Рейтинг@Mail.ru
Страна

Финансовая оборона

Валерий Лукьяненко: «Партнерские связи с клиентами обеспечивают для ВТБ стабильные потоки»

Оборонно-промышленный комплекс – одно из самых специфических направлений в экономике страны. Режим секретности, «закрытые» предприятия, особые технологии и консервативность бизнеса – все это осложняет и без того непростую работу с крупными заводами, обеспечивающими государственный заказ. О столь важной для безопасности страны сфере и нюансах «военно-финансового» партнерства рассказал «Энергии успеха» член правления ВТБ Валерий Лукьяненко, возглавляющий в банке департамент по работе с клиентами государственного и оборонного секторов.
Текст: Дарья Ветрова

ВОЕННАЯ «ПЕРЕЗАГРУЗКА» 

 

Валерий Васильевич, по долгу службы, так сказать, вы очень хорошо разбираетесь в военной сфере, поэтому позвольте задать стратегический вопрос: как вы оцениваете нынешнее состояние оборонно-промышленного комплекса России? Насколько предприятия загружены заказами? 

Департамент тесно работает с промышленными предприятиями, в том числе и в сфере ОПК. Так что могу сказать с уверенностью: сейчас со стороны государства делается многое в первую очередь для подъема этой промышленности. У нас есть сверхсовременные производства, программа государственного заказа смогла «перезагрузить» многие заводы. 

Судите сами: действующая государственная программа предусматривает обновление военной техники и вооружений к 2020 году на 70%. При этом с 2016 года предусмотрено начало серийного выпуска образцов нового поколения, по которым уже ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Годовой объем гособоронзаказа, согласно публикуемой информации, вырос за последние три года более чем вдвое. Это значительно увеличило загрузку производственных мощностей предприятий ОПК. В этих условиях требуется не только комплексная модернизация существующих производств, но зачастую и строительство новых технологических кластеров. 

 

Но ведь не только Россия заказывает продукцию отечественного ОПК, как известно. Наша страна выходит на новые рынки? Насколько вообще «военные» компании нуждаются в банковской поддержке экспорта в этом случае? 

То, что мы можем наблюдать, реализуя сделки по финансированию контрактов наших предприятий, позволяет говорить о широкой географии потребителей продукции отечественного военно-промышленного комплекса. ВТБ, в свою очередь, нацелен «следовать» за своими клиентами и в рамках международных норм оказывать им поддержку при претворении в жизнь их планов экспансии на новые рынки. 

У целого ряда наших партнеров есть планы в разной стадии реализации по сотрудничеству в новых географических пределах. Наиболее перспективными мы считаем рынки стран Африки, и у нас уже есть интересные наработки по этому направлению. Отдельные проекты реализуются совместно с партнерами в Азии и Индии. Мне не хотелось бы сейчас говорить о каких-то деталях, но в целом, бесспорно, позитивное движение наблюдается, тем более что ВТБ может предложить своим клиентам по-настоящему уникальные продукты, структурированные под самые сложные сделки, в том числе с использованием возможностей лучшей инвестиционной команды на рынке России. 

Кроме того, при поставках российского вооружения большую роль играет платежеспособность иностранного государства или заказчика, их готовность своевременно и в полном объеме оплачивать производимые поставки. Возможность предоставления финансирования в форме экспортного кредита у банка тоже есть.

 

КРЕДИТНЫЙ ПОРТФЕЛЬ

 

С такими хорошими показателями военно-промышленный сектор нуждается в кредитных ресурсах, как вы полагаете? 

Потребность прямо зависит от контрактной базы и наличия инвестпрограмм у каждого отдельного предприятия. В целом рынок ОПК достаточно капиталоемкий, но мы всегда ориентируемся на наличие у клиента источников для обслуживания и погашения долга.

Вот, если хотите, приведу конкретный пример. Санкт-петербургское предприятие «Алмаз-Антей» сейчас проводит масштабный инвестиционный проект. Его Северо-Западный региональный центр станет современным промышленно-конструкторским технопарком, который объединит на одной территории пять петербургских предприятий концерна. По плану будет построен машиностроительный комплекс общей площадью более 300 000 квадратных метров. 

Здесь будет организован последовательный и неразрывный процесс – от идеи до разработки опытного образца и выпуска готового изделия, будь то продукция специального или гражданского назначения. Такие глобальные проекты без кредитов вряд ли удастся реализовать. Общий объем финансирования, предоставленного ВТБ, составляет более 20 млрд руб.

БИЗНЕС ПО-КРУПНОМУ

 

ОПК России, как принято считать, – это большие концерны, известные во всем мире бренды. Появляются ли на этом рынке представители среднего бизнеса? 

Вы совершенно верно отметили общую тенденцию. Надо сказать, что в структуре ВТБ направление ОПК тоже относится к сегменту крупного бизнеса. Это определяется необходимостью особых условий обслуживания и связанностью большинства компаний в производственно-кооперационные цепочки. Что касается появления новых предприятий, то рынок военной продукции достаточно сильно консолидирован, а затраты на выход готового продукта слишком высоки. 

Когда речь идет о постройке завода с нуля, о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках и создании нового востребованного продукта, то срок окупаемости исчисляется десятилетиями. К сожалению, у российских инвесторов и предпринимателей просто нет финансовых ресурсов такой срочности. Частные компании в основном появились в результате приватизации промышленности СССР.

0,05% – УРОВЕНЬ ПРОСРОЧЕННЫХ ССУД ОТ ОБЩЕГО КРЕДИТНОГО ПОРТФЕЛЯ

 

Вот вы сказали, что любое оборонное производство – это «длинные деньги». ВТБ именно это привлекает в сотрудничестве с военными предприятиями?

Вы правы, на сегодня наш портфель кредитов имеет средневзвешенный срок порядка четырех лет. В то же время кредитование ОПК экономически оправданно и привлекательно для банков в условиях финансовой неопределенности, как принято говорить, «турбулентности» на рынках капитала. Во-первых, значительная часть портфеля связана с гособоронзаказом, финансирование которого не вызывает особых сомнений. Кроме того, существенная доля кредитов ОПК покрыта госгарантиями, а это не только снижение уровня риска банка, но и уменьшение давления на регулятивный капитал. Не стоит забывать и о возможности привлекать рефинансирование в ЦБ РФ под займы оборонных предприятий.

Еще одна особенность, делающая бизнес с предприятиями оборонного комплекса привлекательным для нас, – это долгосрочная основа взаимоотношений. Не сомневаюсь, что выстроенные годами партнерские связи с нашими клиентами обеспечивают для банка стабильные финансовые потоки и в части процентных и комиссионных доходов, и в части объемных показателей по  кредитным и пассивным продуктам. Сегодня, используя наработанные связи, мы активно реализуем продукты дочерних компаний группы ВТБ: зарплатные проекты, страхование, факторинг и т.д.

Как и в любом другом секторе экономики, в ОПК входят предприятия с разным финансовым состоянием. Отсюда и разные риски исполнения ими финансовых обязательств. Наша задача – совместно с коллегами из кредитного департамента, департамента рисков и других экспертных подразделений формировать такой портфель, по которому у банка будет оптимальное соотношение «риск/доходность». 

Пока нам удается достигать этой цели. Доля проблемной задолженности в портфеле департамента составляет 0,05%. За последние два года ни одна сделка ОПК, проведенная нашим подразделением, не была признана проблемной.


ГОСОБОРОНЗАКАЗ В ДЕЙСТВИИ

 

В каких объемах ВТБ кредитует сейчас ОПК? С какими показателями по этому направлению банк завершил год?

В рамках реализации государственной программы вооружения, рассчитанной до 2020 года, предприятия ОПК получают кредиты для выполнения гособоронзаказа под госгарантии РФ. ВТБ, наряду с другими крупными банками с госучастием, работает по данной схеме с самого начала – с 2011 года. 

Сейчас, оглядываясь назад, можно вспомнить, как на встрече с Президентом России Владимиром Путиным в начале нынешнего года председатель правления ВТБ Андрей Костин отметил значительный объем финансирования по программам гособоронзаказа – более 150 млрд руб., выданный ВТБ в 2011–2012 годах. По итогам 2013 года эта сумма выросла более чем в два раза. 

За прошедший год департамент заработал более 14,5 млрд руб. чистого операционного дохода, то есть каждый сотрудник «принес» практически 185 млн руб. В этом году кредитование в рамках гособоронзаказа по-прежнему остается ключевой задачей для нашего подразделения. Я не стал бы сейчас останавливаться на каких-то конкретных цифрах за первое полугодие 2014 года: программа рассчитана на весь год и ее итоги более корректно подводить в конце года.

 

ДОЛЯ ВТБ НА РЫНКЕ ОПК

 

Планируете наращивать кредитный портфель при работе с предприятиями ОПК? Какие ставите ориентиры на конец текущего года? 

Задача роста поставлена руководством банка перед всеми бизнес-подразделениями, и мы здесь не исключение. Другой вопрос, что сейчас непростое время для всей экономики и, несмотря на некоторое оживление производства в мае текущего года, мы все еще находимся в зоне преобладающей неопределенности. 

Тем не менее у меня есть уверенность, что при сложной рыночной конъюнктуре департамент справится с исполнением бизнес-плана. По итогам года мы прогнозируем прирост портфеля на уровне не менее 15%. Конечно, в текущих условиях мы фокусируем свои усилия не только на темпе роста, но и на сохранении качества кредитного портфеля, а также оптимизации размера капитала, аллоцируемого под сделки ОПК за счет получения госгарантий.

 

Изменится ли подход к работе с предприятиями ОПК в контексте новой стратегии банка? Какие цели и задачи вы ставите перед собой до конца 2016 года?

При разработке стратегии во внимание принималась комплексная оценка развития того или иного клиентского сегмента. В части ОПК банк имеет достаточно сильные позиции. Доля проникновения на рынке кредитования «оборонки» и космонавтики составляет более 30%, и это действительно хороший результат, поэтому основная стратегическая идея на период до 2016 года – удерживание занятой позиции на рынке, рост эффективности и контроль затрат. 

 

Планируете ли расширять набор банковских услуг, предоставляемых ОПК? 

Группа ВТБ сегодня обладает продуктовой линейкой мирового уровня. Более того, за счет наличия дочерних банков за рубежом мы способны удовлетворять потребности клиентов в самых разных странах мира. Даже достаточно консервативные клиенты оборонного сектора пользуются продуктами наших «дочек». 

Поскольку одной из основных задач является наращивание непроцентных доходов, связанных с транзакционным бизнесом и кросс-продажами продуктов других участников группы, мы стараемся расти именно в этом направлении – увеличиваем количество продуктов, потребляемых нашими клиентами. Здесь есть самые разные направления – от построения корпоративных казначейств с использованием продуктов cash management (таких, как расчетный центр клиента) до продажи страховых и факторинговых продуктов.

Буквально в июне текущего года мы привлекли в ВТБ Факторинг нашего клиента ОАО «Пермский моторный завод». Сейчас идет работа с поставщиками ПМЗ по реализации факторинговой схемы. Это не только новые возможности для клиентов, но и диверсификация источников доходов для группы.


© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск