Рейтинг@Mail.ru
Страна

Взлет «Сатурна»

С поддержкой ВТБ предприятие снова на орбите мировой промышленности

Один из производственных корпусов НПО «Сатурн» в Рыбинске украшает объемное изображение взлетающего пассажирского лайнера – оно прекрасно видно при въезде в город. Здесь много лет выпускают двигатели, в том числе поднимающие в воздух самолеты и ракеты. Но само научно-производственное объединение, гордость СССР, еще несколько лет назад было плотно прижато к земле грузом финансовых проблем, которые по-настоящему начали решаться, лишь когда партнером «Сатурна» стал банк ВТБ.

Текст: Роман Аршанский. Фото: Игорь Василевич

МОТОР!

Сегодня компания вновь набирает высоту, возвращая лидирующие позиции в мировом двигателестроении. Вся без малого столетняя история «Сатурна» была связана с моторами: автомобильными – до революции, а затем авиационными. Двигателестроение – это отрасль, показывающая уровень развития государства, поэтому «Сатурн» является сегодня одной из тех компаний, которые называют флагманами российской технологии и, в общем-то, всей нашей промышленности. 

Попасть сюда по-прежнему непросто: «оборонка» должна хранить свои секреты. Общий объем производственных площадей «Сатурна» – 1 000 000 (миллион!) квадратных метров. Масштабы предприятия впечатляют: это настоящий город в городе, со своими перекрестками, широкими и узкими улицами, историческими и современными зданиями. В отличие от многих, пришедших в упадок гигантов советской индустрии здесь невооруженным глазом видно, что предприятие развивается: строятся новые цеха, идет разбор старых зданий и реконструкция добротных построек советской поры. 


Попасть сюда по-прежнему непросто: «оборонка» должна хранить свои секреты. Общий объем производственных площадей «Сатурна» – 1 000 000 квадратных метров

К своему прошлому здесь относятся бережно. Как рассказывает управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Николаевич Федоров, самый первый, исторический цех на территории современного предприятия сохранился. Его планировали снести, но, когда здания стали очищать от накопленных за почти вековую историю наслоений и покрытий, открылись красивые архитектурные элементы, и цех решили оставить и реставрировать. За бережное к себе отношение история по-своему благодарит. В 1916 году, почти век назад, сюда пришли французы – собирать моторы Renault. А сегодня именно французская Snecma – главный партнер «Сатурна» по изготовлению двигателя SaM146 для «Сухой Суперджет 100». Это первый за всю историю России двигатель, который прошел сертификацию по всем международным стандартам. 

«Сатурн» – это авиационные, ракетные, энергетические и морские двигатели. В тяжелые для российской промышленности 1990-е годы, когда авиастроение оказалось практически невостребованным, «Сатурн» выживал за счет массовой эксплуатации двигателя Д-30 для пассажирских самолетов Ту-154, Ил-62 и транспортного Ил-76, а средства вкладывал в диверсификацию производства. Начали развивать военную составляющую, морскую и наземную тематику, работать с «Газпромом», потом появились другие компании. Брались за новые, перспективные разработки. У предприятия появились частные владельцы, оно пережило несколько реорганизаций, и в итоге объемы выпуска продукции упали до минимальных значений, а долги выросли до гигантских размеров.


ПАРТНЕРСТВО НА ВСЕ ВРЕМЕНА

Отвечая вопрос о ситуации на предприятии к исходу нулевых годов, управляющий директор НПО «Сатурн» Илья Николаевич Федоров вспоминает:

«Что было пять лет назад, перед тем как акционером «Сатурна» в большей степени стало государство? Была огромная, неподъемная «кредиторка», в три раза превышающая объем и выпуск продукции. Катастрофически падала выручка, поскольку шел период смены продукта – начали выпускать новый двигатель (SaM146), но в мизерных количествах, и было много ремонта старых моторов, экономически не очень выгодного. Поэтому государством и было принято решение о выкупе компании у частных владельцев. 

Процесс происходил в непростой, жесткой форме. Стояла задача: попытаться вывести предприятие на новый уровень развития. И вот здесь непосредственное участие принял банк ВТБ. Примерно четыре с половиной года назад на предприятие приехала делегация во главе с Владимиром Путиным. В составе делегации был Андрей Костин. И собственно говоря, с этого момента банк ВТБ стал стратегическим партнером «Сатурна» с точки зрения экономики, как бы финансовым экспертом и финансово-экономическим контролером деятельности «Сатурна». Работая с ним, мы многому научились. Ни одного решения мы не принимаем без банка, поскольку люди там компетентные, абсолютные государственники. Ни одна крупная компания, такая, к примеру, как General Electric или Boeing, не обходится без генерального партнера по экономике. Что касается «Сатурна» и ВТБ – это стратегическое партнерство на все времена. Это взаимная ответственность, очень плотная интеграция».

В итоге помощь государства оказалась весьма существенной. Благодаря вложениям в уставной капитал происходило не просто погашение долгов, а в основном модернизация всего предприятия; на ее базе и увеличились объемы выпуска продукции. Государство помогло и в компенсации процентов по кредитам, которые мы брали и привлекали из ВТБ. Сегодня предприятие выпускает тысячи наименований продукции. Моторы «Сатурна», которые работают на суше, в небе и готовятся к выходу в море, – это далеко не все. Здесь делают техническую оснастку и инструмент, с уникальными свойствами и по уникальным технологиям. 

В 2000-х открыли совместное предприятие с РОСНАНО без последних достижений науки и техники развивать двигателестроение просто невозможно. Оборудование цехов закупается самое современное, у лучших производителей. Илья Николаевич говорит: «Основные цеха уже возведены, до середины 2017 года они будут наполняться оборудованием, будут готовиться специалисты, и к этому времени мы рассчитываем выйти на полную мощность. Тут опять же надо сказать отдельное спасибо ВТБ. Он нас полностью и во всем поддерживает, даже не смотря на то что окупаемость проектов у нас в среднем пять лет, а для банков, как правило, интересны проекты с окупаемостью не более трех лет». 


ИЛЬЯ ФЕДОРОВ: «КАДРЫ – ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ВОПРОСОВ. МЫ СТИМУЛИРУЕМ ПОСТОЯННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ, СПЕЦИАЛИСТЫ ИМЕЮТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБУЧАТЬСЯ ЗА ГРАНИЦЕЙ. МОЛОДЕЖЬ ЗАНИМАЕТ ОТВЕТСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ»

СТАВКА НА МОЛОДЫХ

В новых цехах «Сатурна» привычного «заводского» антуража просто нет. Скорее они напоминают громадные лаборатории: много пространства, стекла, света, шум от станков вполне позволяет разговаривать, не повышая голоса. Здесь не увидишь промасленных спецовок – сотрудники носят цветные фирменные комбинезоны или белоснежные халаты. В путешествии по предприятию вообще невозможно не обратить внимания на персонал. Очень много молодежи. А ведь кадровый вопрос считается одним из самых серьезных вызовов для российской промышленности. 

Спрашиваю  у Ильи Николаевича, удалось ли решить его в Рыбинске. Отвечая, он снова возвращается на несколько лет назад: «Да, первоначально нам пришлось сокращать людей. Одномоментно мы были вынуждены уволить 2500 человек. Но принятые тогда меры привели к очень хорошим для предприятия результатам. Мы выправили экономическую ситуацию, выработали стратегию по прибыли и наконец приступили к строительству практически новой компании. Кадры, конечно, один из основных вопросов. Мы не можем предоставить те же  условия по заработной плате, как в столичном регионе. Однако стараемся компенсировать этот разрыв разными способами. Надо сказать, что получают наши сотрудники все же неплохо, средняя зарплата по предприятию – больше 30 000 руб., это с учетом самого низкооплачиваемого персонала. Мы стимулируем постоянный профессиональный рост, специалисты имеют возможность обучаться за границей. Несмотря на секретность, все равно много загранкомандировок. Молодежь занимает ответственные должности. У меня есть замы, которым по 30 лет, генеральному конструктору предприятия чуть более 40. Он доктор наук, в этом году успешно защитился. Кроме того, мы помогаем с жильем, совместно с нашим партнером ВТБ24 предоставляем льготные кредиты. Лет пять назад мы взяли курс на омоложение, на преемственность. Сейчас средний возраст сотрудников компании – 40 лет, это притом, что у нас работают и специалисты, которым за 70». 

ЧЕТЫРЕ С ПОЛОВИНОЙ ГОДА НАЗАД НА ПРЕДПРИЯТИЕ ПРИЕХАЛА ДЕЛЕГАЦИЯ ВО ГЛАВЕ С ВЛАДИМИРОМ ПУТИНЫМ. В СОСТАВЕ ДЕЛЕГАЦИИ БЫЛ АНДРЕЙ КОСТИН. СОБСТВЕННО ГОВОРЯ, С ЭТОГО МОМЕНТА БАНК ВТБ СТАЛ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПАРТНЕРОМ «САТУРНА»


ТОЧКИ ОПОРЫ

Несмотря на то что деятельность «Сатурна» прочно ассоциируется с авиацией, у предприятия сегодня несколько направлений. Как рассказывает Илья Николаевич, в опытном строительстве, в конструкторском бюро, существовало много разноплановых разработок: морские двигатели, двигатели для крылатых ракет, учебно-тренировочные, гражданские, для энергетиков, газоперекачки. Но не было понятно, что из этого «выстрелит», что финансово потащит компанию, как в свое время двигатель Д-30, разработанный в 60-х годах прошлого века, модификации которого производят и сегодня. 

Было выработано три цели. 

Во-первых, продолжили делать новые Д-30КП. Для этого договорились с иностранным заказчиком. Был заключен большой контракт на производство 184 двигателей. Второе – работа по гособоронзаказу над созданием двигателей для крылатых ракет воздушного, наземного и морского базирования. С целью расширения кооперации было принято решение об объединении усилий с Омским моторостроительным КБ, также являющимся разработчиком и производителем двигателей для БПЛА. Выпуск данной продукции в денежном выражении должен составлять не менее 5–6 млрд руб. Сегодня «Сатурн» довел объемы до 4 млрд только на малоразмерных моторах, и тенденция положительная.

И третье – нужно было развивать суперджетовский SaM146. Впервые за всю историю России по международным стандартам был сертифицирован сам двигатель. Так сотрудничество с французской Snecma по созданию SaM146 кардинальным образом повлияло на российскую компанию.
Одновременно на заводе шли другие работы, которые считались поддерживающими основное производство. Тем не менее убыточными они не были. 

И «выстрелила» морская тематика. До последнего времени разрабатывались собственные двигатели, готовились испытательные стенды, неспешно и по возможности закупалось оборудование.

Планировали выйти на результат к 2020 году. Двигатели для российских судов исторически производили в украинском Николаеве, и никто не мог предвидеть, что на Украине сложится такая тяжелая ситуация. В момент, когда в нашей стране было объявлено о курсе на импортозамещение, «Сатурн» оказался готов предоставить свою продукцию строящимся российским кораблям. По словам управляющего директора, «сейчас добавляют финансирование, и приступаем к активной работе. Сами двигатели практически готовы, надо запустить серийное производство».

Мировая практика показывает, что серьезные моторостроительные компании сосредоточивают у себя максимум 20% производства, остальное отдают на подряд. Это значительно дешевле и позволяет предприятию заняться действительно важными, критичными операциями, своими ноу-хау.

Производство тех же двигателей для «боингов» и «аэрбасов» разбросано не только по предприятиям, но и по миру. Участвуют Америка, Франция, Китай, Израиль. «У «Сатурна» сегодня 80% производства сосредоточено на нашем предприятии. Вот и стремимся к локализации до 20%. Ну и серийность нужна, разумеется, – добавляет Илья Николаевич. – Здесь мы отстаем от других стран, но это не столько проблема «Сатурна», сколько проблема государства».

«Илья Николаевич, – спрашиваю, – «Сатурн» производит двигатели. Можно ли сказать, что ВТБ сам стал двигателем для «Сатурна?»

«Если проводить такую аналогию, то я бы сравнил сам «Сатурн» с мотором. А ВТБ – с кровью для него, с топливом, без которого двигатель работать не может».

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск