Рейтинг@Mail.ru
Курс

Страховка на будущее

Рынок ищет новые возможности

Вслед за мировой и российской экономикой отечественный рынок страхования тоже замедляется. Чтобы остаться на плаву, компаниям приходится переориентировать свой бизнес, искать новые направления, возможности и даже партнеров. Не исключено, что всего за несколько лет отрасль существенно изменится.

По большому счету тревогу бить еще рано: ситуация на страховом рынке все-таки не критическая. Учитывая отсутствие позитивной экономической динамики, общую политическую «нервозность», замедление роста ВВП (который уже спустился на уровень ниже 1% за последний год) и резкий скачок курса валют, показатели страхового бизнеса России выглядят вполне позитивно: за 2013 год прирост рынка составил 11,3%. 

С другой стороны, эксперты не спешат успокаивать участников рынка: в ближайший год умеренно-оптимистичный прогноз обещает прирост в пределах 7–8%. И по их словам, это не причина всех проблем, а только следствие тех вопросов, что назревали в отрасли достаточно долгое время.

БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ

Традиционным видом деятельности во всем мире считается автострахование. Ведь неслучайно первой покупкой самого известного в мире инвестора, Уоррена Баффета, более 60 лет назад была компания, специализирующаяся именно на страховании машин. И вместо того чтобы забыть о ней, когда в конце 1990-х годов Geico была на грани банкротства, один из самых богатых людей на планете, наоборот, спас ее и в итоге сделал вторым игроком на рынке страхования США.

 В России два вида автострахования – каско и ОСАГО – занимают 38% всего страхового рынка. К слову, именно поэтому любое замедление в данном сегменте традиционно играет значительную роль для всего рынка. С изменением курса доллара цены на машины поползли вверх, из-за чего стали снижаться продажи. Так, в 2013 году продано 2,77 млн новых автомобилей, что на 5% меньше. По прогнозу Association of European Businesses, в этом году продажи снизятся на 12%. Параллельно замедляется темп роста и рынка каско.

В БЛИЖАЙШИЙ ГОД УМЕРЕННО-ОПТИМИСТИЧНЫЙ ПРОГНОЗ ОБЕЩАЕТ ПРИРОСТ В ПРЕДЕЛАХ 7–8%

Что касается обязательной «автогражданки», то здесь ситуация еще сложнее. Поскольку закон об ОСАГО и размеры страховых премий были сформулированы еще 10 лет назад в совершенно других экономических условиях, сегодня они не соответствуют реалиям. Наблюдатели не жалеют эпитетов, называя ситуацию на рынке ОСАГО критической. В прошлом году страховщики ушли в минус в 23 регионах страны, а среднерыночное значение убыточности с учетом судебных расходов приблизилось к 100%. 

В этом году, принимая во внимание планируемое повышение тарифов по ОСАГО, ситуацию на рынке удастся немного облегчить. «В 2014 году в связи с повышением тарифов произойдет относительная стабилизация рынка ОСАГО, что позволит страховщикам некоторое время продолжать работу по этому виду страхования,  – говорится в исследовании, подготовленном агентством «Эксперт РА». – Но уже в 2015 году бóльшая часть участников рынка получит убыток по ОСАГО, надежные компании начнут сворачивать продажи, у потребителей вновь возникнут трудности с приобретением полисов ОСАГО и урегулированием убытков». 

Агентство видит дальнейший рост убыточности по этому виду в 2014 году до 103%, в 2015 году даже до 108%. «Убытки по ОСАГО получат страховщики в 50 регионах России в 2014 году и в 69 регионах в 2015 году», – прогнозируют специалисты агентства «Эксперт РА». По их оценкам, для полноценной стабилизации ситуации на рынке тарифы по ОСАГО необходимо повысить на 40–60% и скорректировать региональные поправочные коэффициенты. В противном случае, учитывая, что дополнительных факторов для роста рынка автострахования на данный момент нет, еще год-два динамика будет оставаться прежней. 

ПЛЮСЫ НА ФОНЕ МИНУСОВ

Если говорить о страховом рынке России в целом, то непростая ситуация с рентабельностью уже стала причиной консолидации рынка вокруг крупных игроков. Но  и при этом условии прибыль все равно не удается сохранить на прежнем уровне. Анализируя данные по усредненному комбинированному коэффициенту за последние три года, которые дает «Эксперт РА», можно увидеть отрицательную динамику. Если в 2011 году коэффициент составлял около 97%, в 2012-м – уже 98,8%. Сейчас он равен 99,9%. Стоит ли объяснять, что более 100% означает убыток.

При всех прочих равных условиях шансы на выживание есть у страховщиков, основная деятельность которых сосредоточена, в частности, в банкостраховании. Преимущества этого направления несомненны – возможность использовать каналы продаж банка и включать страховку в персональные пакеты финансового обслуживания клиентов. 

НЕПЛОХИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОКАЗЫВАЕТ СЕЙЧАС КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР, КОТОРЫЙ ЗАНИМАЕТ ПОЧТИ ПОЛОВИНУ ВСЕГО СТРАХОВОГО РЫНКА – 47%

Конечно, у страховщиков и здесь есть опасения, связанные с возможным снижением динамики банковского кредитования. В первую очередь это может произойти из-за санкций стран Евросоюза, поскольку банки теперь не смогут занимать за рубежом крупные суммы на долгосрочный период. Внутри же страны есть другой фактор, который потенциально может затормозить развитие: люди уже набрали достаточно большой объем кредитов. Однако пока банковский андеррайтинг допускает определенный уровень закредитованности, а значит, страховщики продолжат обеспечивать страхованием банковские сделки. Так что в настоящее время этот вид бизнеса остается одним из островков рентабельности страхования.

Хорошая ситуация, в частности, сейчас в ипотечном страховании, которое по-прежнему на подъеме. Объем задолженности по ипотеке, в том числе и до 2013 года, растет на 33% ежегодно. По итогам последнего полугодия прирост также составил 30%. В связи с этим растут рынки страхования имущества, титульного страхования и рынок страхования заемщиков, где первое место занимает ВТБ Страхование.

КОРПОРАТИВНЫЙ ДУХ

Неплохие результаты показывает сейчас также корпоративный сектор, который занимает почти половину всего страхового рынка – 47%. В последние годы страхование корпоративных рисков постепенно набирает популярность у бизнесменов – с 2010 года количество договоров выросло более чем на 16%.

Чаще всего бизнес страхует имущество: здания, спецтехнику, оборудование, товары на складе и пр. Такие страховки составляют четверть всего объема страхования юридических лиц. Достаточно большая доля договоров приходится на страхование строительно-монтажных рисков. 

«На фоне классических продуктов сегодня набирают обороты и достаточно новые для российского рынка: страхование ответственности менеджмента (D&O), страхование финансовых рисков и видов ответственности, касающихся коммерческой деятельности, а также узкоспециализированные отраслевые виды страхования», – рассказывает заместитель генерального директора ВТБ Страхование Алексей Володин. 

Страхование персональной ответственности топ-менеджмента – совсем новое для России веяние. По оценкам, этот рынок растет сейчас на 20% в год. Миноритарные акционеры поддерживают траты на такую страховку, учитывая, что она может обезопасить бизнес от неверных решений, принятых советом директоров. Правда, есть в этом направлении одно «но»: круг крупных корпораций узок, что пока ограничивает развитие такого вида страхования. Потенциально есть все основания ожидать роста интереса и со стороны менее крупных компаний. Отрицательный момент корпоративного страхования – это его зависимость от инвестиций, количество которых в условиях замедления экономики также сокращается. 

Универсальных рецептов, как пережить сложный период на страховом рынке России, нет. В каждом направлении – свои плюсы и скользкие места. Есть, правда, еще один не менее очевидный момент: сокращение расходов, автоматизация процессов и забота о рентабельности – лучшая страховка в период экономической нестабильности. 

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск