Рейтинг@Mail.ru
Страна

Банк солнца

Дмитрий Руденко: «Мы хотели создать нечто уникальное для нашей страны»

На российском розничном рынке «Лето Банк» является одним из самых молодых и при этом успешных проектов. За минувший год кредитный портфель «дочки» ВТБ24, специализирующейся на выдаче населению небольших городов России кредитов наличными и POS-кредитов, вырос в 40 раз и превысил 28,3 млрд руб. О секретах успеха и ближайших планах этого подразделения ВТБ журналисту «Энергии успеха» рассказал президент – председатель правления «Лето Банка» Дмитрий Руденко.

 

Дмитрий, «Лето Банк» вышел на весьма конкурентный рынок в конце 2012 года и всего через год продемонстрировал впечатляющие успехи. Какие задачи перед вами стоят? Когда рассчитываете получить первую прибыль?

Задачи, по сложившейся в группе ВТБ традиции, амбициозны. И потому расти предстоит опережающими темпами. Так, мы должны в ближайшие годы сформировать клиентскую базу в несколько миллионов человек. В течение первых трех лет предстоит создать сеть продаж из тысячи отделений и десятков тысяч точек присутствия в магазинах (POS-точки). Разворачивать сеть собираемся как в крупных, так и в небольших городах с населением от 50 000 человек.

Что касается прибыли, то получать ее «Лето Банк», по нашим расчетам, начнет к 2015 году. А в следующие два года окупит первоначальные инвестиции. Объем вложений ВТБ24 в проект составил в 2012 году более 1,2 млрд руб., а в 2013 году – 7,9 млрд руб. Общий объем инвестиций – до 25 млрд руб.

 

Что такое POS-кредиты?

POS-кредитование (РОS – point of sale) – направление розничного бизнеса банков, предполагающее выдачу кредитов на определенные товары непосредственно в торговых точках. Как правило, такие ссуды отличаются довольно высокими процентными ставками (в России – от 30%), при этом одобрение ссуды происходит очень быстро (не более часа). Этот бизнес считается высокодоходным и высокорискованным.
В развитых странах сегмент POS-кредитования нередко развивают «дочки» крупных западных банков, которые обычно имеют собственные имена. Например, во Франции – Cetelem и BNP Paribas. Лидерами российского рынка POS-кредитования являются «Альфа-Банк», «Русский Стандарт», «ХКФ Банк», «ОТП Банк», «Русфинанс Банк», «Сетелем» и «Лето Банк».

 

Как появилась идея создать «солнечный» банк?

Задумка открыть в массовом секторе отдельный розничный банк, который без касс будет выдавать кредиты наличными и POS-кредиты, обсуждалась в ВТБ24 с 2007 года. Это было время бума потребительского кредитования. Тогда сам президент – председатель правления ВТБ Андрей Костин с большим энтузиазмом поддержал эту инициативу. Прошло время, мы проанализировали различные варианты выхода на этот перспективный сегмент рынка: от покупки игроков, создания совместного предприятия, как это сделал Сбербанк, до стартапа. В итоге выбрали путь самостоятельного развития, посчитав, что в таком динамично развивающемся бизнесе не стоит повторять чужие ошибки.

Предстояло придумать яркое, теплое, запоминающееся имя новому банку. Ведь, как говорят англичане, как лодку назовешь, так она и поплывет. Название должно быть броским и коротким: тогда и запоминается хорошо, и сэкономить на рекламе позволяет. В расширенный бренд-список попали 200 имен. После долгих споров в шорт-листе остались 20 названий. Большинством голосов победил «Лето Банк». Коротко, необычно и позитивно!

В ДОКУМЕНТАХ «ЛЕТО БАНКА» НЕТ СНОСОК МЕЛКИМ ШРИФТОМ, ГДЕ ОБЫЧНО ПРЯЧУТ КАБАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАЕМЩИКА

Никаких касс

 

Почему для офисов выбрали столь необычную концепцию? Совсем на банк не похоже…

Так и задумано: мы хотели создать нечто уникальное для нашей страны. Чего не хватает сегодня клиенту в массовом банковском сегменте? Прежде всего тепла и уважительного отношения! Обычно, если деньги есть – пожалуйте сюда, в отдельную комнату private banking. А простым людям приходится даже в отделениях банков толкаться в очередях. Мы и подумали: раз наш банк создан для российской глубинки, не избалованной сервисом, то первым делом проявим уважение к нашим клиентам.

В итоге в офисах «Лето Банка», которые мы называем клиентскими центрами, мы воссоздали атмосферу интернет-кафе: посетителя встречает сочный и при этом дружелюбный интерьер в стиле хай-тек. В большой комнате с удобным диваном комфортно размещаются рядом клиент и сотрудник банка. Никаких перегородок и касс, только тихая музыка, как в дорогом бутике. И бесплатный Wi-Fi, конечно.

Не буду скрывать: мы хотели в какой-то мере добиться в регионах эффекта «прилета НЛО». Это когда открытие клиентского центра «Лето Банка» на  главной улице небольшого городка становится ярким, запоминающимся для местных жителей событием. Чтобы усилить эффект, мы предлагаем клиентам чай и кофе. Европейцев, конечно, таким сервисом не удивишь, особенно в Великобритании и Франции. А в нашей стране для глубинки это пока диковина.

Наш подход, кстати, уже пытаются копировать региональные компании, которые затеяли ребрендинг. Да что там компании! До комичного доходит: через две недели после того, как мы открыли офис во Владимире, к менеджеру банка подошел клиент с просьбой «поделиться телефоном» дизайнера. Уж очень ему понравился интерьер отделения – посетитель хотел в том же стиле и свою квартиру обставить. Для дизайнеров наших клиентских центров это, пожалуй, лучший комплимент…


 

Чем уникальна бизнес-модель вашего банка?

Прежде всего мы всегда на стороне клиента. Если есть желание выстроить долгосрочные партнерские отношения с человеком, нельзя его обманывать. В документах «Лето Банка» нет сносок мелким шрифтом, где обычно прячут кабальные условия для заемщика. Все тарифы по ссудам, комиссиям и страховкам открыты и понятны. Кроме того, наш банк на стороне акционеров. «Лето Банк» является классическим лоукостером. И чтобы заработать для инвесторов прибыль, мы стремимся максимально экономить на расходах. Так, головной офис банка занимает всего один этаж в небольшом бизнес-центре и по функционалу скорее напоминает процессинговую компанию. А наши клиентские центры умещаются всего на нескольких квадратных метрах...

 

Прямая речь

Дмитрий Руденко, президент – председатель правления «Лето Банка»:

«В 2013 году наш банк показал стремительный рост. Если в конце 2012 года «Лето Банк» присутствовал в двух десятках городов, то через год клиентские центры открылись на территории почти всей страны. За этот период 540 000 граждан России воспользовались услугами банка. В каждом макрорегионе, где появился «Лето Банк», мы создаем в первый год до 500 новых рабочих мест. В таком же темпе планируем развиваться и в 2014 году, предлагая населению качественные и доступные финансовые услуги».

Эффект новизны

 

Почему группа ВТБ решила запустить этот нишевый проект?

ВТБ нужно расти. Как известно, сегодня компании развиваются по трем сценариям. Во-первых, за счет глубины: когда игрок отвоевывает долю рынка у конкурентов в тех сегментах, где у него сильные позиции. Это успешно делает ВТБ24. Другой путь – расти за счет новизны: когда с помощью ноу-хау создаются новые рынки. По такому пути развиваются Facebook и Apple с I-Phone. Третий вариант – расти вширь: захватывать новые ниши рынка. Это наш случай: под новым брендом мы зашли в новые, динамично развивающиеся сегменты POS-кредитования и кэшевых ссуд.

 

Не было опасений, что «Лето Банк» может оттянуть часть клиентов ВТБ24?

Наш продуктовый ряд принципиально отличается от линейки ВТБ24. Мы работаем с небольшими нецелевыми займами до 500 000 руб. и в торговых сетях. А ВТБ24 выдает большие ссуды малому бизнесу и населению, занимается зарплатными проектами. У «Лето Банка» значительно выше аппетит к риску, но и продукты подороже, естественно. У нас разные технологии продажи: «Лето Банк» использует операционную модель банковского лоукостера, поэтому ссуды одобряются очень быстро (от 10 минут до  часа). Банку ВТБ24 требуется более тщательная проверка документов и залогов, поскольку он выдает кредит на  значительные суммы.

В общем, с материнским банком нам делить нечего. Вспомните успех «Кока-Колы». Эта компания выпускает сразу несколько брендов. Допустим, человек любит апельсиновый вкус. Он может купить не главный продукт – «Колу», а дочерний бренд – «Фанту». И каждый напиток принесет свою копеечку в общий котел этой большой компании. Доходы ВТБ24 и «Лето Банка» так же отражаются в общей консолидированной прибыли группы ВТБ.

 

«ЛЕТО БАНК» В ЦИФРАХ

В 40 раз

до 28,3 млрд руб., вырос в 2013 году кредитный портфель «Лето Банка»

Более 500 000

кредитов выдал банк в 2013 году

В 161

населенном пункте России работают клиентские центры «Лето Банка»

Ставка на регионы

 

По каким критериям выбираете регионы присутствия?

Мы развиваемся очень динамично. Мы начинали в Центральном федеральном округе, потом двинулись на юг страны, на север. Сейчас развернулись на восток и дошли до Улан-Удэ. Сегодня наши клиентские центры представлены в более чем 160 населенных пунктах. Выбирая точку присутствия, мы оцениваем прежде всего, насколько в регионе представлена группа. Нам особенно интересны небольшие города, где нет ни ВТБ24, ни Банка Москвы. Но, бывает, и в крупных городах находим свободные ниши.

 

Какие регионы показывают наибольший прирост?

Москва и Санкт-Петербург, конечно. И все же мы здесь не так счастливы: точек немного, а спрос большой – трудно добиться нужного нам качества в обслуживании. Мы себя лучше чувствуем в Центральной России, на Юге и Северо-Западе. Это входит в наши стратегические планы. Тактически ради экономии времени и средств мы стараемся идти за сотовым ритейлом. МТС, «Мегафон» и «Билайн» имеют весьма профессиональные команды, которые занимают лучшие торговые места в городе. А мы почти всегда рядом с ними. Классическое банковское отделение с кассовым укреплением поставить возле офиса сотового ритейлера трудно. А «Лето Банк» может открыть свой клиентский центр: нам много места не нужно...

 

Где еще клиенты могут воспользоваться предложениями «Лето Банка» помимо его собственных офисов?

В магазинах наших партнеров, например. К концу прошлого года мы заключили контракты с больше чем 21 000 магазинов. И на их территории клиенты «Лето Банка» могут оперативно оформить кредит. В 2013 году мы начали развивать еще один формат обслуживания – стойки продаж в торговых центрах. С их помощью можно оформить и получить кредит наличными на карту «Лето Банка» Visa Classic, а также оформить кредит на товар в магазинах-партнерах. Сейчас действует уже более 130 таких стоек.

 

Итоги 2013 года

Болезни роста

 

Управляться с таким большим хозяйством, наверное, непросто. Какие ИT-решения помогают?

Действительно, порой наш банк напоминает подростка: он вырос стремительно, руки-ноги длинные, не всегда слушаются. Столь динамично растущему бизнесу без современных ИТ-решений не обойтись. В середине прошлого года «Лето Банк» внедрил новый модуль автоматизированной системы принятия решений. Это позволило сократить скорость обработки кредитной анкеты в два раза. Минувшей осенью открылся первый удаленный кредитный центр – в городе Иваново. Мы уверены, он поддержит бурный рост банка и позволит быстрее и качественнее принимать решения по заявкам, удерживать эффективные показатели кредитного риска. Уже в текущем году, думаю, не менее 800 000 клиентов «Лето Банка» получат решение по кредитной заявке с помощью кредитного центра.

 

Какие стратегические задачи стоят перед вами в 2014 году?

Во-первых, нарастить к концу года кредитный портфель до запланированного уровня 65 млрд руб. Во-вторых, мы намерены продолжить развитие сети клиентских центров. Если в конце 2013 года у нас их было чуть больше 270, то через год мы планируем уже 500–550 офисов. В-третьих, мы должны порадовать акционеров хорошими финансовыми результатами. Доходы «Лето Банка» планомерно растут. В 2013 году объем кредитного портфеля рос в два раза быстрее плана. Надеюсь, в текущем динамика окажется не хуже. В этом году планируем выпустить новые продукты, среди них – кредитную карту. Мы делаем ставку на инновации и удаленные каналы продаж. Мы также намерены усилить свои позиции на рынке платежей и денежных переводов.

А знаете ли вы?..

«Лето Банк» вошел в десятку лучших брендов 2013 года по оценкам экспертов Forbes.

«Лето Банк» по итогам 2013 года вошел в топ-20 рынка нецелевого кредитования и топ-10 рынка POS-кредитования по данным Frank Research Group.

Клиентские центры «Лето Банка» названы лучшими банковскими отделениями страны по оценкам экспертов журнала «Банковское обозрение».

При поддержке «Лето Банка» создана самая большая в России сеть пунктов приема у населения использованных батареек – в сотрудничестве с крупнейшей в Европе сетью бытовой техники и электроники Media Markt.

«Лето Банк» получил звание «Привлекательный работодатель – 2013» по версии портала Superjob.ru.

«Лето Банк» открыл в городе Иваново первый в стране удаленный кредитный центр, который позволит минимизировать кредитные риски банка с помощью новейших систем оценки платежеспособности заемщика.

 

© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск