Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Черным по черному

На «квадрат» пролили новый цвет

Год столетия «Черного квадрата» Казимира Малевича ожидаемо породил множество информационных поводов, связанных с именем знаменитого авангардиста. Но мог ли кто-то предположить, что новости, пришедшие из Третьяковской галереи, будут настолько сенсационными?


В свое время Малевич вывел из темной геометрической фигуры на холсте целое новое направление, которое назвал супрематизмом, открыв таким образом свою художественную школу

Праздник века

«Черный квадрат» многие не понимают. Мало кого устраивает классическое объяснение: это точка, венец всему, конец искусства и в то же время начало постмодернизма. В свое время Малевич вывел из темной геометрической фигуры на холсте целое новое направление, которое назвал супрематизмом, открыв таким образом свою художественную школу. 

В год столетия культовой картины музеи и галереи всего мира практически дрались за право выставить ее у себя, но руководство Третьяковской галереи, которую активно поддерживает ВТБ, решило оставить абстракцию в родных пенатах. «Черный квадрат» находится в постоянной экспозиции, его можно снять только на очень короткий срок. Это и было сделано для проведения всестороннего исследования, включая рентген и химический анализ на лазерном бесконтактном приборе. 

Казимир Малевич, автопортрет

Тайна «Квадрата»

Оказалось, что у легенды – двойное дно. Изначально Малевич написал кубофутуристическую композицию, потом протосупрематическую и уж только после этого сам квадрат. Таким образом, под ним оказалось сразу два изображения. Кроме того, на одном из белых полей обнаружили надпись «битва негров» и еще одно неразборчивое слово. Сотрудники музея предполагают, что это слово «ночью». Забавный, а может быть, и досадный факт: благодаря написанному словосочетанию выяснилось, что все эти годы «Черный квадрат» висел перевернутым. 

Надпись заинтриговала публику, сразу возникли гипотезы ее появления. Одна из них отсылает к другому произведению – картине Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью». Такой диалог художников. Другая гипотеза прозаичнее: оставить начертание из трех слов мог кто угодно, в том числе и какой-нибудь посетитель выставки в декабре 1915 года, ведь буквы нанесены карандашом поверх красочного слоя. 

Но исследователи склонны сделать вывод, что написал фразу все-таки сам автор шедевра: «У Малевича сложный, запутанный почерк, и отдельные буквы пишутся одинаково: «н», «п» и даже «и» в некоторых текстах очень близки по написанию», – рассказала прессе сотрудница Третьяковской галереи Екатерина Воронина. В пользу этой версии говорит и тот факт, что шуточные надписи на полях были в то время популярны у художников-футуристов. Она устроит и тех ценителей искусства, кто не принимает Казимира Малевича вместе с супрематизмом. Мол, работа эта всего лишь юмористический жест, который все эти годы нуждался не в трактовках, а в разгадке с натуральным подтекстом. 

Директор Третьяковской галереи
Зельфира Трегулова
Фото: СЕРГЕЙ ПЯТАКОВ/РИА НОВОСТИ

Чернее черного

Но специалисты объясняют наличие нескольких картин в одной банальной нехваткой чистых холстов у мастера. Когда он писал «Квадрат», кубофутуризм уже не был для него актуален, а протосупрематизм как раз свидетельствует о поисках. Какая может быть концепция, когда предыдущую картину не видно? Если художник зарисовывает свою работу (тем более кроющей краской), значит, она ему не нужна и не важна.

Казалось бы, этих сенсационных данных достаточно, но также выяснилось, что классик приложил немало усилий, чтобы добиться глубокого черного цвета, а при создании картины работал пальцами! Об этом свидетельствуют отпечатки, найденные на холсте. Исследователи обнаружили, что трудился над творением Малевич с помощью разных по составу красок: смешивал арсенит меди и жженую кость – и в итоге получил многосоставный темный цвет. А это значит, что, насколько и как черен черный квадрат, ему было не безразлично. Казимир Северинович смешивал краски пальцами, а не кистями, а потом ими же буквально «лепил» картину.

«Это только первый этап исследования, связанного конкретно с «Черным квадратом». Чтобы сделать какие-то выводы, нам нужно расширить анализ супрематических ранних работ Малевича, которые хранятся в Русском музее и в нескольких других собраниях», – заявила на пресс-конференции директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

К. Малевич «Красный квадрат»,
1915 год
Первый на очереди – «Красный квадрат», тоже написанный в 1915-м. Это самый близкий к «Черному квадрату» по времени создания проект Малевича. Также никогда не исследовался белый квадрат – супрематическая композиция «Белое на белом» из нью-йоркского Музея современного искусства. Что же касается еще двух повторений «Черного квадрата» (а всего таких квадратов, как известно, четыре), то здесь эксперты не ждут никаких открытий. Эти полотна задумывались как копия первого, и никаких поисков законодатель экспериментальной живописи уже не вел.

Новые сведения всполошили и рынок современного искусства – «Черный квадрат» заметно увеличился в цене. Согласно данным аукционного дома Sotheby's, стоимость картины на сегодня составляет порядка $20 млн. Но, как бы там ни было, образец авангардизма находится в музее и не продается.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск