Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Грани трагедии

Среди лауреатов ММКФ – ни одного легкого фильма

Запретная любовь, одиночество, убийство и безумие. Японская драма «Мой мужчина» чудом попала в основной конкурс 36-го Московского международного кинофестиваля. И определенно это же чудо сделало ее главным фильмом показа – «Золотой святой Георгий» улетел в Страну восходящего солнца. Остальные высшие награды кинофестиваля, который в этом году состоялся также при поддержке ВТБ, получили фильмы из Украины, Турции, Польши и России.

Текст: Жанна Цесас

ВОСТОЧНАЯ ЛОЛИТА

Сюжет фильма на первый взгляд весьма тривиален: родители 10-летней Ханы погибли в результате цунами, и девочку забрал к себе дальний родственник Юнго, который давно мечтал о своей семье.

Такой заход сбил сначала с толку отборочную комиссию ММКФ, которая после первых кадров катастрофы ожидала увидеть еще одну картину по мотивам катаклизма 2011 года. Однако тот факт, что «Мой мужчина» основан на одноименном скандальном бестселлере Кадзуки Сакураба и уже стал сенсацией у себя на родине, собрав в прокате более 19 млн иен, заставил более внимательно присмотреться к произведению известного во всем мире режиссера Кадзуеси Кумакири. 

«Мой мужчина» в очередной раз переосмысливает сюжет набоковской «Лолиты». Маленькая Хана растет в любви к приемному отцу, трогательно считает дни до его возвращения с рыболовных рейдов. Он постепенно становится для нее воплощением идеала мужчины. С самого детства девочка испытывает сильные чувства, замешанные на ревности и нежелании делить отчима с кем бы то ни было. Это в итоге привело к убийству старика-мудреца, который стал невольным свидетелем первой близости приемной дочери и отца. Драма разворачивается на берегу северного холодного моря с налетающими штормами, с плавающими ледяными глыбами. Именно на одной из таких льдин поскользнулся старик, а девочка, вместо того чтобы позвать на помощь или попытаться спасти, просто оттолкнула его ногой. И теперь отца и дочь связывает не только инцест, но и убийство. 

«Мой мужчина»
Они сбежали в Токио. Живут там в кричащей нищете, под грохот проезжающих поездов, в квартире, в которой накапливаются мусор и грязь – как метафора переживаний, бушующих в душе Юнго. Хана тем временем из угловатого подростка в очках превращается в красивую, соблазнительную женщину, и за ней начинает ухаживать богатый молодой поклонник. Сюжет картины и его воплощение многие критики назвали поистине экстремальными. Кадзуеси Кумакири удалось сделать очень сильную психологическую драму, детально описывая переживания героев. 

В Японии тепло приняли «Моего мужчину», учитывая, что вариации на тему «Лолиты» там вообще очень востребованы. В качестве модного сюжета они встречаются не только на большом экране, но также в манге и аниме. Тем не менее для большого международного проката «Мой мужчина» имел все шансы остаться арт-хаусным кино, если бы не выбор главного героя. Его сыграл Таданобу Асано, которого по праву можно назвать голливудской звездой после фильма «Тор». В России он известен по фильму «Монгол» Сергея Бодрова-старшего и «Затойчи» Такеши Китано. Он также получил приз 36-го ММКФ за лучшую мужскую роль.



ЛУЧШАЯ ПОЛОВИНКА

«Серебряный святой Георгий» за лучшую женскую роль достался непрофессиональной актрисе из Украины. Наталья Половинка – художественный руководитель львовского центра искусств «Майстерня пісні». Ей досталась роль в украинском фильме-притче, снятом по мотивам произведения шведского писателя Торгни Лингрена «Шмелиный мед». Действие разворачивается в маленькой гуцульской деревушке в Карпатах, куда приехала писательница, чтобы прочитать в местном монастыре лекцию о святых и юродивых. Среди слушателей она заметила пожилого человека и познакомилась с ним. Старик Войтко рассказал ей историю своей жизни, упоминая брата, с которым не общается.

«Братья. Последняя исповедь»

Братья-гуцулы всю жизнь были соперниками и постоянно ссорились. Каждый из них отчаянно боролся за право называться лучшим. С детства делили игрушки, одежду и даже мать. По мере взросления у них была одна женщина на двоих, а потом и сын. После очередной ссоры братья совсем перестали общаться. И вот уже 40 лет каждый живет своей жизнью и ожиданием, что извечный соперник уйдет в мир иной раньше, – чтобы потешиться, пережив его. 

Заинтересовавшись семейной трагедией, писательница нашла этого брата. Вникая в тонкости взаимоотношений родственников, женщина постепенно становится частью их жизни – тем связующим звеном, которого им не хватает, по сути последним свидетелем их многолетней и жестокой вражды, сведшей обоих в могилу. «Братья. Последняя исповедь» – это драма, каллиграфически выстроенная режиссером на фоне закарпатского колорита.

Наталья Половинка

ДА И НЕТ

Валерия Гай Германика изначально ходила в фаворитах конкурсной программы ММКФ. Ее картина «Да и да» наделала много шума этим летом. Режиссер в очередной раз растревожила публику умением показывать, как это часто любят называть, правду жизни, неприкрытую, как тела главных героев. Германика снова не изменила себе, эпатируя зрителей показом на экране откровенной обнаженки, грязи и физиологии, замешанных на сложных художественных метафорах. 

Как и другие произведения режиссера, лента разделила критиков на два противоборствующих лагеря: от безусловного восхищения до категорического отвращения. Зрители тем временем старались попасть в кинотеатры, чтобы увидеть фильм на большом экране. В прокате «Да и да» был буквально несколько дней, после 1 июля он оказался вне закона из-за мата в диалогах.

«Да и да»

Главная героиня скандального фильма – учительница Саша, молодая девушка с дредами и в очках. Саша сбежала от родственников, которые учили ее жизни и запрещали курить, к виртуальному знакомому – человеку с ником F5, юному художнику Антонину. У молодых людей завязался роман, Саша влюбилась и стала музой непризнанного гения-алкоголика. Она бегает за водкой, вызывает скорую, когда ему плохо, начинает пить сама – и рисовать. Девушка, оказавшись более успешным художником, постепенно продает свои картины и со слезами расстается с Антонином. Наступает похмелье – жесткое, замешанное на трагической любви и творческом кризисе.

Главную роль сыграла уже знакомая публике по дебютному фильму Германики «Все умрут, а я останусь» Агния Кузнецова. Перед премьерой своей картины со сцены московского кинофестиваля режиссер пожелала всем «Вечного космоса!». ММКФ ответил ей статуэткой за лучшую режиссуру и непрекращающимися спорами киноведов и критиков на тему: а есть ли там эта самая режиссура?

Валерия Гай Германика

ЗА ВЕРНОСТЬ

Спецприз фестиваля «За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» в этом году вручили легенде российского кинематографа Инне Чуриковой.

В свое время этот спецприз ММКФ получили Хелен Мирен, Эммануэль Беар, Олег Янковский, Жерар Депардье, Жанна Моро и Мерил Стрип.

 

СВОИМИ ГЛАЗАМИ

Специальным призом жюри решило отметить турецких режиссеров Мелика Сарачоглу и Хакки Куртулуша за биографический фильм «Свет моих очей». Это история о том, как молодой студент киновуза борется со страшной болезнью, которая может лишить его зрения, а значит, и смысла жизни – снимать кино. Фильм уникален не только тем, что основан на реальных событиях, но и тем, что режиссер Мелик Сарачоглу играет в нем самого себя. Съемки проводились в его квартире, актерами стали члены его семьи. А в повествование затейливо вплетены кадры домашнего видео, по сути – реальной хроники событий.


«Свет моих очей»
Не так давно у Мелика диагностировали отслоение сетчатки в правом глазу, потом и в левом. После операции он был вынужден лежать на диване, лицом вниз, 40 дней. Молодой режиссер не смог смириться с полной темнотой, пусть и временной, и с помощью своего друга Хакки Куртулуша решил снять фильм о себе. 

«Свет моих очей» не оставляет равнодушным. Зритель, независимо от собственного желания, оказывается вовлеченным в повествование, заставляющее то плакать, то смеяться вместе с главным героем. Невольно начинаешь сопереживать молодому человеку, который разбирается со своими чувствами и страхами. Вынужденная слепота меняет отношение к внешнему миру, переворачивая привычную систему координат. 


Мелик Сарачоглу и Хакки Куртулуш

СТРАШНО ГЛУБОКО

Другая история преодоления – в рассказе обладателя «Серебряного святого Георгия» за лучший документальный фильм режиссера Яна Матушинского. Герой его фильма «Глубокая любовь» – 60-летний дайвер, которого парализовало после инсульта. Тем не менее он остается уверенным в себе и очень активным, а благодаря курсу реабилитации начинает понемногу двигаться. Единственное, что не дает ему опустить руки, – это стремление воплотить свою мечту. Януш снова хочет нырять, и не просто уйти под воду, а добраться до прекрасной, но опасной Голубой дыры – пещеры неподалеку от Дахаба в Египте, куда тяжело спускаться даже здоровым дайверам. 

Голубыми дырами называют подводные вертикальные пещеры, уходящие вниз на очень большую глубину. На сегодня исследовано несколько десятков подобных чудес природы, но египетская – одна из самых известных. Правда, известность эта печальная. Неопытные дайверы часто переоценивают свои силы и гибнут в ней. Голубую дыру в Дахабе еще называют «Кладбищем дайверов». Ее глубина – около 100 метров. Со стороны пролива над пещерой нависают скалы под названием Арка. А на берегу устроен мемориал с десятками табличек и обелисков с именами погибших здесь аквалангистов. Не так давно власти Египта запретили размещать на склоне новые, потому как, по их мнению, это может отпугнуть туристов.

А посмотреть в Голубой дыре и правда есть на что. Все богатство Красного моря перед вашими глазами: кораллы, рыбы и другие обитатели подводного мира. Впрочем, для этого можно и не нырять вовсе, а просто посмотреть польский фильм – лауреат 36-го ММКФ.

«Глубокая любовь»

Ян Матушинский

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск