Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Чисто английский сад

Лучшие ландшафтные дизайнеры мира показали себя в Санкт-Петербурге

Прогуляться в «футбольном саду», изучить «травяную книгу», наведаться в «сад Шопена», увидеться с кэрроловской Алисой, сфотографироваться с Гарри Поттером, мистером Бином или нынешним «агентом 007» Дэниелом Крейгом, покататься на колесе обозрения «Глаз Лондона» и выпить лимонад с королевой Елизаветой – все это и многое другое смогли сделать посетители Михайловского сада. Русский музей при поддержке ВТБ провел VII Международный фестиваль ландшафтного искусства «Императорские сады России».

Текст: Жанна Цесас

ИМПЕРАТОРСКИЙ ДИЗАЙН

Фестиваль ландшафтного искусства – это самая настоящая битва дизайнеров, в которой безусловным победителем выходит зритель. Такую концентрированную красоту, к тому же в историческом месте, вряд ли еще где-нибудь можно найти. Главной темой нынешних «императорских садов» стала Англия, точнее, искусство английского сада: чопорность и следование традициям в каждой цветочной композиции, сдержанность и лаконичность.

Надо сказать, что Михайловский сад как нельзя лучше подошел для данного тематического фестиваля. Этот один из редчайших памятников архитектуры сочетает в себе два разных стиля ландшафтного искусства: регулярный (французский) и пейзажный (английский) – и входит в архитектурный комплекс Санкт-Петербурга, объединяющий в единое целое также Летний сад и Марсово поле.

Изначально на этом месте были сельские поселения, поместье и охотничьи угодья ротмистра Конау. В 1716 году архитектор Жан-Батист Леблон по заказу Петра I разработал генеральный план грандиозного дворцово-паркового ансамбля. Император лично утверждал этот проект.

Затем с течением веков и сменой правящих особ архитектурный ансамбль несколько раз менял свой внешний вид. При Екатерине I дворец почти полностью повторял центральную часть Верхних палат Петра I в Петергофе. А часть сада использовали в качестве плодового: для русского императорского двора в специальных боскетах выращивали кусты крыжовника, смородины, вишневые деревья, душистые травы и коренья. Там же находились оранжереи, парники, теплицы, в которых произрастали различные южные экзотические растения и фруктовые деревья, а также располагались погреба. 


Во времена правления Анны Иоановны на территории Михайловского сада, который в то время называли «шведским», был устроен «ягдгартен» – небольшой охотничий участок, где содержались зайцы и олени для придворной охоты. В 1743 году императрица Елизавета Петровна подошла к вопросу кардинально: построила новый Летний дворец по проекту Бартоломео Франческо Растрелли. 

Но и тот простоял недолго, как и последующие вариации. 

Нынешний Михайловский сад обязан своим убранством Карлу Росси. По заказу Николая I архитектор выстроил масштабный ансамбль для великого князя Михаила Павловича. Ему удалось создать образцовый «английский сад» со всеми основными приемами пейзажного стиля, позаимствованными из английской ландшафтной архитектуры 1715–1760 годов. Перед дворцом – луг неправильной овальной формы, обрамленный аллеей. Еще одно типичное решение – пруды с неправильно очерченными берегами. В саду также появился павильон с пристанью на берегу реки Мойки, расположенный на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I.

В 1922 году сад переименовали в «сад МОПРа» (Международной организации помощи борцам революции). Из Михайловского сделали городской парк с эстрадой, выставочными павильонами и детскими площадками. В 1961 году построили еще и городской туалет. С каждым годом черты исторического ландшафта исчезали, скрываясь за новыми архитектурными решениями советской эпохи и разросшимися кустарниками и деревьями. И только в начале 2000-х после последовательной реставрации комплекс снова обрел истинно английский шарм, заложенный архитектором Росси.

Впрочем, понятие английского сада (как и французского или итальянского) сейчас уже достаточно условно. Как сказал Жан-Луи Сюро, участник конкурса, директор одного из самых известных замков Луары – королевского замка Амбуаз, сады – одно из высших достижений европейской цивилизации, символ рая, здесь не может быть места национализму. Европейские культуры глубоко проникают друг в друга.

ГЛАВНОЙ ТЕМОЙ НЫНЕШНИХ «ИМПЕРАТОРСКИХ САДОВ» СТАЛА АНГЛИЯ, ТОЧНЕЕ, ИСКУССТВО АНГЛИЙСКОГО САДА: ЧОПОРНОСТЬ И СЛЕДОВАНИЕ ТРАДИЦИЯМ В КАЖДОЙ ЦВЕТОЧНОЙ КОМПОЗИЦИИ, СДЕРЖАННОСТЬ И ЛАКОНИЧНОСТЬ


ХУДОЖНИКИ И ПОЭТЫ

Сам Сюро представил на суд зрителей в Михайловском композицию под названием «Эфемерный сад». Дизайнер перенес пейзажи долины Луары на берега Невы. Его работа посвящена символической встрече двух легенд: Леонардо да Винчи и Александра Пушкина. 

Такое творческое решение не случайно. По одной из версий, Леонардо заканчивал работу над своей знаменитой «Джокондой» неподалеку от замка Амбуаз, директором которого в настоящее время служит Сюро. Здесь же художник похоронен. С другой стороны, в коллекции замка хранятся дуэльные пистолеты Александра Сергеевича Пушкина. Вот и получается, что две исторические персоналии удивительным образом были объединены одной точкой на карте Франции и маленьким садом в Санкт-Петербурге. 

Учитывая тему нынешнего фестиваля, крайне любопытно было увидеть работы британских дизайнеров. Звезда ландшафтных изобретений Энди Стеджен, пятикратный победитель всемирно известного фестиваля цветов в Челси, лично контролировал установку своей композиции. Несмотря на английскую тематику, мастер сделал подарок Михайловскому, рассказав, что наделил свой проект воплощением русского духа. Внешне это выглядело как сооружение, похожее на беседку в парке, щедро укрытое, как мягким пледом, зеленью разных оттенков. Получилось этакое место для дум и отдыха в тишине.


САДЫ – ОДНО ИЗ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, СИМВОЛ РАЯ, ЗДЕСЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МЕСТА НАЦИОНАЛИЗМУ

Его коллеги из Британии выбрали более красочные темы для своих перфомансов. Так, в Михайловском саду можно было познакомиться с «желтой подводной лодкой», которая плывет в цветочном море, появляющемся из гитары. Несложно догадаться, что проект посвящен легендарной четверке The Beatles. Другой сад – своеобразный подиум из растений – отдает дань уважения потрясающей Вивьен Вествуд. Кстати, этот проект получил один из призов фестиваля. Из любопытства также стоило прогуляться по «саду Лермонтова» и познакомиться с родом шотландских поэтов Лермонтов, к которому принадлежал и Михаил Юрьевич. 

Затейливые и неожиданные садовые работы представили и российские дизайнеры. Безусловным фаворитом фестиваля можно назвать экспозицию из Удмуртии – «Питерское отделение ижевского филиала могилы почетного удмурта Казимира Малевича». Проект стал несомненным центром притяжения фестиваля, и это несмотря на довольно странное название, тем более что родился художник в Киеве, умер в Ленинграде. Центральная часть скульптурной композиции, конечно же, куб с квадратным отверстием, своеобразное напоминание о самом знаменитом полотне художника – «Черном квадрате». Куб охраняют существа с человеческими телами, вместо голов у которых черепа животных. Посетители надолго задерживались у этого сада, а детям даже удавалось влезть в куб.


НЕ СЛЫШНЫ В САДУ

Каждый из посетителей смог найти для себя сад по вкусу и настроению. Здесь были и огромное кресло-трон «В гостях у Алисы», и «футбольный сад», суть которого можно не объяснять отдельно. Тут же рядом – книга из трав. А на одной из центральных аллей можно было послушать, как бьется сердце – сердце сада.

В Михайловском располагались и совсем особые сады. К примеру, сад в представлении глухих детей. На входе в этот зеленый лабиринт зрителям выдавали беруши, чтобы они в полной мере смогли понять и оценить визуальные ощущения. Или, наоборот, сад для слабовидящих. В нем собрали цветы с самым сильным запахом.

Художники и дизайнеры давали мастер-классы для детей и взрослых. А в одном из уголков Михайловского сада организаторы провели интерактивную акцию «Первый открытый фотовернисаж Five o’clock». По всему периметру между деревьями были натянуты веревки с прищепками, на которые любой желающий мог повесить свои работы. Фотографию разрешалось подписать, оставить свои координаты или просто послание неизвестному человеку. Взамен можно было выбрать любую понравившуюся фотографию, уже прикрепленную к веревке.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск