Рейтинг@Mail.ru
Страна

Полеты во сне и наяву

Реконструкция Пулково – когда жизнь обгоняет мечту

Этой весной в рамках масштабной модернизации аэропорта Пулково началась реконструкция исторического здания терминала Пулково-1. Этот образец советского модерна с узнаваемыми «стаканами» на крыше в недалеком будущем не только обретет задуманный изначально архитектором облик, но и получит дополнительно самое современное оснащение. Проект реализует международный консорциум в составе российской компании ВТБ Капитал, немецкой Fraport AG и греческой Cоpelouzos Group.

Шутка архитектора

Почти полвека назад архитектор Александр Жук задумал центральное здание аэропорта Пулково-1 как единое светлое пространство с многочисленными переходами и вместительными залами. Но сегодня увидеть терминал таким может разве что человек с очень богатой фантазией. Чтобы понять задумку автора проекта, нужно уменьшить раз в 20 число разместившихся у входа машин, на месте парковки разбить яркий газон, организовать широкий подъезд к терминалу и, главное, убрать внутри здания все пластиковые перегородки.

НОВЫЙ ТЕРМИНАЛ АЭРОПОРТА ПУЛКОВО – ИЗ СТЕКЛА И БЕТОНА – БЫЛ ПОСТРОЕН ПОИСТИНЕ УДАРНЫМИ ТЕМПАМИ

Архитектурная изюминка здания – знаменитые «стаканы». Так в народе именуют пять стеклянных куполов на крыше терминала. Легенда гласит, что архитектор Александр Жук придумал эту конструкцию во время дружеского застолья. Решив завершить возлияния, он демонстративно перевернул свой граненый стакан вверх дном. Солнце причудливо заиграло в гранях стекла, отражаясь на стенах комнаты. Архитектор был впечатлен и задумал воплотить идею в проекте аэропорта.

Помимо эстетической нагрузки «стаканы» несут и функциональную. Каждый из них буквально «надет» на колонну, которая выполняет задачи несущей конструкции. Кроме того, такая крыша – в виде светового короба – дает много рассеянного света, что не только радует глаз, но и позволяет существенно экономить электроэнергию.


Проектируя здание, Александр Жук, по его собственному признанию, намеревался «ликвидировать существующий разрыв между состоянием человека в современном воздушном корабле, преодолевающем с фантастической скоростью огромные пространства, и хлопотливыми заботами перед полетом и после приземления». Стоит признать: для своего времени (1970-е годы) с этой задачей он справился. Пулково-1 на тот момент был самым большим в стране терминалом. В нем размещались операционный зал с 24 регистрационными стойками, конвейерные линии для приема и выдачи багажа, ресторан, кафе, киоски и почта. К самолетам пассажиров доставляли травалаторы, размещенные в специальных тоннелях, ведущих к сателлитам, вокруг которых располагались места стоянки воздушных судов.

Сейчас техника выработала свой ресурс, стоек для регистрации в последнее время не хватало, кругом была толчея, мeста для ожидания и отдыха практически не оставалось. В связи с изменившимися требованиями к безопасности полетов аэропорт был вынужден отвести большую часть пространства под зону досмотра пассажиров. И если полвека назад архитектор справедливо гордился пропускной способностью терминала – 3400 пассажиров в сутки, то теперь здание явно перегружено. В часы пик количество человек достигало предельных значений.


АРХИТЕКТУРНАЯ ИЗЮМИНКА ЗДАНИЯ – ЗНАМЕНИТЫЕ «СТАКАНЫ». КАЖДЫЙ ИЗ НИХ «НАДЕТ» НА КОЛОННУ, КОТОРАЯ ВЫПОЛНЯЕТ ЗАДАЧУ НЕСУЩЕЙ КОНСТРУКЦИИ. ТАКАЯ КРЫША ДАЕТ МНОГО РАССЕЯННОГО СВЕТА И ПОЗВОЛЯЕТ ЭКОНОМИТЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ


В общем, сложности устаревшего терминала Пулково-1 вряд ли стоит описывать: большинству путешественников они известны не понаслышке. Тем не менее здание Жука, по признанию многих, – одно из лучших сохранившихся в России памятников советского модерна (архитектуры 1960–1970-х годов).

Сохранить исторический облик здания стремятся все участники развернувшихся с февраля нынешнего года ремонтных работ. Так, генеральный директор ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (ВВСС) – управляющей компании Сергей Эмдин отмечает: «Мы планируем не только сохранить внешний облик здания и легендарные «стаканы», мы вернем зданию прежнее, задуманное архитектором величие. В нем появятся уютные кафе и рестораны, магазины и комфортные зоны отдыха». Раньше свой рейс люди ожидали в Пулково-1 в тесноте и суете. После реконструкции здание станет единым целым с новым терминалом и будет предназначено для обслуживания пассажиров внутренних рейсов. Внешний облик здания практически не изменится, со стороны перронов к нему будут пристроены восемь телетрапов.

Три серьезные буквы

Этапы развития аэропорта учитывают не только требования Генплана города Санкт-Петербурга и его Градостроительного плана, но и соответствуют соглашению о государственно-частном парт-нерстве (ГЧП).

В рамках этого проекта государство в лице Правительства Санкт-Петербурга и ОАО «Аэропорт «Пулково» передало консорциуму ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» (его участники – ВТБ Капитал, Fraport AG, Copelouzos Group) в управление аэропорт сроком на 30 лет. Начиная с 2012 года оператор аэропорта выплачивает Правительству Санкт-Петербурга в лице ОАО «Аэропорт «Пулково» 11,5% с выручки либо с маржи (выручка, уменьшенная на расходы) в зависимости от источников получаемых ВВСС доходов, и это помимо налогов, отчисляемых в бюджеты всех уровней.

Сегодня Пулково – один из наиболее успешных примеров реализации ГЧП в России. «Этим проектом мы показали, что механизм ГЧП эффективно работает», – уверен глава ВТБ Андрей Костин. Более того, это первый в стране пример партнерства, который реализуется без привлечения бюджетных средств. Все инвестиции осуществляются за счет собственных и привлеченных заемных средств.

Основной акционер проекта – ВТБ Капитал, инвестиционное подразделение группы ВТБ. Компания оказывала консультационные услуги по привлечению долгосрочного долгового финансирования от 13 международных коммерческих банков и институтов развития, в том числе ЕБРР, UniCredit Bank Austria AG и Raiffeisen Zentralbank. Сами акционеры профинансировали 33%, ВВСС – 7%, остальное – займы.

 

СЕГОДНЯ ПУЛКОВО – ОДИН ИЗ НАИБОЛЕЕ УСПЕШНЫХ ПРИМЕРОВ РЕАЛИЗАЦИИ ГЧП В РОССИИ. ОСНОВНОЙ АКЦИОНЕР ПРОЕКТА – ВТБ КАПИТАЛ, ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ГРУППЫ ВТБ


 

НОВЫЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТЕРМИНАЛ ПУЛКОВО

7

лент выдачи багажа

88

стоек регистрации

110

кабин паспортного контроля

13 500

кв. м – зона розничной торговли и общественного питания

150 000

кв. м – общая площадь терминального комплекса (после завершения реконструкции Пулково-1)

Терминал как арт-объект

Новый терминал аэропорта Пулково – из стекла и бетона – был построен поистине ударными темпами. Всего три года назад в присутствии Владимира Путина забивали первую сваю в фундамент. А 4 декабря 2013 года Терминал-1 уже принял первых пассажиров. Сначала в него перевели рейсы базовой авиакомпании «Россия» в города Германии, а затем до 28 марта поэтапно были переведены все оставшиеся – внутренние и международные. «Строительство было завершено точно в срок. Мы уложились в смету, которая была запланирована. Проектом «Пулково» мы показали, что ВТБ держит свое слово», – отметил Андрей Костин.

Дизайнерское решение Терминала-1 разработало английское архитектурное бюро Grimshaw Architects. Дизайн выполнен с элементами стилистики исторических зданий Санкт-Петербурга. В нем обыграны и позолоченные купола церквей города, и геометрия советской эпохи, и величие парадных залов Эрмитажа. Так, по мнению архитекторов, волнистый потолок на первом этаже терминала символизирует водную гладь Невы, а золотая крыша – огни горизонта города.

Если абстрагироваться от изысков дизайнеров и посмотреть вокруг глазами простого путешественника, можно также найти немало достоинств в недавно открывшемся терминале. Привлекают внимание прежде всего огромные панорамные окна, яркие информационные табло, просторные залы, комфортные кресла, уютные кафе. Погружение в атмосферу Северной столицы начинается с первых же шагов: у входа пассажиров встречает скульптура «Авиатор» работы известного российского мастера Дмитрия Каминкера, в зале выдачи багажа – репродукции «Петербургской азбуки» Александра Флоренского. В зале регистрации обращают на себя внимание скульптуры ангелов с крыльями самолетов, созданные художником и скульптором Дмитрием Шориным. После завершения реконструкции Пулково-1 и Терминал-1 соединит двухуровневая галерея. Терминалы станут единым целым. Раньше аэропорт Пулково состоял из двух отдельных терминалов, которые разделяли 5 км, что доставляло массу неудобств транзитным пассажирам. После ввода нового централизованного Терминала-1 пересадка между рейсами стала комфортной и удобной.



ДИЗАЙНЕРСКОЕ РЕШЕНИЕ ТЕРМИНАЛА-1 РАЗРАБОТАЛО АНГЛИЙСКОЕ БЮРО GRIMSHAW ARCHITECTS

Белые ночи, зимние дни

«Запуск терминала будет способствовать открытию новых направлений», – полагает Сергей Эмдин. «По темпам роста среди аэропортов своей категории – от 10 млн до 15 млн пассажиров в год – Пулково занимает в Европе второе место после аэропорта Ататюрк в Стамбуле. Последние три года наш пассажиропоток растет на 15–16% в год», – отмечает Сергей Эмдин.

Конкурировать с Домодедово и Шереметьево аэропорт пока не планирует. После модернизации он собирается занять собственную нишу – стать крупнейшим хабом Северной Европы и обогнать аэропорт Хельсинки по пассажиропотоку.

Существуют и другие ресурсы для развития. В числе новых перспективных инициатив можно, например, отметить идею обеспечения транзитных авиапассажиров правом находиться в Санкт-Петербурге без визы в течение 72 часов. «Это может простимулировать как экономику Пулково, так и Санкт-Петербурга, да и всего Северо-Западного федерального округа. Мы надеемся, что Госдума примет соответствующие поправки к закону в ближайшее время», – рассказывает Сергей Эмдин.

В новом терминале аэропорта Пулково создан
комфорт для пассажиров всех возрастов и категорий
Транзитным авиапассажирам есть что посмотреть в Санкт-Петербурге, убежден топ-менеджер. К тому же турфирмы и городские власти могут получить дополнительный доход, если займутся продвижением не только белых ночей, но и зимних дней. «Санкт-Петербург – очень красивый город. Все знают про белые ночи, но также можно сделать популярной и зиму в Северной столице. Для нас поддержка города, культурная программа, привлечение туристов зимой в Санкт-Петербург стали бы большим подспорьем. Представьте себе: 60% населения Земли не видели снега! На этом научились зарабатывать в Финляндии, то же можно сделать и у нас», – рассуждает Сергей Эмдин.

 

ОБЪЕКТЫ ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ

Гостиница
200 номеров

Бизнес-центр
10 600 квадратных метров

Многоуровневая автостоянка
560 машиномест

Открытая парковка долговременного хранения автомобилей
1200 машиномест

Деньги на вырост

Первая фаза реконструкции и развития аэропорта Пулково обойдется акционерам компании и кредиторам в 1,2 млн евро и завершится в 2014 году. В рамках первой фазы уже построены здание нового централизованного пассажирского терминала, гостиницы, бизнес-центр, парковки, новые здания аэродромной инфраструктуры, такие как энергоцентр, две пожарные станции, реконструированы перроны, закуплено новое оборудование и многое другое.

После завершения реконструкции Пулково-1 новый авиационный комплекс сможет обслуживать 17 млн пассажиров в год. «В 2013 году Пулково принимал 12,9 млн пассажиров, – рассказал глава ВТБ Андрей Костин на встрече с Владимиром Путиным. – Так что запас еще есть. Но вообще-то количество пассажиров, прилетающих в Питер, резко растет, поэтому этот запас не надолго».

Что ждет Пулково дальше? «Начнется вторая фаза развития аэропорта, – говорит Сергей Эмдин. – Мы уже объявили конкурс на разработку концепции нового комплекса. Его строительство может обойтись компании в 700–800 млн евро. Новый терминал пристроим к Пулково-1, так же как Южный и Северный пирсы. И все эти объекты позволят увеличить пропускную емкость до 25 млн человек. Эта фаза строительства начнется в 2017–2018 годах».

Проект будущего терминала включает в себя возведение новых зданий, посадочных галерей, пристроек к терминалу. Новые сооружения будут соединены с существующим аэровокзальным комплексом. При этом мощность единой автоматизированной багажной системы существенно возрастет, она будет объединена с уже действующей в Терминале-1.

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск