Рейтинг@Mail.ru
Страна

Военные технологии на «гражданке»

Партнеры ВТБ расширяют направления производства

На земле и в небе ВТБ кредитует оборонные предприятия. однако Большинство из них работают в интересах не одних только военных: многие концерны стали центрами перспективных гражданских технологий. Истории партнеров ВТБ – лучшее тому подтверждение.

Текст: Дарья Ветрова

ТОЛЬКО В ПОЛЕТЕ

Пожалуй, самый известный проект последних лет – пассажирский региональный самолет, разработанный дочерним предприятием холдинга «Сухой» – «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). Sukhoi Superjet 100 пришел на смену легендарным советским самолетам Ту-134 и Як-42. Они уже давно сняты с производства, поскольку перестали соответствовать современным требованиям ИКАО по выхлопам вредных веществ и шуму. SSJ-100 – уже новое поколение, первый российский среднемагистральный самолет, разработка русских инженеров.  

 

ПЕРМСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД

ВТБ финансировал проект с самого начала и по сей день оказывает полный комплекс банковских услуг компании ГСС. Банк вообще охотно поддерживает проекты по производству гражданс-кой продукции предприятиями ОПК, в частности, финансирует инвестиционные программы ведущих компаний двигателестроительной отрасли – НПО «Сатурн» и Пермского моторного завода, поддерживает работы по созданию нового двигателя – SAM-146 – для самолета SSJ-100, а также перспективного двигателя ПД-14. 

Новейший двигатель ПД-14 отвечает самым современным требованиям по безопасности полетов, экологической чистоте и экономичности. Авторство полностью принадлежит Пермскому моторному заводу, который, собственно, взял на себя все стадии производственной цепочки. Для такой масштабной работы пришлось проводить полное обновление оборудования – переходить на станки нового поколения, обеспечивающие выполнение новейших технологических процессов.

Финансирование проекта (а это почти 8 млрд руб.) ведется за счет облигационного займа ОПК «Оборонпром», организатором которого выступает ВТБ. Также банк предоставляет бридж-кредиты для покрытия инвестиционных расходов проекта в перерывах между траншами займа. 

«Пермский моторный завод сотрудничает с ВТБ с 2004 года, – рассказывает управляющий директор ПМЗ Сергей Попов. – Это не только кредитование для пополнения оборотных средств, но и зарплатный проект совместно с ВТБ24. ВТБ – один из крупнейших банков России, и для нас он всегда был и остается надежным партнером». Завод проводит сейчас политику оптимизации кредитного портфеля: в первом квартале 2014 года вместо семи банков, в которых у него были открыты кредитные линии, предприятие практически полностью перешло на обслуживание в ВТБ. 

«Нашу долгосрочную инвестиционную программу можно смело назвать амбициозной. В ее основе лежит главная стратегическая цель на ближайшие годы – создание предприятия пятого поколения. Речь идет о компании, чья деятельность ведется в соответствии с новейшими тенденциями в мировом двигателестроении, с применением инновационных материалов, прогрессивных технологических процессов и принципов организации производства», – говорит Сергей Попов. Проект предусматривает создание новых производственных мощностей вне имеющейся площадки, обеспечение необходимой инфраструктуры.

Пермский моторный завод и НПО «Сатурн» совместно с рядом других профильных предприятий входят в состав Объединенной двигателестроительной корпорации, которая сотрудничает с ВТБ с момента своего создания – с 2008 года. Для всех компаний установлены кредитные лимиты на общую сумму свыше 100 млрд руб., в рамках которых уже выдано более 55 млрд. «Что касается нашего будущего сотрудничества, то мы планируем долю ВТБ в кредитном портфеле ОДК не уменьшать, выходить на более длительные сроки кредитования и, конечно же, работать с банком в рамках существующих федеральных целевых программ», – говорит генеральный директор корпорации Владислав Масалов.

НОВЕЙШИЙ ДВИГАТЕЛЬ ПД-14 ОТВЕЧАЕТ САМЫМ СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЧИСТОТЕ И ЭКОНОМИЧНОСТИ


ВАГОНЧИК ТРОНЕТСЯ

Минимальный уровень шума, плавный ход, низкий пол и высокий уровень надежности – это уже о трамваях. Екатеринбургская «дочка» Уралвагонзавода совместно с польской PESA начала производство новых эффективных и экономичных моделей, которые заменят уже привычные, но изрядно устаревшие «чешские» вагоны. Первые поставки – 120 трехсекционных трамваев – запланированы для Москвы. 

Модернизация подвижного состава России в глобальном смысле – главная задача, которая стоит сейчас перед Уралвагонзаводом. Корпорация сегодня – безусловный лидер в России и странах СНГ по объемам выпуска грузовых вагонов. «Наша стратегия заключается в качественном росте, – рассказывает генеральный директор УВЗ Олег Сиенко. – Мы говорим о расширении модельного ряда и переходе с обычных вагонов на инновационные – с увеличенными грузоподъемностью и межремонтным пробегом». 

Олег Викторович возглавил предприятие в самый разгар финансового кризиса – в 2009 году. Вспоминает, каким серьезным испытанием стал этот период: приходилось принимать непопулярные решения, позволяющие сохранить жизнеспособность предприятия. «В период нестабильности банк ВТБ не прекратил или не ограничил отношения с корпорацией, а смог в кратчайшие сроки адаптироваться к различным политическим и экономическим ситуациям и продолжил работу в полном объеме. Отсутствие требований о досрочном погашении, повышения процентных ставок по кредитам, введения ограничений по использованию кредитных средств и многое другое – все это позволило нам в кризисный период сконцентрироваться на проблемах производства и сбыта продукции», – говорит он. 

В настоящее время совместно с ВТБ Уралвагонзавод успешно выполняет государственный оборонный заказ 2014 года и текущую инвестиционную программу по реконструкции и техническому перевооружению производства специальной и гражданской продукции. Более того, сейчас рассматривается возможность увеличения лимитов кредитования. 


ПЕРЕХОД ОДНОГО ИЗ КРУПНЕЙШИХ РОССИЙСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ГРУЗОВЫХ МАШИН НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ ПОЗИТИВНО СКАЖЕТСЯ НА ЭКСПОРТЕ НАШЕЙ ТЕХНИКИ В СТРАНЫ ЗАРУБЕЖЬЯ

БУМАГИ КАМАЗА

Еще один важнейший гражданский проект, который активно поддерживает банк ВТБ, – это организация производства автомобилей КАМАЗ экологического стандарта «Евро-4». Переход одного из крупнейших российских производителей грузовых машин на новый уровень позитивно скажется на экспорте нашей техники в страны зарубежья и на защите населения и окружающей среды России. 

Проект реализуется на площадке в городе Набережные Челны, где будет организовано промышленное производство, позволяющее выпускать до 55 000 автомобилей КАМАЗ в год. На сегодняшний день завершены этапы научных изысканий (НИОКР) и технологическая подготовка производства. На 80% завершена работа по модернизации оборудования и на 75% – по закупке оборудования. Проект планируется к завершению в июне 2015 года. 

«Самыми приоритетными проектами для нас на сегодня являются реинжиниринг автопроизводства и создание перспективного семейства автомобилей КАМАЗ, – поделился с «Энергией успеха» Сергей Когогин, гендиректор ОАО «КАМАЗ».

КАМАЗ в 2012 году выпустил облигационный займ на 2 млрд руб., организатором которого выступал ВТБ Капитал. «Несмотря на крайне волатильную рыночную конъюнктуру и отсутствие на тот момент у КАМАЗа международного кредитного рейтинга, сделка была успешно закрыта, а объем спроса превысил предложение почти на 40%. Благодаря эффективной маркетинговой стратегии, предложенной ВТБ Капитал, нам удалось осуществить размещение облигаций, полностью удовлетворившее наши пожелания», – говорит Сергей Когогин. Теперь корпорация планирует новую эмиссию – объемом уже 35 млрд руб. С ее помощью КАМАЗ рассчитывает к 2016 году довести собственную долю в сегменте магистральных автомобилей с 2 до 11%, значительно увеличить экспорт и модернизировать производство.

ВТБ Капитал также стал одним из организаторов нового выпуска. «Принимая во внимание безупречную публичную кредитную историю нашей компании, высокий международный кредитный рейтинг (Ва1 от Moody’s), наличие государственной гарантии по облигациям, а также профессионализм команды ВТБ Капитал, мы уверены в успешном размещении указанной эмиссии», – заявил гендиректор КАМАЗа.

НАУЧНАЯ БАЗА

Ни для кого не секрет, что сегодня НИОКР и модернизация производства – два ключевых фактора успеха в области ОПК и космонавтики. Поэтому ВТБ оказывает целевую поддержку развитию перспективных технологий, в том числе финансирует прикладную науку и образовательные программы. Банк предоставляет гарантии и заемные средства на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, в том числе и в рамках госконтрактов с Министерством обороны РФ, Минпромторгом РФ и Роскосмосом. 

ВТБ финансирует, к примеру, инвестиционный проект компании «Роствертол» по модернизации и освоению серийного производства уникального транспортного вертолета особо большой грузоподъемности Ми-26Т2. Объем – 2,5 млрд руб. «Роствертол» является одним из лидеров вертолетостроения в РФ и градообразующим предприятием Ростова-на-Дону.  

 

ГРУППА КОМПАНИЙ «РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА»

Кредитный лимит
15 млрд руб.
на семь лет

Предоставлено гарантий
на 5,5 млрд руб.

Другой, не менее важный партнер ВТБ – группа компаний «Российская электроника», которая консолидирует потенциал 122 предприятий электронной отрасли, занимающихся как разработкой, так и выпуском продукции двойного назначения. Поставляемые предприятиями холдинга компоненты в рамках выполнения гособоронзаказа имеют ключевое значение для поддержания обороноспособности страны, а гражданская продукция используется в медицинском и автомобильном производстве, телекоммуникационной, авиакосмической и других отраслях экономики. 

«До 2020 года мы планируем диверсифицировать наш портфель, доведя долю гражданской продукции до 50%, – рассказал «Энергии успеха» генеральный директор «Росэлектроники» Андрей Зверев.

Кроме инвестиционного обслуживания и кредитования «Росэлектроника» не так давно передала зарплатный проект в ВТБ24. «Решение о переводе принималось исходя из принципа комплексного обслуживания в группе ВТБ, а также принимая во внимание приемлемые условия для сотрудников по различным видам банковских продуктов. В целом мы позитивно оцениваем сотрудничество в этой области и надеемся на его укрепление», – говорит Андрей Зверев.


НА «ИГЛЕ»

«Искандер», «Атака», «Игла» – эти громкие российские названия мир знает не хуже автомата Калашникова. Ракетные комплексы производства Конструкторского бюро машиностроения стоят на вооружении российской армии и пользуются большим спросом за рубежом. И пожалуй, самый известный из них – переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла», которым вооружены более чем 30 стран мира. ПЗРК популярен своей простотой и высокой эффективностью. «Игла» почти всегда попадает в цель. А последняя модификация способна бороться также с беспилотниками и крылатыми ракетами.

«КБМ давно и плодотворно сотрудничает с ВТБ, – рассказывает Валерий Кашин, первый заместитель генерального директора НПО «Высокоточные комплексы» – управляющий директор и генеральный конструктор КБМ. – Первые банковские операции начались в далеком 1998 году, тогда еще во Внешторгбанке. Для предприятия в начале своей внешнеэкономической деятельности было естественно обратиться в банк, который имел такой богатый опыт в этой области. И мы до сих пор благодарны ВТБ за квалифицированную помощь, оперативное решение всех вопросов по новым для нас банковским инструментам, таким как аккредитивы и гарантии». 

За время сотрудничества с ВТБ было реализовано много значимых проектов по продаже вооружения КБМ на экспорт. Контракты со странами Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Южной Америки исчисляются сотнями миллионов долларов и евро. А в конце мая нынешнего года холдинг «Высокоточные комплексы» приобрел контрольный пакет акций Тульского оружейного завода, то есть полностью взял на себя ответственность за будущее старейшего в России предприятия по производству стрелковой и ракетной техники. 

И это далеко не все примеры сотрудничества банка ВТБ с предприятиями оборонно-промышленного комплекса, направленного на выпуск продукции военного и гражданского назначения. Контракты с этими предприятиями исчисляются многомиллиардными суммами.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск