Рейтинг@Mail.ru
Кофе-брейк

Бои с правилами

КАМАЗы снова покорили «Дакар»

Команда «КАМАЗ-Мастер», генеральным спонсором которой является банк ВТБ, в 12-й раз выиграла легендарное ралли «Дакар». Сотрудник пресс-службы ВТБ, а по совместительству корреспондент «Энергии успеха» Леонид Ситник наравне с российскими экипажами преодолевал бездорожье. Он рассказал читателям журнала о перипетиях сложнейшей в истории ралли гонки. Ведь, чтобы одержать и, главное, удержать победу, нашей команде пришлось бороться с соперниками не только до последних метров дистанции, но даже и после финиша.

Фото «КАМАЗ-Мастер»

 

Герои «Дакара»

«КАМАЗ-Мастер» на протяжении почти всей истории гонок побеждает в ралли «Дакар».

1996 – экипаж Виктора Московских
2000, 2002, 2003, 2004 – Владимир Чагин
2005 – Фирдуас Кабиров
2006 – Владимир Чагин
2009 – Фирдуас Кабиров
2010, 2011 – Владимир Чагин
2013 – Эдуард Николаев
2014 – Андрей Каргинов

Первая победа КАМАЗа. 1996 год

Вы когда-нибудь были на Марсе? Красные горы окаймляют каменистую равнину, по которой мечутся пыльные смерчи. Ни былинки под ногами, ни деревца на горизонте… Пустыня Атакама в Чили – одно из самых засушливых мест на Земле. Некоторые метеостанции никогда не регистрировали здесь дождь. Хотя осадки все-таки иногда случаются, составляя до 1 мм в год. Для сравнения: на Москву за месяц проливается в среднем 85 мм. То есть в Атакаме такой объем выпадает за 850 лет, да и то в виде тумана. Настоящих дождей земля здесь не видела сотни тысяч лет, поэтому камни вокруг не похожи на привычные глазу округлые, обточенные водой булыжники на берегах рек и морей. Вся пустыня – необозримая россыпь причудливых обломков породы с острыми краями. Между ними порой и ногу трудно поставить, не то что проехать на автомобиле. После пары часов ходьбы по таким булыжникам подошва моих ботинок оказалась изрезанной, а каблук выкрошился. Примерно то же происходит с шинами – они истираются за день-два, не больше. В общем, подходящее место выбрали организаторы для самой престижной внедорожной гонки планеты.

С тех пор как ралли-марафон «Дакар» в 2008 году перебрался из Африки в Южную Америку, участники гонки то нахваливают, то проклинают разнообразие местных ландшафтов, по которым пролегает маршрут легендарного состязания. В этом году после пекла Атакамы участники ралли успели освежиться на равнинах Аргентины с переполненными от ливней реками, соляными озерами, покоряли они и унылые песчаные дюны Боливии, и перевалы Анд…


В ЭТОМ ГОДУ ПОСЛЕ ПЕКЛА АТАКАМЫ УЧАСТНИКИ РАЛЛИ УСПЕЛИ ОСВЕЖИТЬСЯ НА РАВНИНАХ АРГЕНТИНЫ С ПЕРЕПОЛНЕННЫМИ ОТ ЛИВНЕЙ РЕКАМИ, СОЛЯНЫМИ ОЗЕРАМИ, ПОКОРЯЛИ ОНИ И УНЫЛЫЕ ПЕСЧАНЫЕ ДЮНЫ БОЛИВИИ, И ПЕРЕВАЛЫ АНД

Нервных просят удалиться

Подчас природа ставит перед участниками соревнований по-настоящему непреодолимые преграды. В прошлом году, например, несколько этапов пришлось отменить из-за разлива рек, отчего общая дистанция марафона значительно сократилась. Многие опытные спортсмены даже посчитали оставшийся участок пути неприлично коротким для настоящего ралли и презрительно назвали прошлогоднюю гонку «женской». Это, конечно, не понравилось организаторам, ведь они всегда гордились тем, что двухнедельный марафон имеет репутацию самого жестокого и изматывающего автоспортивного состязания планеты. Наверное, из-за этого на «Дакаре-2014» спортсменам предложили преодолеть этапы повышенной сложности.

«В прошлый раз мы насчитали около 3200 км спецучастков, проложенных по бездорожью, теперь – больше 5000 км, – рассказывает победитель гонки Андрей Каргинов. – То есть внедорожная часть «Дакара» в этом году оказалась длиннее почти вдвое. Гонщики рано вставали, поздно ложились. Столовая на стоянке в этом году работала практически до утра. Ритм марафона оказался намного более напряженным. Стоит ли говорить, насколько всем было тяжело? В конце многие спортсмены радовались уже тому, что просто дотянули до финиша. Это был настоящий «Дакар»!»



НА ПЕРВОМ ЖЕ СПЕЦУЧАСТКЕ АНДРЕЙ КАРГИНОВ ПРОБИЛ КОЛЕСО, ПОТОМ ПРОКОЛОЛ ВТОРОЕ, А ЗАТЕМ ПОДВЕЛ И КОЛЕСНЫЙ ДИСК. В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ ПОТЕРЯЛ ПОЛЧАСА

Действительно, финишную черту в этом году пересекли, увы, далеко не все. Из 472 мотоциклов, квадроциклов, внедорожников и грузовиков, стартовавших в аргентинском Росарио, финишировали в чилийском Вальпараисо меньше половины – 205 единиц гоночной техники. В большинстве случаев отказывали машины. 

Из-за жары зачастую техника горела. Весь мир обошли фотографии португальца Паоло Гонсалвеса, рыдавшего над сгоревшим дотла мотоциклом.

Паоло Гонсалвес, рыдающий
над сгоревшим дотла мотоциклом

Хитрый ход

Подстерегла неудача и один из пяти вышедших на старт «Дакара-2014» КАМАЗов, за рулем которого сидел Айрат Мардеев, серебряный призер прошлого ралли. На втором этапе Айрат шел по дистанции первым. Ему предстояло проехать по берегу пересохшей реки, как вдруг земля под тяжестью грузовика осыпалась. Пытаясь выровнять машину, гонщик нажал на «газ», но, увы, грузовик опрокинулся в русло и перевернулся.

И тут произошел эпизод, который самым драматическим образом повлиял на дальнейший ход гонки в классе грузовиков. Следом за Айратом ехал его основной конкурент – голландец Жерар де Рой, выступавший на грузовике Iveco. Увидев аварию, Жерар остановился и спросил, не нужна ли экипажу «КАМАЗ-Мастера» помощь. Он должен был это сделать согласно правилам ралли: гонщики обязаны оказать помощь попавшим в аварию коллегам в случае угрозы их жизни и здоровью. Получив ответ, что с экипажем КАМАЗа все в порядке, де Рой вернулся за руль, тронулся… и забуксовал в канаве. Выбраться из ловушки Жерару удалось только через 22 минуты. А прибыв на финиш этапа, находчивый голландец заявил судьям, что потратил это время на оказание помощи экипажу Мардеева. И судьи, в соответствии с правилами гонки, компенсировали де Рою 22 минуты, выведя его тем самым в лидеры гонки. «Никакой помощи он не оказывал, и, по нашему мнению, он поступил в этой ситуации нечестно», – возмущался Андрей Каргинов.

Лидеры поддерживают лидеров

С 2005 года генеральным спонсором команды является банк ВТБ. «Такой серьезный спонсор появился в самое нужное для нас время, когда мы стали создавать базу команды, – вспоминает Семен Якубов, основатель «КАМАЗ-Мастера». – Там, где мы работали, дальше производить машины и готовиться к соревнованиям было невозможно. Мы нуждались в своем корпусе. Нам дали недостроенный дизайн-центр – только стены, да и то не все, и на деньги ВТБ мы смогли достроить его».

Первый заместитель президента – председателя правления банка ВТБ Василий Титов поздравил спортсменов с победой в ралли «Дакар-2014»: «Особенность этой команды заключается в стабильно высоких результатах, которые «КАМАЗ-Мастер» показывает на протяжении многих лет. В Набережных Челнах создан действительно уникальный коллектив единомышленников, ориентированных на общую победу. «КАМАЗ-Мастер» по праву называют сборной России по автоспорту. «КАМАЗ-Мастер», так же как и ВТБ, всегда стремится к лидерству и новым победам».

 

ЗА ДВЕ НЕДЕЛИ ГОНКИ «КАМАЗ-МАСТЕР» РАСХОДУЕТ ОКОЛО 200 ШИН. ЗАПАСНУЮ РЕЗИНУ И ВСЕ ПОВРЕЖДЕННЫЕ ШИНЫ ЭКИПАЖ ВЕЗЕТ С СОБОЙ. ЗА БРОШЕННУЮ В ДОРОГЕ ПОКРЫШКУ ОРГАНИЗАТОРЫ «ДАКАРА» ШТРАФУЮТ НА 1500 ЕВРО


Гвозди бы делать из этих людей

Между тем у будущего победителя ралли Андрея Каргинова поначалу тоже дела шли не очень удачно. На самом старте гонщик подхватил вирус и заболел. Температура держалась под 40. После одного из наиболее изматывающих этапов Андрея отправили на «скорой» в больницу, положили под капельницу. Но уже следующее утро спортсмен встретил в кабине КАМАЗа, ведь замена участников на протяжении двухнедельного марафона невозможна, а подвести экипаж капитан не мог. В итоге весь этап Андрей держался на антибиотиках и адреналине. Даже бывалые организаторы не могли поверить, что в таком состоянии реально вести гонку, да еще и лидировать. Не случайно сразу после финиша в кабину Каргинова лично заглянул комиссар соревнований Фабьен Кальве и проверил, нет ли в составе экипажа посторонних.

К сожалению, на этом неприятности Андрея не закончились. На «Дакаре» гонщиков подстерегает немало разнообразных трудностей. И бороться с личным недомоганием – не самое трудное для привычных к самоограничению спортсменов. Куда больше неприятностей доставляют проблемы с техникой и неспортивное поведение конкурентов, пытающихся вырваться в лидеры любой ценой.


Чаще всего, по признанию участников внедорожных ралли-рейдов, мучаются экипажи с шинам. В аргентинских буераках, к примеру, растет кустарник с сучьями, твердыми, словно стальные прутья. Наезд на один такой «гвоздь» оборачивается проколом. Несладко резине приходится и в каменистой Атакаме. Поэтому колеса на «Дакаре» – это, по сути, расходный материал. Запасную резину экипаж везет с собой, равно как и все поврежденные шины. Почему не выбрасывают испорченные? Дело в том, что организаторы «Дакара» очень пекутся о репутации гонки и потому за брошенную в дороге покрышку штрафуют на 1500 евро.

За две недели гонки «КАМАЗ-Мастер» расходует около 200 шин. Из-за порезов и повреждений покрышка, как правило, выдерживает до двух дней. А бывает, и на день не хватает… «На первом же спецучастке пробил колесо, – досадует Каргинов. – Потом проколол второе, а затем подвел и колесный диск – воздух спускал. В общей сложности из-за колес я простоял полчаса. А вот наш главный соперник – де Рой – поменял одно колесо и потерял на этом всего семь минут. Вот ведь везучий!»

Полевой лагерь «Дакар-2014»

Приключения с разоблачением

Дальше судьба наших гонщиков, казалось, сменила гнев на милость. Пески и суровое бездорожье – давно уже родная стихия для КАМАЗов. И как только гонка перевалила Анды и углубилась в пустыню – преимущество россиян в скорости стало неоспоримым. Андрей Каргинов наращивал темп, увеличивая свои шансы на успех. «Был сложный горный участок, – вспоминает Андрей. – Вдруг из-за поворота выбегает гонщик и машет руками. Мы сбавили скорость и увидели перевернутый внедорожник китайского экипажа. Их машина перекрыла практически всю дорогу. Но, как оказалось, де Рой смог мимо нее протиснуться. В принципе, наверное, и мы могли бы проехать, но посчитали подобное поведение неспортивным».

 

Пьедестал «Дакар-2014»

1-е место. «КАМАЗ-Мастер».
Каргинов (пилот), Мокеев (штурман), Девяткин (механик).
2-е место. De Rooy Iveco.
Де Рой, Колсоль, Родеварт.
3-е место. «КАМАЗ-Мастер».
Николаев, Яковлев, Рыбаков.

В классе мотоциклов выиграл испанец Марк Кома.
В классе квадрациклов первым на финише был чилиец Игнасио Касале.
В классе внедорожников первенствовал экипаж испанца Нини Рома и француза Мишеля Перена (штурман).

Лежащий поперек узкой горной дороги автомобиль китайцев представлял собой опасность для всех участников ралли, поэтому экипаж Андрея Каргинова решил убрать помеху. Сначала попробовали вручную перевернуть внедорожник. Не вышло. Тогда камазовцы достали фал, зацепили пострадавший автомобиль, отодвинули к краю дороги и продолжили гонку. На этом потеряли восемь минут, которые, согласно правилам, судьи должны вернуть Каргинову, сохранив за ним первое место в общем зачете.

Де Рой так не думал. После финиша он написал протест: мол, КАМАЗ также должен был проехать мимо, ведь пострадавших не было. Организаторы опросили свидетелей инцидента, самого де Роя, китайский экипаж. Просмотрели видеозапись: всю ситуацию от начала и до конца засняли с вертолета на телекамеру. Пригласили, конечно, и экипаж Каргинова. Нашим спортсменам не пришлось оправдываться: организаторы подтвердили, что гонщики «КАМАЗ-Мастера» поступили правильно. В итоге судейским решением им компенсировали время, потраченное на оказание помощи.

Казалось бы, справедливость восторжествовала. Экипаж Каргинова стал чемпионом «Дакара-2014». Но у многих наблюдавших эти перипетии остались вопросы: почему за де Роем сохранили второе место? Почему судьи не дисквалифицировали голландца за неоказание помощи в опасной ситуации? Может быть, «КАМАЗ-Мастеру» стоило в свою очередь написать протест? «И без протеста весь мир видел эти кадры, – парирует Андрей Каргинов. – Де Рой показал свое истинное лицо: ради результата он готов на неспортивное поведение. Я понимаю интерес организаторов: им каждый год нужен новый победитель, нужны новые лица, чтобы в гонке была интрига. Это правильно, но пусть сильнейший определяется в открытой спортивной борьбе. Нам тоже важен достойный соперник, тогда и победа будет слаще!»

Победители 2014 года (слева направо):
Игорь Девяткин, Алексей Мокеев, Андрей Каргинов

ВНОВЬ ПОКОРЕННЫЙ «ДАКАР» СТАЛ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ КОМАНДЫ 12-Й ПОБЕДОЙ. ЗА ЭТО ВРЕМЯ СМЕНИЛОСЬ ПОКОЛЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ, НО ШКОЛА РОССИЙСКИХ ГОНЩИКОВ ВСЕ ТАК ЖЕ СИЛЬНА


Вместо эпилога

Вновь покоренный «Дакар» стал для российской команды 12-й победой. За это время сменилось поколение спортсменов, но школа российских гонщиков все так же сильна. Сегодня сборная «КАМАЗ-Мастера» – это не купленные в других странах за бешеные гонорары суперпилоты. Своих героев команда выращивает подчас из своих же механиков, как это, собственно, произошло с Каргиновым.

Причем россиянам совсем не свойственно головокружение от успехов. Так, на церемонии награждения на центральной площади Вальпараисо автору этих строк довелось подглядеть характерный эпизод: после вручения победителям призов в виде фигур бедуинов все смешалось: люди, машины, брызги шампанского. Какой-то ошалевший механик подбежал к падающему от усталости и счастья Каргинову, выхватил из рук гонщика «Бедуина» и всучил ему свой смартфон – «Снимай!». И маститый победитель «Дакара» запросто принялся фотографировать парня со своим легендарным призом. «Побеждает не гонщик, не фамилия на двери машины, – улыбается, поясняя эпизод, Андрей Каргинов. – Побеждает команда. И эта победа принадлежит ей».

«Дакар-2014» в цифрах и фактах




© 2014 ВТБ

Издается с 2006 года.

Распространение - во всех регионах, где представлен ВТБ.

Корпоративные СМИ ВТБ

Поиск