Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Серов во всей полноте

Третьяковская галерея создала выставку-блокбастер

«Конечно, я была очень рада, когда Валентин Александрович решил написать мой портрет. Но на улице лето, все гуляют, а мне приходится по нескольку часов в день сидеть неподвижно», – жалуется зрителям, теребя лежащие перед собой персики, милая школьница с «ожившей» картины знаменитого художника Валентина Серова. Видео-тизер выставки, посвященной творчеству легендарного мастера и проходящей при поддержке ВТБ, набрал в Интернете больше 100 000 просмотров.

Фото: ГЕННАДИЙ ГУЛЯЕВ/КОММЕРСАНТЪ

Весь юбилейный проект получился очень технологичным и современным: помимо рекламного ролика для «Ютьюба», организаторы сделали еще и массивный каталог для планшета. Их усилия, конечно, не были напрасны. Но экспозиция в Третьяковской галерее и без того наделала много шума. 

Просто не попасть

Успех смотра, посвященного 150-летию со дня рождения Серова, превзошел все ожидания. Очереди на 200 метров ежедневно выстраивались перед зданием на Крымском Валу. Выставку ежедневно посещали около 4000 человек – это абсолютной рекорд для Третьяковки, ни одна похожая история не собирала такого количества посетителей. Только за первую неделю картины Валентина Серова посмотрели 25 000 ценителей прекрасного. 

«Выставка Серова – это такой долгожданный проект, над которым трудился огромный коллектив. Для многих из нас он любимый художник, поэтому вдвойне приятно и трогательно, что нашу любовь разделяет такое количество людей. Все рекорды побиты, такого старта у нас никогда не было», – прокомментировала сложившуюся ситуацию информационному агентству ТАСС заместитель директора Третьяковки Марина Эльзессер.

Лицезреть выдающееся наследие классика в московскую «Ночь искусств» пришло в два раза больше людей, чем на подобную акцию в прошлом году. И музей, войдя в положение стремящихся к искусству, даже продлил часы своей работы: к длинным четвергам, пятницам и субботам прибавилось также длинное воскресенье – в эти дни экспозиция работала допоздна, до девяти часов вечера. Особенно приятен тот факт, что это не «хитовый» западный проект, а наше, свое, родное…

Портрет Федора Шаляпина
кисти Валентина Серова
Фото: Евгения НОВОЖЕНИНА/РИА НОВОСТИ

История в лицах

Римский-Корсаков, Мамонтов, Левитан, Шаляпин… Самый значительный портретист эпохи создавал образы и выдающихся современников, и простолюдинов. Собрание его работ  – настоящая летопись лиц. Неслучайно Валерий Брюсов писал: «Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя». 

Даже неподготовленный зритель знает, что для Серова главным жанром был портрет, но создатели выставки смогли удивить даже искушенных искусствоведов. Все творчество великого портретиста разбили по этажам: первый – живопись, второй – графика, третий – театр и иллюстрации. Именно здесь был представлен ставший маленькой сенсацией данной ретроспективы грандиозный занавес для балета «Шехерезада» на музыку Н.А. Римского-Корсакова (из собрания М. Ростроповича и Г. Вишневской). Этот, пожалуй, самый грандиозный экспонат  – 24 квадратных метра! – создан по эскизам Серова для «Русских сезонов» Дягилева в начале прошлого века. 

Журналисты сравнивали экспозицию с многоактным спектаклем, рассказывая о драматургии, главных и второстепенных персонажах. Редкий критик, анализируя богатое наследие, не проследил путь одной из самых интересных творческих индивидуальностей в истории русского искусства: от девочки с персиками, которая стала эмблемой проекта, до балерины Иды Рубинштейн и княгини П.И. Щербатовой (ее портрет – последняя, неоконченная работа художника). Неожиданным для многих предстает Серов-карикатурист. 12 листов с карандашными рисунками к басням Крылова уже окрестили предтечей современной анимации…


Фото: ГЕННАДИЙ ГУЛЯЕВ/КОММЕРСАНТЪ

Серов, самый значительный портретист эпохи, создавал образы и выдающихся современников, и простолюдинов. Собрание его работ – настоящая летопись лиц. Неслучайно Валерий Брюсов писал: «Портреты Серова срывают маски, которые люди надевают на себя»

Шедевры со всего мира

Юбилейная выставка получилась по-настоящему масштабной. Работы собраны из разных городов и стран, из 4 зарубежных и 25 российских музеев, а также из 9 частных коллекций. Из национальной галереи Армении привезли портрет Марии Акимовой – представительницы знатного, но обедневшего дворянского рода. Из художественного музея Беларуси доставили изображение Ольги Тамара. Отдельные картины автора редко экспонировались, о некоторых не знали даже самые ярые поклонники творчества Серова, например, о портрете Александра III, который хранится в Дании. 

С Данией пришлось долго договариваться: полотно с изображением царской особы выписывали из штаб-квартиры Королевской гвардии, где оно находится много лет. Это не музей, возникли сложности: картину никогда ранее не выдавали. Не было даже практики оценки, не говоря о страховке и перевозке. Руководители Третьяковской галереи прибегли к помощи зарубежных коллег, которые взялись за решение сложных вопросов, помогло и посольство Дании в Российской Федерации. Когда в итоге все получилось, на открытие ретроспективы приехал и датский посол. Интересно, что саму работу Серов писал уже после смерти Александра III – по фотографии, а в Копенгаген ездил специально – ради ландшафта. Портрет заказала вдовствующая императрица Мария Федоровна в подарок своему отцу – королю Кристиану IX. 

Занавес для балета «Шехерезада» на музыку
Римского-Корсакова (из собрания Ростроповича и Вишневской)
Есть на выставке портреты и других царственных особ. Император Николай II изображен чуть ли не «в домашнем» – в простой тужурке Преображенского полка; эту картину зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Серов меньше всего хотел быть придворным живописцем, но от такого заказа отказаться, конечно, не мог. 

Художник работал в необычной манере – подолгу и в несколько слоев краски. «Девочку с персиками» он создавал на протяжении двух месяцев, трудясь по пять часов в день. Из-за этого почти все работы мастера оказались удивительно хрупкими – на многих уже есть трещинки, и осуществлять транспортировку шедевров оказалось непросто. Музейные работники использовали специальные ящики с рессорами, смягчающими резкие движения при переезде. 

Портрет Иды Рубинштейн – отражение темы «жизни напоказ»,
увлекавшей Серова в поздний период творчества
Фото: ГЕННАДИЙ ГУЛЯЕВ/КОММЕРСАНТЪ

Тем не менее это не полная коллекция творчества Серова. В число экспонатов не вошло и «Похищение Европы». Монументальное панно долго находилось в музее на временном хранении, но денег на его покупку в итоге так и не нашлось. Нынешний владелец работы – Вячеслав Кантор – предоставить ее отказался. Не попали в экспозицию портреты Марии Цетлин и четы Грузенберг, а также некоторые другие вещи, проданные в последние годы на аукционах за сенсационные суммы и сделавшие Серова одним из самых дорогих русских художников. Но того, что есть, более чем достаточно!

Валентин Серов, сын знаменитого композитора и известной пианистки, не брался за неинтересные для него заказы. Однако тех, кого писал, изучал досконально. Многие боялись позировать автору «злых», как говорили, портретов. Ведь он легко мог препарировать, обнажить то, чего его модели стеснялись больше всего. Всю жизнь Серова сопровождали конфликты с моделями, но вместе с тем его неслучайно называют отцом всех русских художников, соотносят с Тицианом, Веласкесом, Рембрандтом, а истоки его психологизма ищут во влиянии маститого Репина… 

Экспозиция в Третьяковской галерее решена так, что зритель может увидеть, как развивался художник, его эволюцию – синтез русского и европейского, движение от импрессионизма к экспрессионизму... И не только это, а всю жизнь на сломе эпох, весь исторический контекст его творчества.  

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск