зависать в воздухе и двигаться вбок и назад с точностью, не доступной ни одному вертолету. Освоение подобной техники сулит немалые преимущества.

Но все это лишь цветочки. В сфере интересов фонда, к примеру, создание квантовых компьютеров. В качестве элементной базы в них работают отдельные атомы. Преимущества квантового компьютера наглядно демонстрирует такой тест: чтобы разложить на два множителя 250-значное число, обычному компьютеру потребуется порядка одного миллиона лет, а квантовому компьютеру – несколько минут. Подобные алгоритмы открывают новые возможности, например, для поиска информации в Интернете.

Об уровне других исследований, перспективы которых прощупывает ФПИ, достаточно красноречиво говорят их названия: замедление биологического времени, «жидкостное» дыхание для подводников, искусственные мышцы для роботов, дополнительные «органы чувств» для человека, создание цифровых моделей головного мозга и моделирование его работы в системах искусственного интеллекта, технологии самодонорства, разработка «самособирающихся» композиционных материалов и многое другое. Если хотя бы часть из них в итоге будет введена в массовое употребление, современные фантастические фильмы вряд ли покажутся такими уж далекими от реальности.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск