Рейтинг@Mail.ru
Страна

Универсальный агент

Антон Мусатов: «Назовите мне любую отрасль, и я скажу, как применить в ней факторинг»

Несмотря на то что российский рынок факторинга давно разменял второй десяток, многие компании еще не успели на своем опыте ощутить преимущества этого финансового инструмента. Одна из причин – стереотип, что факторинг применяется только в торговых сделках. Но это заблуждение. О том, что факторинг можно использовать практически в любых отраслях, как никто иной, знает генеральный директор ВТБ Факторинг и глава Ассоциации факторинговых компаний России Антон Мусатов.


Факторинг тем и интересен, что позволяет, как говорится, убить двух зайцев – получить деньги и снизить риски ведения деятельности, разделив их с факторинговой компанией

Способ снизить риски 

 

Для каких компаний может представлять интерес факторинг?

Факторинг может быть интересен компаниям из любых отраслей: как поставщикам, которые предоставляют покупателям отсрочку платежа, так и покупателям, заинтересованным в постоплате.

 

В чем суть факторинга и как работает этот инструмент?

Схема проста. Поставщик отгружает товар или оказывает услуги покупателю на условиях отсрочки платежа. Факторинговая компания вместо покупателя перечисляет поставщику денежные средства за поставленную продукцию. Так образом, покупатель должен деньги за товар не поставщику, а факторинговой компании. В результате все довольны: поставщик получает деньги за товар сразу при отгрузке, покупатель получает отсрочку платежа, а факторинговая компания – комиссию за свои услуги. 

Это еще не все. Имея возможность работать с покупателями на условиях отсрочки платежа, поставщик привлекает дополнительных клиентов. При этом у него не возникают кассовые разрывы и недостаток оборотных средств, а уступка коммерческого долга положительно сказывается на «карте здоровья» баланса: ­благодаря уступке дебиторской задолженности ­общий уровень кредитной нагрузки не повышается. 

Одни называют факторинг пунктом обмена накладных на деньги, другие – средством снизить риски, третьи – способом беззалогового финансирования оборотного капитала. Для финансового директора факторинг – это источник фондирования, для коммерческого – инструмент роста продаж, для директора по закупкам – возможность снижения стоимости продукции. Инструмент действительно многогранный, он может встроиться практически в любой бизнес и его потребности.

 

Факторинг – это не просто деньги, но и минимизация рисков. Сегодня это очень важно. Для компаний, которые обращаются к факторингу, что важнее – получить деньги или защитить себя от риска?

Зачем вы приходите в ресторан – поесть или попить? Или чем вы предпочитаете обычно пользоваться за обедом – ложкой или вилкой? Думаю, ответ очевиден – понятия, как правило, неотделимы. Этим факторинг и интересен: позволяет, как говорится, убить двух зайцев – получить деньги и снизить риски ведения деятельности, разделив их с факторинговой компанией.

 

В каких отраслях факторинга «больше»?

Факторинга однозначно «больше» в торговле. Дело в том, что долгое время считалось, что этот инструмент предназначен для торговых сделок, но это заблуждение. Факторинговым компаниям проще работать в знакомом сегменте – по накатанной схеме. Ведь осваивание новых ниш требует усилий, времени, квалификации. 

Факторинг можно использовать в абсолютно любых сделках. Главное условие – наличие текущей или будущей отсрочки платежа. Я всегда говорю: назовите мне любую отрасль и я скажу, как применить в ней факторинг. К примеру, недавно мы профинансировали производство нескольких телесериалов для одного из федеральных телеканалов. Факторинговое финансирование покрывает полный цикл производства продукта: от момента согласования концепции с заказчиком до выхода готового продукта в эфир. 

С помощью ABL-финансирования ВТБ Факторинг реализовал уникальную сделку
с группой Sollers на плановый объем финансирования в размере 200 млрд руб. в течение семи лет

Цена вопроса

 

От каких параметров зависит стоимость факторинга?

Стоимость зависит от качества контрагентов, объема и срока сделки, операционной нагрузки по количеству уступаемых денежных требований. Мы оцениваем как поставщиков, так и дебиторов – это тот уровень риска, который мы на себя принимаем.

Расходы по сделке поставщик и покупатель могут поделить пополам или в разных пропорциях, либо расходы берет на себя одна из сторон. Мы можем все. Ну или почти все. Мы здесь не ограничены. Все будет зависеть от реальной потребности конкретных поставщика и покупателя. Мне часто задают вопрос: что дешевле – факторинг или кредит? На это я всегда отвечаю, что эти инструменты некорректно сравнивать, так как кредит – это деньги, которые нужно вернуть, а факторинг – это не только деньги, но и инструмент снижения рисков. 

 

ВТБ Факторинг работает с крупными компаниями, при этом клиенты группы ВТБ – в приоритете. Почему выбран именно этот сегмент?

Да, мы ориентированы на работу с крупными компаниями в любой отрасли, которые выступают в роли поставщиков или покупателей, с годовой выручкой от 10 млрд руб., дебиторской или кредиторской задолженностью от 100 млн руб. на одного контрагента и с отсрочкой платежа до одного года. Вот портрет нашего типового клиента.

Почему именно крупный сегмент? Это один из «китов» экономики страны – «фабрики, заводы, пароходы». С одной стороны, эти компании нужно поддерживать и развивать, с другой  – не любой банк, тем более не любая факторинговая компания может это организовать. Все дело в возможностях, вернее, в достаточности этих возможностей. Ведь с крупными компаниями непросто: здесь всегда сложные, тщательно проработанные, с нестандартными подходами и даже находками сделки. ВТБ Факторинг, как дочерняя компания одного из крупнейших госбанков, этими возможностями обладает. Для нас важно поддерживать не просто коммерческие проекты, а проекты, играющие важную стратегическую роль для страны. Такие проекты реализуются, как правило, крупными компаниями.

«Звание лидера обязывает, накладывает определенную ответственность, поэтому для нас важно не просто увеличивать показатели, но и внедрять на российском рынке те инструменты, которые ранее здесь не использовались»

Что касается средних компаний. Мы их тоже поддерживаем. Ведь у крупных компаний, которые являются нашими клиентами, есть немало контрагентов из среднего бизнеса – как поставщиков, так и их покупателей. 

Теперь о приоритетах. Группа ВТБ предоставляет конструктор из различных финансовых инструментов. Факторинг – деталь этого конструктора. И клиенты группы для нас действительно в приоритете. 

Возможность работать в крупном сегменте и с клиентами группы ВТБ – наше большое конкурентное преимущество. Как говорится в одной известной фразе, «выбирайте самый сложный путь, и вы не встретите на нем конкурентов».

 

ВТБ Факторинг – лидер рынка по всем основным показателям. Благодаря чему удается расти, ведь в целом рынок снижается?

Сегодня, в условиях текущих реалий, мы видим несколько наших ключевых конкурентных преимуществ. Наша формула успеха: поддержка группы ВТБ и практически неограниченный доступ к фондированию, большой опыт управления рисками, опытная и сплоченная команда, современные ИТ-решения, высокий уровень сервиса.

Мы работаем в нескольких направлениях: увеличиваем объемы финансирования текущих клиентов, привлекаем новых, прежде всего среди клиентов банка ВТБ, для которых у нас есть ценовые преференции, а также осваиваем новые рыночные сегменты.

Кроме того, мы активно развиваем международный факторинг. Это стало возможным благодаря присутствию дочерних банков и компаний ВТБ более чем в 20 странах мира. Сейчас сотрудничаем с Арменией, Азербайджаном, Грузией, смотрим на перспективный Юго-Восток – Китай, Вьетнам.

ВТБ Факторинг
Итоги за 9 месяцев 2015 года




Расширяя границы

 

Уделяете ли вы внимание регионам? Какие регионы, на ваш взгляд, более открыты для факторинга?

Если в Москве о факторинге знают почти все, то в регионах – немногие. За пределами Москвы и Санкт-Петербурга на сегодняшний день уровень проникновения факторинга значительно ниже. В этом мы видим серьезные точки роста как для нашего бизнеса, так и для региональных компаний: для них это отличная возможность получить благодаря использованию факторинга серьезный импульс для укрепления позиций на региональных рынках и выхода на федеральный или даже международный уровень. В регионах мы представлены в 17 городах. Хороший потенциал мы наблюдаем на Дальнем Востоке, связываем это с благоприятной геополитической ситуацией для данного региона.

 

Помимо того что ВТБ Факторинг является лидером, у компании еще репутация новатора. Что интересного, нового для рынка удалось реализовать в этом году?

Звание лидера обязывает, накладывает определенную ответственность, поэтому для нас важно не просто увеличивать показатели, но и внедрять на российском рынке те инструменты, которые ранее здесь не использовались. К примеру, в этом году мы привели в Россию ABL-финансирование – вид небанковского торгового финансирования, который появился в США в 1980-х годах. Представляет собой комплекс услуг, в том числе финансирование, обеспеченное дебиторской задолженностью, материальными и нематериальными активами. С помощью ABL мы реализовали уникальную сделку с группой Sollers на плановый объем финансирования в размере 200 млрд руб. в течение семи лет. В рамках соглашений мы финансируем ежегодные поставки до 50 000 автомобилей УАЗ официальным дилерам. Или другой пример. Финансирование производства телесериалов для одного из федеральных каналов – уникальная сделка как для факторингового, так и для медиарынка. Также в этом году мы успешно реализовали проект EDI-факторинг совместно с X5 Retail Group и компанией Edisoft для финансирования поставщиков «Перекрестка», «Пятерочки» и гипермаркетов «Карусель» на основании юридически значимого пакета электронных документов по поставкам. Решение позволило полностью отказаться от бумажного документооборота между всеми участниками факторинговой сделки: поставщиками, торговой сетью и фактором, что существенно повлияло на снижение стоимости и повышение скорости бизнес-процессов. 

ВТБ Факторинг живет завтрашним днем и ориентируется на те сегменты, где факторинг еще не получил широкого распространения. Мы уверены, что почти любой бизнес может получить добавленную стоимость за счет применения факторинга.

 

Насколько, на ваш взгляд, факторинг востребован среди российских компаний?

В России доля факторинга в ВВП страны составляет порядка 2,5%, или около 2 трлн руб. оборота уступленных по факторингу денежных требований, на Западе этот показатель на порядок выше. Это говорит о том, что в нашей стране факторинг еще не так популярен. К сожалению, многие топ-менеджеры просто не знают о подобной форме финансирования, поэтому можно констатировать, что факторинг в России востребован, но еще не всеми распробован. 

Финансирование ВТБ Факторингом производства телесериалов для одного из федеральных каналов – уникальная сделка не только для факторингового рынка, но и для медиарынка тоже
Фото: THINKSTOCK/GETTY IMAGES RUSSIA

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск